22 апреля 2005 г.
Глубокоуважаемый Сергей Михайлович!
Члены Российской академии естественных наук просят Вас срочно вмешаться в решение проблем, связанных с сохранением системы дошкольного образования. Существующая в стране уникальная система дошкольного образования, которая обеспечивает всестороннее полноценное развитие детей и дает их родителям возможность работать, находится под угрозой разрушения. Это связано со вступлением в силу Федерального закона № 122, принятого 22.08.2004 г., а также с разработанной Министерством образования и науки РФ стратегией реформы системы образования (ее материалы обсуждались на парламентских слушаниях «Перспективы развития отечественной системы образования» 25 ноября 2004 г. и на рабочей группе партии «Единая Россия»).
С начала 2005 года российские детские сады впервые за 85 лет своего существования в качестве государственных учреждений лишились финансирования из Федерального бюджета. Их содержание теперь целиком возложено на местные власти. Федеральный закон № 122 переводит детские сады из разряда безусловно поддерживаемых государством образовательных учреждений в разряд местных услуг, финансируемых за счет собственных средств муниципалитетов, многие из которых находятся в дотационных регионах. Местные бюджеты с трудом выделяют дошкольным учреждениям средства на мизерную зарплату (в большинстве регионов зарплата воспитателей составляет 2200-2440 р.) и жилищно-коммунальные расходы. На необходимые игрушки, пособия, литературу и повышение профессиональной квалификации денег нет. Поэтому содержание детей почти полностью перекладывается на плечи родителей. Это приводит к резкому повышению родительской платы. Сумма платежа поднята до 700 рублей, а в некоторых городах Московской области она еще выше (до 1500 р. и более). Для большинства жителей малых Российских городов, где прожиточный минимум составляет 2400 рублей, а 30% населения едва дотягивает до этой планки (данные по Новгородской области), такая сумма является непомерной для родителей.
Это приведет к резкому оттоку детей из дошкольных учреждений, а значит увеличению количества безнадзорных детей, поскольку старшее поколение из-за мизерных пенсий вынуждено работать.
Принятый Федеральный закон № 122 противоречит положению Конституции РФ о гарантированном государственном общедоступном бесплатном дошкольном образовании.
Еще больше осложнит положение детей и родителей готовящаяся Министерством образования и науки РФ реформа системы образования, в том числе ее первой ступени – дошкольного образования.
С целью выравнивания стартовых возможностей детей в отношении школьного обучения предлагается ввести так называемое обязательное «предшкольное образование» для детей, начиная с 5 лет, в учреждениях разного типа. Это, по сути, означает введение системы подготовки к школе как краткосрочного (1-2 года) натаскивания детей по чтению, письму и математике. Следует сказать, что дошкольный возраст – это особый возраст, в котором происходит формирование универсальных общечеловеческих способностей, а также эмоциональной, мотивационной сфер, произвольности, воображения, инициативности, самостоятельности и других качеств, необходимых для нормального дальнейшего развития, в том числе для успешного обучения в школе. Все эти качества складываются в разных видах детской деятельности (игре, рисовании, конструировании и других), а не на занятиях школьного типа.
Необходимо напомнить, что в нашей стране уже есть отрицательный опыт раннего обучения детей 6-летнего возраста в школе. В 80-е годы был проведен широкий педагогический и физиолого-гигиенический эксперимент, охвативший 50 000 детей 6 лет, обучавшихся в течение одного года и в детском саду, и в школе. Он убедительно показал физиологическую и психологическую неготовность детей данного возраста к обучению в школе, негативное влияние обучения в условиях школы на их здоровье. Достаточно сказать, что 38 % детей 6-летнего возраста были отчислены из школ из-за психоневрологических отклонений. Ссылки на международную практику раннего школьного обучения некорректны, т.к. в США, Великобритании и других странах, где не существует развитой системы дошкольного образования, условия, формы и методы обучения детей 5-7 лет в школах как раз аналогичны именно тем, которые имеются в российских детских садах. А в тех странах, где подобная система есть (Финляндия, Швеция и др.), дети идут в школу с 7 лет.
Сегодняшнее состояние здоровья детей дошкольного возраста от рождения до 7 лет (по данным медицинских обследований, только 10 % детей считаются практически здоровыми), а также сложная социально-экономическая ситуация большинства российских семей диктуют недопустимость принятия решения о переходе на раннее обучение в школе.
Введение предшкольного образования как части общеобразовательной школы, фактически, нарушит целостную систему дошкольного воспитания, которая опирается на психологическую возрастную периодизацию, в соответствии с которой возраст от рождения до 7 лет составляет эпоху дошкольного детства. Сокращение детства недопустимо, какими бы политическими и социально-экономическими мотивами оно ни оправдывалось.
Таким образом, в результате введенного нового принципа финансирования система дошкольного образования в России уже к лету окажется в глубоком кризисе, грозящем полным разрушением. Это повлечет за собой вполне прогнозируемые следствия: увеличение количества оставленных без присмотра малышей, рост ранней беспризорности, увеличение числа отказов от детей, еще большее падение рождаемости, резкое ухудшение материального и социального положения значительной части населения. Введение «предшкольного образования» еще больше усугубит кризис в системе дошкольного образования и семье. Все это с неизбежностью приведет к социальному взрыву в нашем нестабильном обществе.[/b]
Учитывая ситуацию, сложившуюся в сфере дошкольного образования, мы предлагаем:
1. Признать дошкольное образование первой ступенью системы образования (внести соответствующие поправки в Закон Российской Федерации «Об образовании»).
2. Сохранять и поддерживать сложившуюся в стране уникальную систему дошкольного образования с обязательным охватом детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). С этой целью необходимо, прежде всего, внести изменения в статью 29, п. 61 Федерального закона № 122 от 22.08.2004 г. – в части «обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования» не только в общеобразовательных (как читается в статье), но и в дошкольных образовательных учреждениях (в названную статью после слов «дополнительного образования в…» следует вставить слова «дошкольных образовательных и…», далее по тексту; после слов «оплату труда работников» вставить слова «дошкольных образовательных и…», далее по тексту).
3. В случае введения обязательной системы подготовки детей 5-7 лет к школьному обучению разработать единую государственную общеобразовательную программу воспитания, обучения и развития детей, реализуемую в образовательных учреждения разных видов. Программа должна предусматривать, наряду с обучением ребенка грамоте, специфические для дошкольников виды деятельности (игру, конструирование, рисование и др.) и направления воспитания (физическое, музыкальное и др.), которые являются важной основой нормального развития и успешного обучения в школе.
Слободчиков В. И. – директор Института развития дошкольного образования Российской академии образования, доктор психологических наук, член корреспондент РАО;
Парамонова Л.А. – директор Московского Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор педагогических наук;
Тарасова К.В. – заведующая лабораторией Московского Центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, доктор психологических наук;
Кудрявцев В.Т. – руководитель Центра стратегических исследований в дошкольном образовании ИСО Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор;
Богоявленская Д.Б. – заведующая лабораторией Психологического института Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Источник:сайт Российской академии естественных наук - www.raen.ru
На развитие сайта