Скоро исполнится ровно 20 лет, как мы и мир живем без страны под названием СССР. В эти недели проходит череда научных и культурных мероприятий, приуроченных к этому неоднозначному «юбилею». Одно из таких мероприятий – конференция «СССР: жизнь после смерти», которая состоится 19 декабря в «Вышке» (ГИУ «Высшая школа экономики»).
Осталось ли что-то «советское» в культуре, в обществе, в стране (в странах), в государстве (в государствах), в нас? И если осталось, то – что? И откуда оно родом, из каких времен? Ведь почти за 70 лет своего существования СССР (1922-1991) сменил ни одну «кожу». А, может быть, менялось и то, что под ней? И окажется ли таким уж инвариантным понятие «советский человек», если осмыслить его исторически?… Обо всем об этом предстоит разговор на конференции.
Дата проведения конференции: 19 декабря 2011 г. (понедельник)
Место проведения конференции: Москва, М. Трехсвятителький переулок, 8/2 (Философский факультет НИУ ВШЭ)
Организаторы:
Институт глобализации и социальных движений
Отделение культурологии факультета философии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Основной задачей конференции является исследование советских социально-культурных практик с точки зрения постсоветского опыта. Два десятилетия, прошедшие со времени распада СССР, позволяют уже взглянуть на советскую повседневность с некоторой степенью отстраненности и, пользуясь термином Б.Брехта, «очужденно», преодолев идеологические и политические штампы, которыми, зачастую, нагружена дискуссия о советском. Именно культурологический подход и сосредоточение на проблемах повседневного бытия позволяет в значительной мере освободиться от политической тенденциозности, что, впрочем, отнюдь не означает, будто подобный угол зрения исключает постановку общественно значимых тем и вопросов.
Ключевой вопрос, который ставится перед участниками конференции, состоит в том, насколько и в какой форме продолжается жизнь советских социально-культурных и бытовых практик в постсоветском, капиталистическом обществе. Что с ними происходит, они:
сохраняются/развиваются;
адаптируются/трансформируются;
вырождаются/разлагаются;
исчезают/преодолеваются?
На практике, скорее всего имеют место все четыре варианта, но именно конкретный анализ происходящих перемен позволит ответить на вопрос о пресловутой «уникальности» советского опыта. Наблюдая за тем, как многие элементы советской социальной практики успешно интегрируются в новую капиталистическую реальность (причем одновременно и в форме практик адаптации и, как ни парадоксально, гораздо реже, в форме практик сопротивления), можно заново переосмыслить вопрос о советской специфике, одновременно обратившись к истокам многих элементов советской общественной организации, которые мы можем найти как в дореволюционной России, так и в индустриальных обществах Запада.
В то же время, при рассмотрении «советского» необходимо осознать неоднородность соответствующего социального опыта, анализируя его исторически: жизнь в СССР менялась на протяжении семи с лишним десятилетий, отражая экономические и политические перемены, происходившие в стране. Таким образом «советское» можно, разумеется, расматривать как некую историко-культурную целостность, но ни в коем случае не как некое неизменное и единое «целое», как это делают, зачастую, авторы, сводящие всю историю советского общества к «тоталитаризму» или, напротив, публицисты, ностальгирующие по «утраченной великой стране». Ни «величие», ни «тоталитаризм» не только не описывают всего многообразия советского исторического опыта, но, что гораздо важнее, и не объясняют его, не давая даже теоретически убедительного объяснения собственным констатациям (почему и в чем СССР был тоталитарным, почему и в чем он был великим, и как одно связано или, наоборот, находится в противоречии с другим).
Подобный историко-культурный взгляд на СССР позволяет нам не только лучше понять собственное недавнее прошлое, но и лучше разобраться в своем настоящем, преодолев соблазн механически приписывать проблемы и противоречия, специфические для современного российского капиталистизма «советскому наследию». В действительности речь идет не о том, как «советское» наследие «деформировало» развитие постсоветского капитализма, но о том, почему и как сам новый капитализм для своего развития заимствовал, трансформировал и «деформировал» советское наследие на уровне культуры и повседневных практик.
Конференцию предлагается структурировать как ряд тематических дискуссий, список которых может быть расширен по мере того, как будут поступать предложения о докладах.
Первоначальный список дискуссий выглядит следующим образом:
Дискуссия 1.
Как изучать «советское».
Модератор Виталий Куренной
Археология памяти или критическая реконструкция? — В какой степени исследование советского уже стало историческим — Какие элементы культурного наследия сохраняют актуальность сегодня
Дискуссия 2.
Рожденное в СССР: становление потребительского общества
Модератор Ирина Глущенко
Сталинское «изобилие» и хрущевско-брежневский дефицит — Трансформация потребностей в советском обществе — Официальная доктрина «растущих потребностей» и потребительское общество — Как советская «потребительская память» сформировала рынок в России — Как изменилась функция и значение вещи.
Дискуссия 3
Метаморфозы идеологии
Модератор Борис Кагарлицкий
Советская модернизация: исключение или крайний случай нормы? — Идеология как целеполагание или самооправдание — Разрыв и диалог между идеалом и нормой, регулирующей повседневность — Идеологический дефицит постсоветского человека — Советский и постсоветский корпоративизм — Сохранение традиций или симуляция?
Дискуссия 4
Национально-культурное строительство в СССР и постсоветский мир
Модератор Тимофей Дмитриев
Советский Союз как «плавильный котел» или «фабрика» новых идентичностей и наций — Советский народ и постсоветские народы — Советская индустриальная культура как общее достояние народов СССР — «Старые привычки» с новым социальным содержанием
К участию в конференции приглашаются студенты и аспиранты НИУ ВШЭ, исследовательские интересы которых связаны с изучением советской повседневности.
Иностранные и иногородние участники проезд, проживание и питание оплачивают за свой счет.
Основные даты:
День проведения конференции — 19 декабря 2011 г.
Срок предоставления заявки на участие в конференции: 5 декабря 2011 г. (в заявке необходимо указать название доклада, ФИО докладчика, институциональную принадлежность, номер контактного телефона и адрес электронной почты);
Срок предоставления тезисов докладов: 12 декабря 2011 г. (для тех, чьи заявки будут отобраны организаторами конференции).
Заявки на участие в конференции и тезисы докладов необходимо направлять по электронной почте Юлии Бедаш (отделение культурологии НИУ ВШЭ): biedash@gmail.com, ybiedash@hse.ru.
Ответственная за прессу — Полина Колозариди
На развитие сайта
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |