Формулу, столь же простую, сколь и изящную, столь же философскую, сколь и психотерапевтическую (любая настоящая философия целительна для духа, да и для души) вывел, на мой взгляд, Илья Раскин.
COITO ERGO SUM
(еще кое-что о ничем)
Критерий существования (бытия) – казалось бы, совершенно умозрительный, «философский» вопрос. Какой нормальный человек задает его себе?
А ведь всякий, хоть раз в жизни, задает.
Я существую, или нет? Я есть, или нет? Наконец, кто я, что я? И зачем?
Если человек ни разу в жизни не задал себе этот вопрос – или он прожил исключительно плодотворную и успешную жизнь (что редкость), или его можно смело считать просто овощем.
Насколько я помню историю философии, первыми всерьез озаботились этим вопросом древние индусы. Они «открыли» число «0» («ничто», небытие, и, кстати, индусы сейчас не случайно лидируют в мире по части компьютерного программирования). Кроме этого, др. индусы решили, что времени, вообще, нет, время – это «майя», иллюзия. А так, все, что мы видим «во времени», все оно существует в вечности одновременно. Или (что то же) – не существует. Поэтому цель – достичь полноты бытия (=небытию) и исчезнуть из череды мучений-перевоплощений.
Каждый философ (настоящий, конечно, а не просто доцент) решал, так или иначе, этот вопрос. Даже не будем тут различать «бытие» и «существование» (хотя сразу понятно, что «бытие» весомее – здесь, хотя бы, можно говорить о «подлинном» и «неподлинном» бытии). . .
Что сразу приходит на память.
В. Шекспир: «Быть или не быть?»
Р. Декарт: «Мыслю – значит, существую» (Cogito ergo sum).
Б. Спиноза: «Свободный человек меньше всего думает о смерти, его мудрость в исследовании не смерти, а жизни».
Р. Карнап: «Существовать – значит быть поименованным».
М. Хайдеггер призывал соотечественников к «подлинному» бытию, для чего требовалось припасть к «почве». . . Чем закончилось это «припадение», известно (1945 г.). У нас сейчас тоже многие пытаются припасть к «почве» и «корням» – а туда как припадешь – потом ходишь какой-то дурной, то ли березового сока напился, то ли белены объелся. . . (А то и просто мордой в собачье дерьмо вляпался).
Ж.-П. Сартр в трактате «Кириллов» (по Достоевскому) объяснял: критерий настоящего «бытия» – самоубийство. Чтобы удостовериться в том, что бытие есть – надо его прекратить. Решение, конечно, более чем сомнительное, но для постановки вопроса – не самое глупое.
Э. Фромм написал отличную книжку «Иметь или быть». Кстати, стоит вспомнить о том, что «быть» в наших философиях стоит в таких оппозициях: «быть – не быть», «быть – иметь», «быть – казаться». Сегодня, насколько могу судить, очень многие предпочитают бытию «иметь» и «казаться».
И, кстати, замечу, что в вузовских курсах философии тема «бытия» (соответственно – «небытия», «имения», «кажимости» вообще толком не прописана).
Н. Гоголь. Добчинский желает, чтобы о его существовании доложили Государю. Если Государь узнает о том, что Добчинский существует – то он существует. А если не узнает – то Добчинского нет, он = 0.
«Мир как воля и представление Государя Императора».
Ох, и умен был Гоголь, и злоязычен, и ведь как актуален!
Б. Пастернак был озабочен подлинным бытием:
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
А. Платонов просто страдал (физически и литературно) от того, как уходят в небытие простые, мелкие, незаметные предметы – листики деревьев, листки бумаги, обломки когда-то полезных вещей, бытовой мусор… вместе с людьми, разумеется…
М. Цветаева. Была Марина Ивановна, и в существовании, и в бытии, еще как была! Но ведь как мучилась этим:
А может, лучшая победа
Над временем и тяготеньем -
Пройти, чтоб не оставить следа,
Пройти, чтоб не оставить тени
На стенах. . .
Может быть - отказом
Взять? Вычеркнуться из зеркал?
Так: Лермонтовым по Кавказу
Прокрасться, не встревожив скал.
А может - лучшая потеха
Перстом Себастиана Баха
Органного не тронуть эха?
Распасться, не оставив праха
На урну. . .
Может быть - обманом
Взять? Выписаться из широт?
Так: Временем как океаном
Прокрасться, не встревожив вод.
Так вот.
Предлагаю простое решение вопроса. Разумеется, я здесь далеко не первый, да ведь дело не в этом, не в авторских правах.
Существовать (быть) – значит быть причиной. Или (эквивалентно): существовать – значит иметь следствия.
Пары категорий «причина – следствие» и «причина – действие» различны в подробностях, но, по существу, идентичны.
Если ты ЕСТЬ – то у тебя есть действия и следствия.
БЫТЬ = действовать.
Следствия могут быть многообразны. Дети (хоть они дальше и живут сами по себе); книжки, построенные дома (завидую строителям: они всегда могут показать пальцем и сказать: это я сделал!).
Вывод? Простой. Надо любить и работать. Не такая уж премудрость.
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта