Это был первый театр, в который меня привели почти полвека назад. Как ни странно, я помню тот поход вплоть до некоторых отдельных номеров. А сейчас отмечается столетие Уголка Дурова.
Возможно, повторю банальность, которая наверняка произносилась тысячи раз и не только по юбилейному поводу: Дуровский Уголок - совершенно уникальный, фантастический театр. Именно театр, а не маленький цирк, хотя и цирковые номера с животными содержат элементы театрализации. Но все-таки в цирке – это высший пилотаж дрессуры, а тут. . .
Животное нельзя научить системе Станиславского. И дрессировщику остается только одно: вжиться в образ животного, как если бы оно вживалось в чей-то другой образ. По Станиславскому, это будет дважды «сверхзадача». И решить ее путем только хитроумной выработки условных рефлексов невозможно. Да и не одними рефлексами живо животное.
Как когда-то писал великий физиолог князь Алексей Ухтомский, не так уж плоха дрессура, если она исполнена любви. И животное, способное выучиться многому, ждет от человека именно такой дрессуры. Отвечая на нее пусть не любовью, пусть только эмоциональной привязанностью. Но именно эта эмоциональная связь, если посчастливится ее установить, служит каналом «вживания в образ». Секрет семейного искусства Дуровых в этом.
Подобное сейчас практикуется во многих театрах животных. Великолепен Юрий Куклачев, который сам себя считает артистом театра кошек, а не кошек артистами своего театра. Потрясающие вещи в своем театре «Артемон» делает мой добрый знакомый Саша Тетерин.
Не в обиду им, но все это выросло из семян древа чудес, посаженного «дедушкой Дуровым» и с любовью выращенного его потомками.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта