В прошлом году свой век отмерил Уголок Дурова. Сегодня отмечается полуторавековой юбилей его создателя – Владимира Леонидовича Дурова.
Общеизвестно, что, работая над своей системой дрессировки, В.Л.Дуров опирался на сеченовско-павловское учение об условных рефлексах. Прежде всего – на идею о положительном подкреплении «Пряником», хотя в последнее время все чаще приходится слышать про «кнут». Так или иначе, с детства запал образ дедушки Дурова с кусочком сахара или рыбкой в руке, предназначенном для того, чтобы поощрить успешный трюк питомца.
Но «пряники», равно как и «кнуты», использовались дрессировщиками задолго до Дурова, Павлова, Сеченова и даже Декарта, который, по сути, возвел в ранг универсалии рефлекторный принцип объяснения активности живого. Разумеется, ставя свои трюки, Дуров отрабатывал у животных не простейшие рефлексы, а их сложные комплексы. Это, кстати, подтолкнуло его к углублению в физиологическую и психологическую литературу, к контактам с тем же И.П.Павловым и В.М.Бехтеревым. Дуровские репетиции перерастали в эксперименты, в исследования… Однако любая, сколь угодно сложная система сверхизощренно вытренированных рефлексов всегда без остатка сводима к реакции на стимул – «пряник», сахар, рыбку в руке дрессировщика.
Впрочем, «остаток» есть, и именно в нем – разгадка великого дара Дурова. Он, невидимый, - в той же руке. Любящей руке наставника. А любовь – это не внешний стимул. Это то, что привязывает животное к человеку, даже если в его руке нет поощрительного лакомства. И ответ – привязанность - трудно истолковать через одни рефлексы. Можно только через то, что знал о животных, чувствовал в них один Дуров. А они – не чуяли, а именно встречно чувствовали его.
Не знаю, кого имел в виду (и имел ли кого-то в виду вообще) современник Дурова великий русский физиолог А.А.Ухтомский, но однажды он написал: и дрессура прекрасна, если она исполнена любви.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта