Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Владимир Кудрявцев. Дошкольное образование: статус определяет качество

Владимир Кудрявцев. Дошкольное образование: статус определяет качество

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 262
  • печатать
  •  
    • 0

Незначительно измененный и расширенный вариант текста, публикумеого в № 1 (2011) журнала "Практика управления ДОУ".


О статусе дошкольного образования недавно напомнили результаты международного исследования, в котором была поставлена задача выявить степень влияния различных образовательных ступеней на жизненную успешность человека. Оказалось, что наиболее «влиятельными» с этой точки зрения являются стартовая и завершающая ступени образования – дошкольное и высшее. Ничего неожиданного в этом нет. Надежный фундамент «человеческого в человеке», возведенный в детстве (значительной частью – в дошкольном детстве), плюс возможность достижения с опорой на него вершин профессионального и личностного роста, которую создает пребывание в университетских стенах, - вот самая общая «формула» жизненного успеха.   


Кстати, в Японии, стране, несомненно, «успешных» граждан, примерно в одно и то же время (в 2000-е гг.) было поставлено две задачи: введения всеобщего высшего образования и распространения «духа любви» (игры, творчества, общения), в котором выдержано дошкольное образование, на начальную школу. А условием социально-экономического рывка Японии в конце 50-х – начале 60-х гг. прошлого века стали образовательные реформы, ориентированные на подобные ценности.    


Очевидно, что статус дошкольного образования определяет и требования к его качеству, которые в известном смысле должны превышать требования к школьному образованию. Интересно, что в ряде стран заработная плата профессора университета в иных случаях может быть ниже заработной платы школьного учителя, который, в свою очередь, порой получает меньше педагога дошкольного учреждения.  Мотив простой:  чем дальше мы спускаемся вниз по ступенькам лестницы образования, тем более сложные и ответственные образовательные задачи встают перед нами. Тем менее пригодной становится – признанная инвалидной еще в первой половине 19 в. – модель образования как ретранслятора пресловутых «ЗУНов» (даже если на современный лад переименовать их в «компетенции»).  На «стартовых» ступеньках педагогу недостаточно лишь «активизировать обучение», как любили говорить лет 40 назад, или создавать «развивающие образовательные среды», к чему принято призывать сегодня. И даже роль «проводника» в зоне ближайшего развития ребенка для него узка. Ведь в границах той же зоны ближайшего развития педагог вместе с ребенком, содействуя ему в решении вполне конкретных задач – игровых, художественных, познавательных, конструктивных и др., закладывает куда более дальнюю перспективу его развития – по сути, длинною в жизнь. Отсюда – и требования к квалификации педагога, и к качеству образования, которое он призван обеспечить.  Понимаю, насколько сказанное расходится с реальным профессиональным (в массе) и социальным статусом педагога дошкольного образования в нашей стране, но я говорю об идеальном – идеальном, и, тем не менее, единственном, который отвечает… реальным запросам современного детства и интересам современного ребенка.             


Не стану пересказывать содержание замечательных работ А.В. Запорожца о самобытности и самоценности дошкольного детства, его непреходящем значении для развития  человека -  они известны читателю.  Отмечу лишь, что разделение самого дошкольного возраста на младший, средний и старший существует не ради удобства распределения детей по возрастным группам дошкольного учреждения. За эти периоды ребенок проживает особый, цельный и единый отрезок жизни: от «закладки фундамента» - тех универсальных свойств, которые делают человека человеком (что, конечно, начинается много раньше) до возведения «первых этажей» человеческой личности. От возникновения простейших форм содействия и сочувствия ближнему до первоначального формирования способности поверять свои отношения с ним нравственными мерками. От создания элементарных образов действительности силой детского воображения до построения развернутой и внутренне гармоничной смысловой картины мира. От проблесков первых осмысленных переживаний - «умных эмоций», по Л.С. Выготскому и А.В. Запорожцу, до развитого в посильных для ребенка границах умения владеть собой и своим поведением, соподчинять свои мотивы под углом определенной цели, т.е. действовать произвольно и целесообразно. Список можно продолжить. . .


Для дошкольной психологии и других наук о детстве – это не абстрактное человеческое «все», которое полностью оформляется в «первые пять лет жизни» (что, кстати, совсем не так). В мировой и отечественной психологии указанные метаморфозы подробнейшим образом прослежены на протяжении всего дошкольного детства и его «субвозрастов». Детализировано даже то, что происходит, когда ребенок «лежит поперек лавки». Например – в превосходной книге Б. Уайта «Первые три года жизни» (М., 1982), где «хронометраж» развития ребенка представлен «понедельно» (хотя и условно-усредненно, что, впрочем, неизбежно).


Становление категориального восприятия, воображения, действенных и практических форм мышления, начальных форм произвольности,  эмоциональной регуляции деятельности и поведения и многое другое -  это фундаментальные линии психического развития ребенка, поддержка которых и является основной задачей дошкольного образования. Ее осуществление – исходное, если угодно «минимальное» требование к качеству дошкольного образования. Если она отсутствует,  говорить о сколь-нибудь качественном дошкольном образовании попросту бессмысленно.


