Надеюсь, Маяковского все опознали (теперь приходится и об этом спрашивать).
Напоминаю.
Если в партию сгрудились малые –
Сдайся враг, замри и ляг!
Наши «малые» в разные партии грудились уже неоднократно. А «враг» все еще жив, не сдается. Мне кажется, потому, что ключевое слово здесь – малые.
Малые – это какие? Ответ простой – никакие. По отдельности каждый из них – никто и зовут его никак. Это люди без идей и без лиц. Они политически, идеологически, эстетически – никакие. Они – бездарны. Это их главное свойство. Потому что только будучи никем, никаким, можно бесконечно приспосабливаться к конъюнктуре, напяливать разные личины, колебаться вместе с линией. . . Они и колеблются. ВЛКСМ – КПСС – . . . ой!. . . – Наш дом Газпром – Единство – Единая Россия и т.д. Главное и единственно важное – «сгрудиться» поближе к Центру.
Раньше (давно уже) эта публика уподоблялась нечистой силе: «Образ, который они принимают, также зависит от их выбора; а так как самая сущность бытия бесов - ложь, образ этот - фальшивая видимость, маска. По характерной русской пословице «у нежити своего облика нет, она ходит в личинах». (Мифы народов мира. М., 1980, статья "Бесы").
В наш нерелигиозный век народец этот описывается так: «Цель рыночного характера – полнейшая адаптация, чтобы быть нужным, сохранить спрос на себя при всех условиях, складывающихся на рынке личностей. Личности с рыночным характером по сравнению, скажем, с людьми ХIХ в. не имеют даже собственного «я», на которое они могли бы опереться, ибо их «я» постоянно меняется в соответствии с принципом – «Я такой, какой я вам нужен.» . Люди с рыночным характером не умеют ни любить, ни ненавидеть. Эти «старомодные» эмоции не соответствуют структуре характера, функционирующего почти целиком на рассудочном уровне и избегающего любых чувств, как положительных, так и отрицательных, потому что они служат помехой для достижения основной цели рыночного характера – продажи и обмена, – а, точнее, для функционирования в с соответствии с логикой «мегамашины», частью которой они являются. Они не задаются никакими вопросами, кроме одного – насколько хорошо они функционируют, – а судить об этом позволяет степень их продвижения по бюрократической лестнице.» (Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990, с. 153-154).
Теперь им потребовались, как выразился Вождь, «новые лица и новые идеи». Конечно, у них проблемы – и с лицами, и с идеями. Ну, действительно, просто нет их – ни лиц, ни идей!
Вспоминается история.
Однажды я (в качестве социолога) получил небольшой заказ: требовалось выяснить отношение рядовых (не-политизированных) граждан к одному из высших функционеров Единой России. Видимо, там, «наверху», решался вопрос: кого стоит сделать публичным «лицом» партии. Человек этот на тот момент был не особенно заметен на экранах и широкой публике малознаком. Методика была простая: я отобрал семь фотографий политиков «второго ряда», демонстрировал их участникам опроса (фокус-группы) и выяснял эмоциональное отношение граждан к предъявленным персонажам (во всяком случае, к их «образам»). Предварительно проверил: кого из предъявляемых присутствующие могут узнать и назвать по фамилиям. Оказалось: процентов 10 собравшихся могут узнать хотя бы одного, не больше. Так что «эксперимент» можно считать вполне чистым. При этом задавались вопросы. Например, такой: «C каким животным ассоциируется это лицо»? Или такой: «Представьте себе, что Вы – начальник отдела кадров крупного предприятия. Вот этот человек (показывается фото) приходит к вам устраиваться на работу. Вы не знаете о нем ничего, первый раз видите в лицо. Какую должность Вы бы ему доверили»? Еще вопрос: «Этот человек посватался к вашей хорошей знакомой. Что Вы ей посоветуете»?
Результат опроса оказался очень красноречивым. Насчет ассоциаций с животными: интересующий заказчика персонаж чаще других ассоциировался с крысой. А насчет предлагаемой должности наиболее частым был ответ: никакую. О сватовстве – даже трудно цитировать. Вроде «на пушечный выстрел…», «поганой метлой…» и т.д. Такое вот привлекательное лицо. (Сейчас сей славный муж значительно повысил свой аппаратный вес, хотя «лицом» партии его сделать, все же, не решились). Посмотрите, если вам интересно, на лица заглавных единороссов. Там ведь многое, если не все, просто, как говорится, на лбу написано! Так вот: эти персонажи свои места и полномочия (и доходы, разумеется) никаким «новым лицам» уступать не собираются. «Новые лица» требуются исключительно для предвыборных декораций. Ну, найдутся еще какие-нибудь спортсменки. . . так это не лица, это, скорее декольте. Никакие лица – настоящие, значительные, узнаваемые, авторитетные, привлекательные – там не появятся. Да они там, в самом-то деле, и не нужны.
Хотите «новых идей»? Да вы хоть одну старую добрую идею освоить способны? Есть, скажем, такая «идея», называется «демократия». Этому древнегреческому изобретению уже больше двух тысяч лет. Есть «идея» посвежее (ХVIII век) – разделение трех ветвей власти. Есть идея свободной и независимой прессы, есть идея местного самоуправления – у современного человечества много хороших идей наберется. Хоть одну прочитали, поняли, оценили, освоили? Теперь желаете «новых идей»? Ну, не лукавьте. Никакие настоящие «идеи» вам не нужны. Их и не будет, можно гарантировать.
Так в какой же Фронт сейчас «грудятся» наши «малые», безликие и безыдейные? Против кого фронт? Против лиц. И против идей. Настоящих, разумеется. Безликие – против личностей. Безыдейные – против идейных. Бездарные – против талантливых. Может ли такой фронт стать «народным»? Вряд ли. Не стоит так уж плохо думать о нашем народе.
Да, «сгрудившись», наши бездарности многого достигли: угробили (физически) миллионы личностей, множество идей. Но до сих пор так и не победили. И не победят никогда, в какие «фронты» их не собирай.
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
По теме на блоге Владимир Кудрявцев
На развитие сайта