© Алексей Меринов.
«Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые» – это Тютчев. «Горе тому, кто живёт в эпоху перемен» – это древние китайцы.
Пытаюсь понять: блажен я, или горе мне? Единственное, что достоверно – угораздил в эпоху перемен. «Перемены» перечислять не буду – все знают. Но вот еще одна, свежая, совершенно удивительная перемена: в Госдуму внесен законопроект « об объективной истине». Не об истине «вообще», а всего лишь об истине в судебном (уголовном) процессе. Вообще-то, не истина должна соответствовать закону, а наоборот – закон истине, но это сейчас неважно: мы ведь живем в эпоху перемен, не так ли?
Да, формальная логика (классическая), возникла из судоговорения, ее основные термины – оттуда. Понятие – поймать. Суждение – судить. (Умо)заключение – заключить. Но сейчас уже другие времена, «истина» переехала из судов в науку. Но нашим юристам – пофиг. Науку отменили, Академию разогнали, сейчас и Истину построим.
Согласно законопроекту, истина определяется как «соответствие действительности установленных по уголовному делу обстоятельств, имеющих значение для его разрешения». Эта формулировка вызывает множество недоумений. Вот лишь одно из них – самое, на мой взгляд, вопиющее.
Чтобы сравнить, установить соответствие чего-то чему-то необходимо точно знать, что собой представляет и то, и другое. То есть, и «обстоятельства» и «действительность» должны быть представлены в суде во всей своей подлинности и объективности. То есть: Действительность, во всей своей наготе, полноте и объективности должна быть представлена в суде. Но если Действительность, во всей своей красе (или безобразии), въедет в здание суда, она там не поместится, она его разнесет к чертовой матери. Поэтому в суде Действительность должен кто-то олицетворять, представлять персонифицированно. Вопрос: кто это? В каком процессуальном статусе, с какими полномочиями? И, кстати: ведь, чтобы представлять Действительность и ее интересы, надо иметь, как минимум, доверенность от нее же! Где, как получить доверенность с подписью, как удостоверить, где нотариус? Разъяснения на этот счет отсутствуют, да их и не может быть: стоит задаться этим вопросом, и тут же станет очевидным все безумие данной затеи…
Правда, в истории была концепция суда, в котором Действительность представлена во всей полноте, должным образом.
Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд, он ждет, Он не доступен звону злата. И мысли и дела он знает наперед.
В этом суде есть Судия, который не просто «представляет» истину, он и есть Истина собственной персоной. Потому что он же – и настоящая Действительность. Процесс – не состязательный, гособвинитель не требуется, так как Судия и так все знает. Но есть адвокат – Защитница, мать Судии. (Кстати, заметим, и это важно: Милосердие – мать Истины). Есть еще где-то начальник лагеря, но он в процессе не участвует, сидит в своей Зоне, ждет эшелона с осУжденными.
В нашей, земной юдоли пытались было устроить подобный суд – он назывался Инквизиция. Там были люди, выступавшие от лица Действительности – получилось очень плохо. Ну, сожгли на кострах то ли 20000, то ли миллионы тёток (статистика, как всегда, недостоверна) – делов-то. Опыт не удался, так как представители Действительности не имели правильно оформленных доверенностей, они были самозванцами. Попробуем еще раз?
Так о чем я? О том ли, что Истина не может быть установлена, а Действительность – представлена? – Нет, конечно. Все это возможно. Как – другой вопрос.
Юристы, учите логику. Пока что – незачет.
Илья Раскин
Раскин Илья Анатольевич. Родился в 1952 г. в Киеве. Окончил философский ф-т МГУ и аспирантуру там же. Член СЖ РФ, Международной федерации журналистов. В 80-х гг. работал социологом, преподавателем философии. В начале 90-х редактировал районную (Ленинградского р-на Москвы) газету, работал в еженедельнике «Столица» (отдел политики). Последние годы – журналист, полит- и PR-консультант. Публиковался (не считая публикаций в специальных философских изданиях и публикаций, обеспечивавших проведение избирательных кампаний) в газетах: «Советская культура», «Сегодня», «Коммерсантъ-daily», «Время – МН», «Российская федерация», «Независимость» (Киев), «Нижегородский вариант» (Н. Новгород), «Wochenpost» (ФРГ); журналах: «Горизонт», «Знание-сила», «Столица», «Вечерняя Москва», «Детская литература», «Власть», «ФК-Менеджер», «Wedding», «Вестник цветовода», «Freytag» (ФРГ), «S-Culture» (Лос-Анджелес); на телевидении (REN-TV, программа «Что случилось») выступал автором сюжетов, комментариев. Основной жанр – философская публицистика.
На развитие сайта