Разумеется, система дошкольного образования не должна, да и может притязать на решение этой задачи в полном объеме, скажем, заменяя собой семью, которая в дошкольном детстве становится для ребенка не менее (если не более) значимым «образовательным институтом» и «пространством развития». Хотя в последние десятилетия семья все больше утрачивает это значение - с исчезновением из четырех стен родного дома игры, чтения сказок, художественных «занятий», да и просто полноценного общения со старшими.  В этой ситуации дошкольное образование невольно оказывается  вынужденным компенсировать все это. Но такую ситуацию едва ли можно признать нормальной. У дошкольного учреждения - свои особые полномочия в обеспечении психического развития ребенка, хотя по форме во многом схожие с семейными.         






Запорожец А.В. Значение ранних периодов детства для формиро­вания детской личности // Принцип развития в психологии. М., 1978; Он же. Избранные психологические труды: В 2-х томах / Под ред. В.В.Давыдова, В.П.Зинченко. М., 1986.


 


 


Давно собирался порекомендовать заинтересованным  читателям новый журнал – «Практика управления ДОУ» (для более широкого круга читателей: ДОУ - это дошкольное образовательное учреждение). Все как-то не складывалось. А, между тем, еще весной вышел пилотный номер, в работе, почти на выходе – первый. И вот в этом, первом, номере журнала, который делает моя коллега и друг, директор Института психолого-педагогических проблем детства РАО Татьяна Волосовец со своей небольшой, но эффективной командой, опубликована подборка выступлений экспертов - участников круглого стола «Качество дошкольного образования», прошедшего 18 мая с.г. в Общественной Палате РФ. Среди них – и мое выступление, точнее, его фрагмент. Что ж, более чем серьезный повод претворить свое намерение.


Ни для кого не секрет, что государство уже давно «ушло» из дошкольного образования. Прежде всего – в лице Министерства образования и науки. Ушло вполне легитимно – в соответствии с Федеральным законом № 122 (2005 г.), согласно которому ДОУ передаются в ведомство органов местного самоуправления. Сейчас, правда, финансирование ДОУ возложено на регионы, представляющие государственные интересы (можно подумать, что муниципалитеты призваны отстаивать чьи-то другие!). Т.е. интересы государства, точнее, государственных чиновников. Но никак не ДОУ. Прошлогоднее обещание Минобрнауки включить направление «Дошкольное образование» в национальный проект «Образование» незаметно лопнуло. О нем попросту забыли, как, впрочем, начинают забывать и о самом нацпроекте. Зато министерство время от времени напоминает о себя в сфере дошкольного образования, то полудирективными циркулярами, то более мягкими, но не менее обязательными методическими рекомендациями. Вопреки принципу из старого анекдота: «Кто ее ужинает, тот ее и танцует».   


К примеру, чиновники федерального министерства рекомендуют внедрять в регионах одну программу дошкольного образования, а региональные чиновники уже настаивают на ее внедрении. И им повинуются. Они – ведь «гаранты закона», в данном случае - «Закона об образовании», который провозглашает… вариативность образования. Другой пример - Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, которые были утверждены Минобранаукой в конце 2009 г. После появления этого документа уважаемые авторы широко известных программ были вынуждены переписывать эти программы. Чтобы привести в соответствие с формальным, порой сомнительным, циркуляром, который был составлен без их участия людьми, мягко говоря, в дошкольном образовании ничем не прославившимися. А без этого, ДОУ, где использовались программы, не могли пройти госаккредитации…


Как сориентироваться в подобных (и иных) ситуациях, подсказывает журнал «Практика управления ДОУ». И не только подсказывает, но и помогает найти свой путь выработки легитимных управленческих решений в столь же суровых, сколь и неопределенных социально-экономических условиях жизни современного российского ДОУ.    


Журнал – по-настоящему независимое издание. Он полностью свободен от административного ангажемента. В то же время – это и не трибуна для эмоциональной критики действий чиновников, критики, по большей части, справедливой, но, увы, как правило, малопродуктивной. «Практика управления ДОУ» выражает позицию экспертного сообщества, которая может быть представлена разными точками зрения разных экспертов. Однако в любом случае эта позиция опирается на анализ реальной ситуации, сложившейся в дошкольном образовании, и возможных направлений ее развития.


Очень важно, что журнал во многом нацелен на удовлетворению запросов региональных систем дошкольного образования. 


Рекомендую вам пополнить ряды его читателей.  


Подробности – на сайте журнала.     


 


В.К.




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Обруч.RU - первый в России электронный журнал по проблемам дошкольного детства и дошкольного образования. Старт в техническом режиме
01-01-2014
Обруч.RU - первый в

Проект ФГОС дошкольного образования представлен на обсуждение
14-06-2013
Проект ФГОС

Владимир Кудрявцев. 20% свободы?
13-11-2012
Владимир Кудрявцев.

Новости дошкольного образования. Итоги совещания «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки стандартов дошкольного образования» в РАО
05-06-2012
Новости дошкольного

В Российской академии образования 4 июня 2012 г.
Нобелевский лауреат об инвестициях в дошкольное образование
15-09-2011
Нобелевский лауреат

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (35)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх