Разгадана тайна взросления человека
В некоторых странах считается, что человек полностью взрослеет к 16 годам. Где-то — к 21 году. Однако такие предположения далеки от истины. Согласно новому исследованию, человек прекращает взрослеть лишь к 40-летнему возрасту. Именно в этот период мозг человека перестает развиваться, сообщает NEWSru.com со ссылкой на издание The Telegraph.
Бытовавшие ранее предположения ученых сводились к тому, что мозг полностью формируется в раннем детстве. Однако проведенное недавно сканирование мозга доказало совершенно обратное.
Группа исследователей под руководством профессора Сары-Джейн Блэйкмор из Университетского колледжа Лондона в результате проведенных изысканий пришла к выводу, что префронтальная кора — зона, находящаяся прямо за лбом, — продолжает изменяться в тридцать и сорок лет.
Такое открытие кардинальным образом меняет медицину, если принять во внимание, что префронтальная кора играет ключевую роль в работе мозга.
По мнению ряда исследователей, именно эта область головного мозга делает нас людьми. Она задействована в процессе принятия решений, социальных взаимодействиях и прочих личностных аспектах.
Таким образом, социальные навыки человека могут значительным образом изменяться по мере роста и развития префронтальной коры. Вероятно, с учетом данного факта на кризис среднего возраста окружающим следует смотреть иначе.
Подробнее: www.izvestia.ru
Комментарий Владимир Кудрявцев
: Журналисты, как водится, погорячились, назвав открытие британских ученых, «разгадкой тайны взросления», что, впрочем, не снижает его значимости. Взросление и созревание мозговых структур – не тождественные процессы. Взрослением мы обязаны освоению новых ответственных дел – будь то школьное учение или профессиональные занятия, строительство семьи или воспитание детей, – в рамках которых возникают новые формы наших взаимоотношений с другими людьми. Возникающие при этом задачи диктуют особый образ жизни, который вызывает необходимость в дальнейшем развитии, в том числе, функций человеческого мозга. Эти функции, т.е. физиология мозга, продолжает по-своему развиваться даже на этапе старческого угасания.
Иное дело – анатомия мозга, его структурные, морфологические характеристики. Они не столь подвижны, изменчивы, открыты к развитию, как функциональные, физиологические. Однако даже с общепринятой точки зрения, анатомическое созревание мозга завершается приблизительно к 10-12 годам, а не в раннем детстве, как указывается в заметке. И все же, получается, предел морфогенеза мозга положен, анатомически мозг «превращается кость», в то время как его функции пребывают в становлении – усложняются, дифференцируются. Это, как если бы на 386-м компьютере безотказно работала бы Windows 7 с полным набором современных программ. В это трудно поверить, тем более, если речь идет о префронтальной коре, которая сама по себе, конечно, не «делает нас людьми», но на уровне телесной органики во многом обеспечивает нашу способность действовать, мыслить, чувствовать по-человечески в человеческом мире. Обеспечивает, но не предопределяет. Сама префронтальная кора формируется в процессе активного изменения человеком обстоятельств своей жизни, решения жизненных проблем. Это тот – специфически «человеческий» - случай, когда, как писал выдающийся мыслитель Э.В.Ильенков, не орган порождает функцию, а функция – орган, необходимый для своего осуществления.
Впрочем, еще далекий от подобных взглядов И.П.Павлов высказывал мысль, что в филогенезе лобные доли мозга возникли и сформировались не как результат его «спонтанной» эволюции, а благодаря ориентировочной активности живых существ, занятых поиском оптимальных условий своего существования (питания, размножения и др.).
На развитие сайта