Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Колонка Ильи Раскина. Существовать - значит, быть причиной, то есть - иметь следствия

Колонка Ильи Раскина. Существовать - значит, быть причиной, то есть - иметь следствия

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 419
  • печатать
  •  
    • 0

Формулу, столь же простую, сколь и изящную, столь же философскую, сколь и психотерапевтическую (любая настоящая философия целительна для духа, да и для души) вывел, на мой взгляд, Илья Раскин.



COITO ERGO SUM


(еще кое-что о ничем) 


Критерий существования (бытия) – казалось бы, совершенно умозрительный, «философский» вопрос. Какой нормальный человек задает его себе?


А ведь всякий, хоть раз в жизни, задает.


Я существую, или  нет? Я есть, или нет? Наконец, кто я, что я? И зачем?


Если человек ни разу в жизни не задал себе этот вопрос – или он прожил исключительно плодотворную и успешную жизнь (что редкость), или его можно смело считать просто овощем.


Насколько я помню историю философии, первыми всерьез озаботились этим вопросом древние индусы. Они «открыли» число «0» («ничто», небытие, и, кстати, индусы сейчас не случайно лидируют в мире по части компьютерного программирования). Кроме этого, др. индусы решили, что времени, вообще, нет, время – это «майя», иллюзия. А так, все, что мы видим «во времени», все оно существует в вечности одновременно. Или (что то же) – не существует. Поэтому цель – достичь полноты бытия (=небытию) и исчезнуть из череды мучений-перевоплощений.


Каждый философ (настоящий, конечно, а не просто доцент) решал, так или иначе, этот вопрос. Даже не будем тут различать «бытие» и «существование» (хотя сразу понятно, что «бытие» весомее – здесь, хотя бы, можно говорить о «подлинном» и «неподлинном» бытии). . .


Что сразу приходит на память.


В. Шекспир: «Быть или не быть?»


Р. Декарт: «Мыслю – значит, существую» (Cogito ergo sum).


Б. Спиноза: «Свободный человек меньше всего думает о смерти, его мудрость в исследовании не смерти, а жизни».


Р. Карнап: «Существовать – значит быть поименованным».


М. Хайдеггер призывал соотечественников к «подлинному» бытию, для чего требовалось припасть к «почве». . . Чем закончилось это «припадение», известно (1945 г.). У нас сейчас тоже многие пытаются припасть к «почве» и «корням» – а туда как припадешь – потом ходишь какой-то дурной, то ли березового сока напился, то ли белены объелся. . .  (А то и просто мордой в собачье дерьмо вляпался).


Ж.-П. Сартр в трактате «Кириллов» (по Достоевскому) объяснял: критерий настоящего «бытия» – самоубийство. Чтобы удостовериться в том, что бытие есть – надо его прекратить. Решение, конечно, более чем сомнительное, но для постановки вопроса – не самое глупое.


Э. Фромм написал отличную книжку «Иметь или быть». Кстати, стоит вспомнить о том, что «быть» в наших философиях стоит в таких оппозициях: «быть – не быть», «быть – иметь», «быть – казаться». Сегодня, насколько могу судить, очень многие предпочитают бытию «иметь» и «казаться».


И, кстати, замечу, что в вузовских курсах философии тема «бытия» (соответственно – «небытия», «имения», «кажимости» вообще толком не прописана).


Н. Гоголь. Добчинский желает, чтобы о его существовании доложили Государю. Если Государь узнает о том, что Добчинский существует – то он существует. А если не узнает – то Добчинского нет, он = 0. 


«Мир как воля и представление Государя Императора».


Ох, и умен был Гоголь, и злоязычен, и ведь как актуален!


Б. Пастернак был озабочен подлинным бытием:


Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

А. Платонов просто страдал  (физически и литературно) от того, как уходят в небытие простые, мелкие, незаметные предметы – листики деревьев, листки бумаги, обломки когда-то полезных вещей, бытовой мусор… вместе с людьми, разумеется…


М. Цветаева. Была Марина Ивановна, и в существовании, и в бытии, еще как была! Но ведь как мучилась этим: 


     А может, лучшая победа

     Над временем и тяготеньем -

     Пройти, чтоб не оставить следа,

     Пройти, чтоб не оставить тени

 

     На стенах. . .

          Может быть - отказом

     Взять? Вычеркнуться из зеркал?

     Так: Лермонтовым по Кавказу

     Прокрасться, не встревожив скал.

 

     А может - лучшая потеха

     Перстом Себастиана Баха

     Органного не тронуть эха?

     Распасться, не оставив праха

 

     На урну. . .

         Может быть - обманом

     Взять? Выписаться из широт?

     Так: Временем как океаном

     Прокрасться, не встревожив вод.

 Так вот.


Предлагаю простое решение вопроса. Разумеется, я здесь далеко не первый, да ведь дело не в этом, не в авторских правах.


Существовать (быть) – значит быть причиной. Или (эквивалентно): существовать – значит иметь следствия.


Пары категорий «причина – следствие» и «причина – действие» различны в  подробностях, но, по существу, идентичны.


Если ты ЕСТЬ – то у тебя есть действия и следствия.


БЫТЬ = действовать.


Следствия могут быть многообразны. Дети (хоть они дальше и живут сами по себе); книжки, построенные дома (завидую строителям: они всегда могут показать пальцем и сказать: это я сделал!).


Вывод? Простой. Надо любить и работать. Не такая уж премудрость.


Илья Раскин


Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.


Сайт Ильи Раскина


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Колонка Ильи Раскина. Кошкин сон
12-01-2014
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Бессонница
10-11-2013
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Парад дураков в Саранске (Бывают странные сближенья…)
07-01-2013
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Законность по поручению
21-12-2011
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Вначале было - что?
29-09-2011
Колонка Ильи

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (31)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх