Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Колонка Ильи Раскина. Существовать - значит, быть причиной, то есть - иметь следствия

Колонка Ильи Раскина. Существовать - значит, быть причиной, то есть - иметь следствия

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 042
  • печатать
  •  
    • 0

Формулу, столь же простую, сколь и изящную, столь же философскую, сколь и психотерапевтическую (любая настоящая философия целительна для духа, да и для души) вывел, на мой взгляд, Илья Раскин.



COITO ERGO SUM


(еще кое-что о ничем) 


Критерий существования (бытия) – казалось бы, совершенно умозрительный, «философский» вопрос. Какой нормальный человек задает его себе?


А ведь всякий, хоть раз в жизни, задает.


Я существую, или  нет? Я есть, или нет? Наконец, кто я, что я? И зачем?


Если человек ни разу в жизни не задал себе этот вопрос – или он прожил исключительно плодотворную и успешную жизнь (что редкость), или его можно смело считать просто овощем.


Насколько я помню историю философии, первыми всерьез озаботились этим вопросом древние индусы. Они «открыли» число «0» («ничто», небытие, и, кстати, индусы сейчас не случайно лидируют в мире по части компьютерного программирования). Кроме этого, др. индусы решили, что времени, вообще, нет, время – это «майя», иллюзия. А так, все, что мы видим «во времени», все оно существует в вечности одновременно. Или (что то же) – не существует. Поэтому цель – достичь полноты бытия (=небытию) и исчезнуть из череды мучений-перевоплощений.


Каждый философ (настоящий, конечно, а не просто доцент) решал, так или иначе, этот вопрос. Даже не будем тут различать «бытие» и «существование» (хотя сразу понятно, что «бытие» весомее – здесь, хотя бы, можно говорить о «подлинном» и «неподлинном» бытии). . .


Что сразу приходит на память.


В. Шекспир: «Быть или не быть?»


Р. Декарт: «Мыслю – значит, существую» (Cogito ergo sum).


Б. Спиноза: «Свободный человек меньше всего думает о смерти, его мудрость в исследовании не смерти, а жизни».


Р. Карнап: «Существовать – значит быть поименованным».


М. Хайдеггер призывал соотечественников к «подлинному» бытию, для чего требовалось припасть к «почве». . . Чем закончилось это «припадение», известно (1945 г.). У нас сейчас тоже многие пытаются припасть к «почве» и «корням» – а туда как припадешь – потом ходишь какой-то дурной, то ли березового сока напился, то ли белены объелся. . .  (А то и просто мордой в собачье дерьмо вляпался).


Ж.-П. Сартр в трактате «Кириллов» (по Достоевскому) объяснял: критерий настоящего «бытия» – самоубийство. Чтобы удостовериться в том, что бытие есть – надо его прекратить. Решение, конечно, более чем сомнительное, но для постановки вопроса – не самое глупое.


Э. Фромм написал отличную книжку «Иметь или быть». Кстати, стоит вспомнить о том, что «быть» в наших философиях стоит в таких оппозициях: «быть – не быть», «быть – иметь», «быть – казаться». Сегодня, насколько могу судить, очень многие предпочитают бытию «иметь» и «казаться».


И, кстати, замечу, что в вузовских курсах философии тема «бытия» (соответственно – «небытия», «имения», «кажимости» вообще толком не прописана).


Н. Гоголь. Добчинский желает, чтобы о его существовании доложили Государю. Если Государь узнает о том, что Добчинский существует – то он существует. А если не узнает – то Добчинского нет, он = 0. 


«Мир как воля и представление Государя Императора».


Ох, и умен был Гоголь, и злоязычен, и ведь как актуален!


Б. Пастернак был озабочен подлинным бытием:


Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества - самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

А. Платонов просто страдал  (физически и литературно) от того, как уходят в небытие простые, мелкие, незаметные предметы – листики деревьев, листки бумаги, обломки когда-то полезных вещей, бытовой мусор… вместе с людьми, разумеется…


М. Цветаева. Была Марина Ивановна, и в существовании, и в бытии, еще как была! Но ведь как мучилась этим: 


     А может, лучшая победа

     Над временем и тяготеньем -

     Пройти, чтоб не оставить следа,

     Пройти, чтоб не оставить тени

 

     На стенах. . .

          Может быть - отказом

     Взять? Вычеркнуться из зеркал?

     Так: Лермонтовым по Кавказу

     Прокрасться, не встревожив скал.

 

     А может - лучшая потеха

     Перстом Себастиана Баха

     Органного не тронуть эха?

     Распасться, не оставив праха

 

     На урну. . .

         Может быть - обманом

     Взять? Выписаться из широт?

     Так: Временем как океаном

     Прокрасться, не встревожив вод.

 Так вот.


Предлагаю простое решение вопроса. Разумеется, я здесь далеко не первый, да ведь дело не в этом, не в авторских правах.


Существовать (быть) – значит быть причиной. Или (эквивалентно): существовать – значит иметь следствия.


Пары категорий «причина – следствие» и «причина – действие» различны в  подробностях, но, по существу, идентичны.


Если ты ЕСТЬ – то у тебя есть действия и следствия.


БЫТЬ = действовать.


Следствия могут быть многообразны. Дети (хоть они дальше и живут сами по себе); книжки, построенные дома (завидую строителям: они всегда могут показать пальцем и сказать: это я сделал!).


Вывод? Простой. Надо любить и работать. Не такая уж премудрость.


Илья Раскин


Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.


Сайт Ильи Раскина


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Колонка Ильи Раскина. Кошкин сон
12-01-2014
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Бессонница
10-11-2013
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Парад дураков в Саранске (Бывают странные сближенья…)
07-01-2013
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Законность по поручению
21-12-2011
Колонка Ильи

Колонка Ильи Раскина. Вначале было - что?
29-09-2011
Колонка Ильи

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (30)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх