Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Жива ли страна, в которой мы жили?

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 373
  •  
    • 0


Скоро исполнится ровно 20 лет, как мы и мир живем без страны под названием СССР. В эти недели проходит череда научных и культурных мероприятий, приуроченных к этому неоднозначному «юбилею». Одно из таких мероприятий – конференция «СССР: жизнь после смерти», которая состоится 19 декабря в «Вышке» (ГИУ «Высшая школа экономики»).


Осталось ли что-то «советское» в культуре, в обществе, в стране (в странах), в государстве (в государствах), в нас? И если осталось, то – что? И откуда оно родом, из каких времен? Ведь почти за 70 лет своего существования СССР (1922-1991) сменил ни одну «кожу». А, может быть, менялось и то, что под ней? И окажется ли таким уж инвариантным понятие «советский человек», если осмыслить его исторически?… Обо всем об этом предстоит разговор на конференции.


Владимир Кудрявцев




http://mosday.ru/photos/1_410.jpg


ПРИГЛАШЕНИЕ К УЧАСТИЮ в конференции «СССР: ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ» 19 декабря


Основной задачей конференции является исследование советских социально-культурных практик с точки зрения постсоветского опыта. Два десятилетия, прошедшие со времени распада СССР, позволяют уже взглянуть на советскую повседневность с некоторой степенью отстраненности и, пользуясь термином Б.Брехта, «очужденно», преодолев идеологические и политические штампы, которыми, зачастую, нагружена дискуссия о советском.


Дата проведения конференции: 19 декабря 2011 г. (понедельник)


Место проведения конференции: Москва, М. Трехсвятителький переулок, 8/2 (Философский факультет НИУ ВШЭ)


Организаторы:


Институт глобализации и социальных движений


Отделение культурологии факультета философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»


Основной задачей конференции является исследование советских социально-культурных практик с точки зрения постсоветского опыта. Два десятилетия, прошедшие со времени распада СССР, позволяют уже взглянуть на советскую повседневность с некоторой степенью отстраненности и, пользуясь термином Б.Брехта, «очужденно», преодолев идеологические и политические штампы, которыми, зачастую, нагружена дискуссия о советском. Именно культурологический подход и сосредоточение на проблемах повседневного бытия позволяет в значительной мере освободиться от политической тенденциозности, что, впрочем, отнюдь не означает, будто подобный угол зрения исключает постановку общественно значимых тем и вопросов.


Ключевой вопрос, который ставится перед участниками конференции, состоит в том, насколько и в какой форме продолжается жизнь советских социально-культурных и бытовых практик в постсоветском, капиталистическом обществе. Что с ними происходит, они:


сохраняются/развиваются;


адаптируются/трансформируются;


вырождаются/разлагаются;


исчезают/преодолеваются?


На практике, скорее всего имеют место все четыре варианта, но именно конкретный анализ происходящих перемен позволит ответить на вопрос о пресловутой «уникальности» советского опыта. Наблюдая за тем, как многие элементы советской социальной практики успешно интегрируются в новую капиталистическую реальность (причем одновременно и в форме практик адаптации и, как ни парадоксально, гораздо реже, в форме практик сопротивления), можно заново переосмыслить вопрос о советской специфике, одновременно обратившись к истокам многих элементов советской общественной организации, которые мы можем найти как в дореволюционной России, так и в индустриальных обществах Запада.


В то же время, при рассмотрении «советского» необходимо осознать неоднородность соответствующего социального опыта, анализируя его исторически: жизнь в СССР менялась на протяжении семи с лишним десятилетий, отражая экономические и политические перемены, происходившие в стране. Таким образом «советское» можно, разумеется, расматривать как некую историко-культурную целостность, но ни в коем случае не как некое неизменное и единое «целое», как это делают, зачастую, авторы, сводящие всю историю советского общества к «тоталитаризму» или, напротив, публицисты, ностальгирующие по «утраченной великой стране». Ни «величие», ни «тоталитаризм» не только не описывают всего многообразия советского исторического опыта, но, что гораздо важнее, и не объясняют его, не давая даже теоретически убедительного объяснения собственным констатациям (почему и в чем СССР был тоталитарным, почему и в чем он был великим, и как одно связано или, наоборот, находится в противоречии с другим).


Подобный историко-культурный взгляд на СССР позволяет нам не только лучше понять собственное недавнее прошлое, но и лучше разобраться в своем настоящем, преодолев соблазн механически приписывать проблемы и противоречия, специфические для современного российского капиталистизма «советскому наследию». В действительности речь идет не о том, как «советское» наследие «деформировало» развитие постсоветского капитализма, но о  том, почему и как сам новый капитализм для своего развития заимствовал, трансформировал и «деформировал» советское наследие на уровне культуры и повседневных практик.


Конференцию предлагается структурировать как ряд тематических дискуссий, список которых может быть расширен по мере того, как будут поступать предложения о докладах.


Первоначальный список дискуссий выглядит следующим образом:


Дискуссия 1.


Как изучать «советское».


Модератор Виталий Куренной


Археология памяти или критическая реконструкция? — В какой степени исследование советского уже стало историческим — Какие элементы культурного наследия сохраняют актуальность сегодня


Дискуссия 2.


Рожденное в СССР: становление потребительского общества


Модератор Ирина Глущенко


Сталинское «изобилие» и хрущевско-брежневский дефицит — Трансформация потребностей в советском обществе — Официальная доктрина «растущих потребностей» и потребительское общество — Как советская «потребительская память» сформировала рынок в России — Как изменилась функция и значение вещи.


Дискуссия 3


Метаморфозы идеологии


Модератор Борис Кагарлицкий


Советская модернизация: исключение или крайний случай нормы? — Идеология как целеполагание или самооправдание — Разрыв и диалог между идеалом и нормой, регулирующей повседневность — Идеологический дефицит постсоветского человека — Советский и постсоветский корпоративизм — Сохранение традиций или симуляция?


Дискуссия 4


Национально-культурное строительство в СССР и постсоветский мир


Модератор Тимофей Дмитриев


Советский Союз как «плавильный котел» или «фабрика» новых идентичностей и наций — Советский народ и постсоветские народы — Советская индустриальная культура как общее достояние народов СССР — «Старые привычки» с новым социальным содержанием


К участию в конференции приглашаются студенты и аспиранты НИУ ВШЭ, исследовательские интересы которых связаны с изучением советской повседневности.


Иностранные и иногородние участники проезд, проживание и питание оплачивают за свой счет.


Основные даты:


День проведения конференции — 19 декабря 2011 г.


Срок предоставления заявки на участие в конференции: 5 декабря 2011 г. (в заявке необходимо указать название доклада, ФИО докладчика, институциональную принадлежность, номер контактного телефона и адрес электронной почты);


Срок предоставления тезисов докладов: 12 декабря 2011 г. (для тех, чьи заявки будут отобраны организаторами конференции).


Заявки на участие в конференции и тезисы докладов необходимо направлять по электронной почте Юлии Бедаш (отделение культурологии НИУ ВШЭ): biedash@gmail.com, ybiedash@hse.ru.


Ответственная за прессу — Полина Колозариди







На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх