Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » В защиту дошкольного детства. Обращение к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания С. М. Миронову

В защиту дошкольного детства. Обращение к Председателю Совета Федерации Федерального Собрания С. М. Миронову

  • Закладки: 
  • Просмотров: 967
  •  
    • 0

22 апреля 2005 г.



Глубокоуважаемый Сергей Михайлович!




Члены Российской академии естественных наук просят Вас срочно вмешаться в решение проблем, связанных с сохранением системы дошкольного образования. Существующая в стране уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное развитие детей и дает их родителям возможность работать, находится под угрозой разрушения. Это связано со вступлением в силу Федерального закона № 122, принятого 22.08.2004 г., а также с разработанной Министерством образования и науки РФ стратегией реформы системы образования (ее материалы обсуждались на парламентских слушаниях «Перспективы развития отечественной системы образования» 25 ноября 2004 г. и на рабочей группе партии «Единая Россия»).



С начала 2005 года российские детские сады впервые за 85 лет своего существования в качестве государственных учреждений лишились финансирования из Федерального бюджета. Их содержание теперь целиком возложено на местные власти. Федеральный закон № 122 переводит детские сады из разряда безусловно поддерживаемых государством образовательных учреждений в разряд местных услуг, финансируемых за счет собственных средств муниципалитетов, многие из которых находятся в дотационных регионах. Местные бюджеты с трудом выделяют дошкольным учреждениям средства на мизерную зарплату (в большинстве регионов зарплата воспитателей составляет 2200-2440 р.) и жилищно-коммунальные расходы. На необходимые игрушки, пособия, литературу и повышение профессиональной квалификации денег нет. Поэтому содержание детей почти полностью перекладывается на плечи родителей. Это приводит к резкому повышению родительской платы. Сумма платежа поднята до 700 рублей, а в некоторых городах Московской области она еще выше (до 1500 р. и более). Для большинства жителей малых Российских городов, где прожиточный минимум составляет 2400 рублей, а 30% населения едва дотягивает до этой планки (данные по Новгородской области), такая сумма является непомерной для родителей.



Это приведет к резкому оттоку детей из дошкольных учреждений, а значит увеличению количества безнадзорных детей, поскольку старшее поколение из-за мизерных пенсий вынуждено работать.



Принятый Федеральный закон № 122 противоречит положению Конституции РФ о гарантированном государственном общедоступном бесплатном дошкольном образовании.



Еще больше осложнит положение детей и родителей готовящаяся Министерством образования и науки РФ реформа системы образования, в том числе ее первой ступени – дошкольного образования.



С целью выравнивания стартовых возможностей детей в отношении школьного обучения предлагается ввести так называемое обязательное «предшкольное образование» для детей, начиная с 5 лет, в учреждениях разного типа. Это, по сути, означает введение системы подготовки к школе как краткосрочного (1-2 года) натаскивания детей по чтению, письму и математике. Следует сказать, что дошкольный возраст – это особый возраст, в котором происходит формирование универсальных общечеловеческих способностей, а также эмоциональной, мотивационной сфер, произвольности, воображения, инициативности, самостоятельности и других качеств, необходимых для нормального дальнейшего развития, в том числе для успешного обучения в школе. Все эти качества складываются в разных видах детской деятельности (игре, рисовании, конструировании и других), а не на занятиях школьного типа.



Необходимо напомнить, что в нашей стране уже есть отрицательный опыт раннего обучения детей 6-летнего возраста в школе. В 80-е годы был проведен широкий педагогический и физиолого-гигиенический эксперимент, охвативший 50 000 детей 6 лет, обучавшихся в течение одного года и в детском саду, и в школе. Он убедительно показал физиологическую и психологическую неготовность детей данного возраста к обучению в школе, негативное влияние обучения в условиях школы на их здоровье. Достаточно сказать, что 38 % детей 6-летнего возраста были отчислены из школ из-за психоневрологических отклонений. Ссылки на международную практику раннего школьного обучения некорректны, т.к. в США, Великобритании и других странах, где не существует развитой системы дошкольного образования, условия, формы и методы обучения детей 5-7 лет в школах как раз аналогичны именно тем, которые имеются в российских детских садах. А в тех странах, где подобная система есть (Финляндия, Швеция и др.), дети идут в школу с 7 лет.



Сегодняшнее состояние здоровья детей дошкольного возраста от рождения до 7 лет (по данным медицинских обследований, только 10 % детей считаются практически здоровыми), а также сложная социально-экономическая ситуация большинства российских семей диктуют недопустимость принятия решения о переходе на раннее обучение в школе.



Введение предшкольного образования как части общеобразовательной школы, фактически, нарушит целостную систему дошкольного воспитания, которая опирается на психологическую возрастную периодизацию, в соответствии с которой возраст от рождения до 7 лет составляет эпоху дошкольного детства. Сокращение детства недопустимо, какими бы политическими и социально-экономическими мотивами оно ни оправдывалось.



Таким образом, в результате введенного нового принципа финансирования система дошкольного образования в России уже к лету окажется в глубоком кризисе, грозящем полным разрушением. Это повлечет за собой вполне прогнозируемые следствия: увеличение количества оставленных без присмотра малышей, рост ранней беспризорности, увеличение числа отказов от детей, еще большее падение рождаемости, резкое ухудшение материального и социального положения значительной части населения. Введение «предшкольного образования» еще больше усугубит кризис в системе дошкольного образования и семье. Все это с неизбежностью приведет к социальному взрыву в нашем нестабильном обществе.[/b]


Учитывая ситуацию, сложившуюся в сфере дошкольного образования, мы предлагаем:



1. Признать дошкольное образование первой ступенью системы образования (внести соответствующие поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании»).



2. Сохранять и поддерживать сложившуюся в стране уникальную систему дошкольного образования с обязательным охватом детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). С этой целью необходимо, прежде всего, внести изменения в статью 29, п. 61 Федерального закона № 122 от 22.08.2004 г. – в части «обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования» не только в общеобразовательных (как читается в статье), но и в дошкольных образовательных учреждениях (в названную статью после слов «дополнительного образования в…» следует вставить слова «дошкольных образовательных и…», далее по тексту; после слов «оплату труда работников» вставить слова «дошкольных образовательных и…», далее по тексту).



3. В случае введения обязательной системы подготовки детей 5-7 лет к школьному обучению разработать единую государственную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей, реализуемую в образовательных учреждения разных видов. Программа должна предусматривать, наряду с обучением ребенка грамоте, специфические для дошкольников виды деятельности (игру, конструирование, рисование и др.) и направления воспитания (физическое, музыкальное и др.), которые являются важной основой нормального развития и успешного обучения в школе.




Слободчиков В. И. – директор Института развития дошкольного образования Российской академии образования, доктор психологических наук, член корреспондент РАО;



Парамонова Л.А. – директор Московского Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор педагогических наук;



Тарасова К.В. – заведующая лабораторией Московского Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор психологических наук;



Кудрявцев В.Т. – руководитель Центра стратегических исследований в дошкольном образовании ИСО Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор;



Богоявленская Д.Б. – заведующая лабораторией Психологического института Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.



Источник:сайт Российской академии естественных наук - www.raen.ru




  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Май 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Май 2018 (22)
Апрель 2018 (60)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Декабрь 2017 (73)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх