Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Отчет о Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

Отчет о Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 692
  •  
    • 0

27–28 октября 2011 года в Российской академии наук (РАН, г. Москва) состоялась Первая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста».


Дошкольное детство – важный и крайне ответственный период в развитии и становлении личности. Как использовать это время с максимальной пользой , как помочь человеку раскрыть способности, вырасти успешным? Вопросов много и для их решения необходимо объединение усилий ведущих ученых, специалистов-практиков. Московская педагогическая академия дошкольного образования выступила с инициативой провести Первую ежегодную международную научно-практическую конференцию «Воспитание и обучение детей младшего возраста».


– В современных условиях очень важно понять, как воспитывать детей младшего возраста, – рассказывает профессор Н.Е. Веракса, ректор Московской педагогической академии дошкольного образования, декан факультета психологии образования РГГУ, доктор психологических наук. – В зависимости от подхода, влияние, которое оказывают взрослые, будет различным, и мы можем найти оптимальные варианты, при которых вложенный взрослыми труд найдет отклик в детском сознании и душе. Важно разобраться, чему и как учить детей младшего возраста. К сожалению, у нас в последнее время дошкольное образование перегружено школьными подходами.


Задача конференции – найти такое содержание и такую форму, которые позволят ребенку полноценно прожить дошкольный возраст и дадут наибольший развивающий эффект. Лев Семенович Выготский говорил, что ребенок развивается не сам по себе, а за счет большого влияния взрослого. Надо найти такие подходы к детям, которые бы не отвращали ребенка от образовательного процесса, а, наоборот, создавали все условия, чтобы дети дошкольного возраста могли хорошо осваивать содержание.


Инвестиции в систему дошкольного воспитания являются выгодным вложением, но при условии, что программы и формы работы будут адекватны детским возможностям. В связи с этим важно обсудить проблемы, связанные с изучением влияния системы образования на детское развитие и определить наиболее важные и значимые этапы в развитии ребенка, которые характеризуют изменения детского сознания, шаги в его личностном росте, формы его социализации. Одна из задач конференции – показать спектр вопросов, которые характеризуют современную систему образования. Не случайно планируется обсуждение и социологических, и дефектологических аспектов, и аспектов познавательного и личностного развития ребенка.


Отчет о Первой ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»


Цели перед конференцией были поставлены масштабные, в оргкомитет вошли известные ученые, представители Общественной палаты, депутаты Госдумы, руководители органов управления образованием.


Мероприятие поддержали учреждение Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства», Институт психологии им. Л. С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, научно-исследовательский институт дошкольного образования им. А.В. Запорожца Департамента образования Москвы.


Помимо научной, для конференции была важна и финансовая поддержка. Генеральным спонсором конференции стало издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ».



– В дошкольном образовании проблем сейчас много: экономические, административные, юридические, можно сказать, даже политические, – говорит генеральный директор издательства «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», Эльфия Минимулловна Дорофеева. – Они важны и широко обсуждаются. Но, к сожалению, за всеми этими многочисленными проблемами зачастую теряется главное, а именно – содержание дошкольного образования.


Новым технологиям, методикам уделяется не так много внимания, как хотелось бы. Заявленные на конференции темы для нас очень значимы: как заниматься развитием ребенка, помочь малышу раскрыть его таланты и способности, вырастить его здоровым, активным, и в то же время не уйти от главного – полноценного проживания периода дошкольного детства.


На конференцию были приглашены многие ведущие российские ученые в области дошкольного образования. У российской науки богатые традиции в дошкольном образовании, их необходимо развивать и продолжать. Наша научная школа известна за рубежом, многие идеи нашли применение на Западе. В то же время и для нас важен зарубежный опыт, поэтому важно было привлечь к участию в конференции и зарубежных специалистов. Конференция получила статус международной.



Такое масштабное мероприятие вызвало интерес в разных уголках нашей страны. В ее работе приняли участие представители Карелии, Нижнего Новгорода, Якутии, Мордовии и других регионов России.


Воспитатели из Якутии приехали на конференцию вместе с детьми.


– Мы работаем в детском саду, дома в семейном кругу часто обсуждаем различные вопросы, много говорим о том, что происходит на работе, поэтому детям хорошо знакомы проблемы дошкольного образования, они в этом постоянно «варятся», им интересно здесь находится. Да и поездка в Москву для детей – важное и волнительное событие, мы к ней тщательно готовились, – рассказала С. Лукачевская, педагог Онерского детского сада «Тугутчаан» № 21 Усть-Алданского улуса Республики Саха (Якутия).



Зал постепенно заполнялся. Уже в фойе участники конференции говорили о проблемах дошкольного образования.


– В условиях, когда детские сады поставлены в ситуацию выбора и программ, и технологий, и перехода на новые хозяйственные механизмы, когда обсуждается Закон об образовании, эта конференция поможет разобраться, какие приоритеты на сегодняшний день определены в нашей стране, – поделилась мнением К.Ю.Белая, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования Московского института открытого образования (МИОО).


Значимость конференции отметили на разных уровнях власти. Приветствия участникам конференции направили:


От Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации: депутат Государственной Думы ФС РФ, член Комитета Государственной Думы по образованию Е.И.Кузьмичева.


От Министерства образования и науки Российской Федерации: статс-секретарь – заместитель Министра образования и науки Российской Федерации И.М. Реморенко.


От Общественной палаты Российской Федерации: секретарь Общественной палаты Российской Федерации, академик Е.П. Велихов, руководитель федерального государственного учреждения «Аппарат Общественной палаты Российской Федерации», Председатель попечительского совета Благотворительного фонда поддержки молодежных инициатив «Мое поколение», кандидат политических наук А.Ф. Радченко.




Открыл конференцию Николай Евгеньевич Веракса, ректор Московской педагогической академии дошкольного образования.


– Наша конференция, – отметил он, – идет в контексте конференции, проходившей под эгидой ЮНЕСКО в Москве. Мы рассчитываем поддержать намеченную этой организацией линию в области воспитания и обучения детей младшего возраста. Главная цель конференции – определить спектр направлений научно-исследовательской и практической педагогической деятельности по воспитанию и обучению детей младшего возраста, содержательные рамки, в которых движется российская система дошкольного образования.


В докладе Николай Евгеньевич поднял чрезвычайно важную «Проблему субъектности в образовании дошкольников». Она представлена на разных уровнях: финансирования, оказания образовательных услуг, регламентации деятельности в соответствии со стандартами, содержания образования.


– Сейчас вводятся новые формы финансирования и новые типы образовательных учреждений: автономные, казенные, бюджетные, – сказал Н.Е. Веракса. – С финансовой точки зрения эти формы учреждений отличаются именно субъектностью. Федеральные государственные стандарты, введенные для начальной школы, предусматривают личностные результаты: сформированность и мотивацию к обучению, способность обучающихся к саморазвитию, ценностно-смысловые установки и т. д.


Если мы возьмем предметные результаты, то видим, что в области деятельности тоже представлена идея субъектности. Дети в ходе обучения должны обладать способностью понимать научную картину мира.


В Федеральных государственных требованиях к основной образовательной программе также ярко представлена проблема субъектности на уровне регламентации деятельности: ребенок должен быть любознательным, активным, способным управлять своим поведением, решать интеллектуальные и личностные задачи.


Если мы посмотрим программу по дошкольному образованию в Швеции, то она предполагает, что дети будут учиться друг у друга. Это значит, что один будет выступать субъектом для другого.


На содержательном уровне классический пример – как Арне Трагетон предлагает обучать ребенка чтению. Дошкольнику дается компьютер, ребенок нажимает кнопки и, в конце концов, начинает сам читать книжку.


Что сейчас произошло в понимании субъектности? Очень мощно на первый план выходит культурно-историческая концепция. Возникает особый контекст проблемы субъектности. Он связан как с работами Л.С. Выготского, так и с подходом А.Н. Леонтьева. Согласно Выготскому, один из важных аспектов образования и в целом развития ребенка, – это зона ближайшего развития. Обучение, которое ориентировано на зону ближайшего развития, является развивающим.


Как организовать субъектность в развивающем образовании? Л.А. Венгер предложил систему натальных моделей в дошкольном образовании. Но здесь возникает определенная проблема. Активное включение взрослого может подавлять детскую субъектность. Появляются программы, направленные, с одной стороны, на учет зоны ближайшего развития, на освоение средств, а с другой стороны – на поддержание субъектности. Одна из таких программ – Tools of the Mind, разработанная Е.В. Бодровой совместно с Д. Леонг (Денвер, США). Ее главный результат в том, что ребенок становится субъектом своей образовательной деятельности.


В программе, предложенной Бертом ван Урсом, обучение и настрой зоны ближайшего развития возможен через игровую деятельность. Когда ребенок включается в игровую деятельность, он становится субъектом этого процесса, таким образом появляется возможность освоения культурных средств в игре, а игра начинает рассматриваться как зона ближайшего развития ребенка.


Что происходит на всех этих уровнях? Система дошкольного образования, с одной стороны, хочет поддержать субъектность, а с другой стороны, стремится эту субъектность очень строго регламентировать. Эта одна из ключевых проблем дошкольного образования, которая характеризует современное развитие.



Профессор Владимир Самуилович Собкин, академик Российской академии образования, доктор психологических наук, заслуженный деятель науки Российской Федерации, директор Института социологии образования Российской академии образования (ИСО РАО), говоря об опыте социокультурного анализа дошкольного детства, уделил внимание трем моментам: родительским стратегиям, социологии детской игры и проблемам чтения. Дошкольное образование не избаловано социологическими исследованиями, поэтому работа, проводимая Институтом социологии образования, имеет особую ценность. В 1999 году институт проводил большое исследование, в ходе которого было опрошено около 2 тыс. родителей детей дошкольного возраста, около 400 воспитателей, и проведено исследование детей по методике Л.А. Венгера по готовности к школе. В ходе анкетирования удалось сопоставить, насколько социально-стратификационные факторы, например, полнота семьи, материальное положение, уровень образования родителей, влияют на интеллектуальное развитие ребенка. Классификация родительской стратегии идет от П.Я.Гальперина: ориентировочно-планирующая фаза, фаза исполнения и фаза контроля деятельности. Она очень удобна для структурирования социологических исследований.


Мы почему-то не обсуждаем ни в психологии, ни в педагогике, что родитель растет вместе с ребенком, меняется, – заметил В.С.Собкин. – С возрастом, начиная с кризиса трех лет, наблюдаются существенные изменения в целевых ориентирах ребенка. Умение приспосабливаться к любой обстановке с возрастом снижается. Я не могу это интерпретировать однозначно. Но сдвиг есть, это статистически значимые различия.


К чему стремится взрослый во взаимодействии с ребенком? Целевые моменты стабильны и не имеют динамики. Способ взаимодействия с ребенком выработан и поддерживается на одном уровне.


В.С. Собкин также коснулся вопросов поощрения и наказания детей, подчеркнув, что с возрастом снижается позитивное состояние родителей при взаимодействии с ребенком, растет родительская беспомощность. Это требует практического взаимодействия детских образовательных учреждений и семьи. Система дошкольного воспитания должна учитывать эмоциональные компоненты, семейную атмосферу.



Профессор Татьяна Владимировна Волосовец, директор Учреждения Российской академии образования «Институт психолого-педагогических проблем детства», кандидат педагогических наук, подняла серьезные, ключевые проблемы, которые стоят перед дошкольным образованием России. На современном этапе тревога о дошкольном образовании ощущается на всех уровнях, волнуя родителей, педагогов и психологов, работающих в дошкольных учреждениях, управленцев. Одна из важнейших проблем – очередь в дошкольные образовательные учреждения, которая существует во многих регионах России. Наряду с тенденцией к росту ДОУ растет и очередь в детские сады. Сейчас она составляет около 1,8 млн детей. При этом родителям нужно не просто отдать ребенка в детский сад – только бы пристроить, но и быть уверенными, что малышу будет там комфортно. Родителям важно – далеко ли образовательное учреждение от дома, новый детский сад или он находится в ветхом здании, каковы программы, которые применяются в ДОУ и т. д.


Особое внимание в докладе Татьяна Владимировна уделила вопросам несовершенства российского законодательства.


– Действующим законодательством сегодня не урегулированы: механизмы финансирования дошкольных учреждений, принципы и методика расчета стоимости содержания детей в ДОУ, размер предельной платы родителей за содержание детей, права и обязанности родителей как участника воспитательного процесса и т.д. Только глобальных нормативных пробелов насчитывается более двадцати, – отметила Т.В. Волосовец. – Не далее как два года назад были введены Федеральные государственные требования. В недрах Министерства образовании и науки готовятся другие подобные документы, которые не согласованы с педагогической общественностью. Нас ставят перед фактом – вот требования, как умеете, как хотите, их выполняйте.


Много вопросов у педагогов и родителей вызывает обсуждаемый законопроект «Об образовании». По количеству откликов и времени дебатов проект закона «Об образовании» стала самым обсуждаемым среди законодательных инициатив последних лет. «Закон об образовании» собрал больше откликов, чем «Закон о полиции».


По новому законопроекту российское образование приводится в соответствии с Болонской декларацией и международной стандартной классификацией образования. Законопроект закрепляет за дошкольным образованием статус отдельного уровня образования. Это повлечет за собой разработку образовательных стандартов для дошкольников, которые будут содержать, видимо, требования к условиям и образовательной программе.


Реакция педагогов неоднозначна, – рассказала Т.В. Волосовец. – С одной стороны, законопроект обеспечивает преемственность образования, с другой – возникают противоречия между требованиями по выполнению стандарта и необязательным посещением дошкольного образовательного учреждения. Как будут выполнять стандарты те дети, которые пойдут в школу, минуя детский сад? Каков механизм перехода с уровня на уровень образования? Законопроект на этот вопрос никакого внятного и вразумительного ответа не дает.


Сегодня одна из ключевых проблем в школе – неготовность педагогов принять стандарты. 75% учителей начального образования по данным РАО не готовы к принятию новых стандартов. И это при том, что стандарты школьного образования обсуждались педагогической общественностью, были апробированы в пилотных регионах.


Стандарта для детского сада у нас сейчас нет. Его разработка никем не ведется. При введении стандартов, аналогичных школьным, может потеряться развивающий потенциал дошкольного образования – то, к чему мы стремились последние двадцать лет, то, за что мы боролись, тоже может потеряться. Всякая жесткая рамка в какой-то мере убивает.


Но есть и позитивные черты. Скорее всего, с признанием дошкольного образования уровнем образования, работники детских садов смогут рассчитывать на увеличение бюджета. Объем финансирования будет подтянут к учительскому уровню. Воспитатели смогут рассчитывать на социальную защищенность, достойную оплату труда. В регионах разрыв в оплате труда между школьными учителями и работниками детских садов гораздо больше, чем в Москве, и составляет 2–2,5 раза.


В России государство берет на себя обязательства по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста. Расширяется сеть дошкольных образовательных учреждений за счет увеличения площадей и за счет изменения форм.


– Решать сегодня проблемы дошкольного образования можно, только консолидируясь, – сказала Т.В. Волосовец. – Мы добьемся успеха, если усилия участников образовательного процесса совпадут с деятельностью государства, если наши тревоги дойдут до Министерства образования и науки, если к нам присоединится общественность, родительские ассоциации.


Татьяна Владимировна затронула проблемы вариативности в дошкольном образовании. Сейчас дошкольные образовательные учреждения могут выбирать программы, которые в большей степени соответствуют их специфике и запросам родителей, использовать учебно-методические комплекты к данной программе. Можно корректировать ситуацию в учреждении, применяя не одну программу, а две-три и более. И очень важно и в дальнейшем сохранить эту вариативность.



О проблемах вариативности, разработке образовательных программ говорила и профессор Елена Евгеньевна Кравцова, директор Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, доктор психологических наук.


– Надо идти от ребенка. Но не от того, что он хочет или не хочет, что ему нравится или не нравится, а от законов его развития, – подчеркнула Елена Евгеньевна. – Я – за вариативность. Внутри любой образовательной программы, вне зависимости от культуры, страны есть некие психологические закономерности развития ребенка. Один из исследователей творчества Л.С.Выготского сказал такую фразу: «Вперед – назад к Выготскому!». В этом смысле нужно продолжать те линии, которые был намечены Институтом дошкольного воспитания А.В.Запорожца.


Е.Е Кравцова остановилась на принципах, которые должны быть обязательно учтены при разработке программ начального образования.


– В 70-х годах вышла психологическая периодизация Д.Б.Эльконина, в которой было показано, что у детей-дошкольников и младших школьников гораздо больше схожего, нежели различий, – заметила Елена Евгеньевна. – Дети должны к концу дошкольного возраста научиться играть. А у нас дети приходят в школу и играют – им абсолютно невозможно никакой программой сформировать способность к учению. На психологической консультации родителям говорят: «Ребенок невнимателен, отсутствует на уроке, у него стеклянные глаза…». А потому что он сидит и ждет перемену и думает, во что он будет там играть, потому что ему не дали в свое время реализовать потребности в игре.


На самом деле преемственность образования – в голове взрослого. Учитель и воспитатель должны быть не разделены баррикадами, а видеть постепенность развития ребенка.


Организация сообщества дошкольников и младших школьников позволяет создать условия для саморазвития и самокоррекции.


Образование в младшем возрасте не может быть построено без ориентации на семью. Личность развивается только в отношениях типа семейных. Многие родители видят своего ребенка только с одной позиции и других детей не видят. Ребенок, приходя в дошкольное учреждение, которое строится по принципу маленькой школы или школы для маленьких, не имеет целостной социальной ситуации развития. Семья – активный участник образовательного процесса. Педагог – не тот, который воспитывает ребенка, а тот, кто воспитывает его родителей.


Много существует мифов про игру. Считается, что игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Дошкольный возраст кончается – и игра кончается. Ничего подобного. Другое дело, что кто-то рефлексирует, что он играет, а кто-то нет.


Использование игры в обучении – не такая простая вещь. На каком-то этапе игра начинает мешать обучению. А.П.Усова писала, что игра выступает как форма организации жизнедеятельности. Разрабатывая это положение, мы пришли к выводу, что действительно игра выступает как самоценная деятельность, и пока игра в группе не сложилась, использовать ее, в том числе как вспомогательное средства обучения, нельзя. Потому что дети не умеют играть.


Наконец-то пора выпустить из подполья дошкольную дидактику и сделать достоянием не только и не столько людей, которые работают с дошкольниками, но и родителей, и учителей, в руки которых мы отдаем детей после окончания дошкольного учреждения.



Алишер Юсубжанович Умаров, программный специалист по образованию Кластерного Бюро ЮНЕСКО в Москве по Азербайджану, Армении, Республике Беларусь, Республике Молдова и Российской Федерации, говоря о «Стратегии и политике воспитания и образования детей младшего возраста», подчеркнул важность преемственности прошедшей в Москве в 2010 году конференции под эгидой ЮНЕСКО по воспитанию и образованию детей младшего возраста и данной конференции.


ЮНЕСКО совместно с правительством Москвы с 2008 года реализует пилотный проект «Образование для всех». В рамках этого проекта создаются новые модели, новые подходы. Москва выразила готовность поделиться своим опытом со всем миром, именно поэтому важно проводить мероприятия, на которых иностранные ученые и практики могли бы обмениваться опытом с российскими.


А. Ю. Умаров остановился на вопросах политики и стратегии дошкольного образования.


– Давайте не понимать дошкольное образование только как подготовку к школе, а воспринимать его как жизненный старт, – сказал А.Ю. Умаров. – Говоря о стратегии развития детства в Российской Федерации, мы придерживаемся образования на протяжении всей жизни. И дошкольное образование должно быть частью этого образования. Но при этом не ориентируем этот период образование на достижение целей образования на протяжении всей жизни.


Мы ставим вопрос возрастной психологии и возрастной педагогики достаточно обособленно. Считается, что дети до определенного возраста не имеют права быть взрослыми. Эти понятия относятся к прошлому веку. Сегодняшние исследования показывают, что по многим вопросам наши дети проявляют больше самостоятельности, сейчас идет многокомпонентное определение взрослости. Начало взрослости уже не ограничено получением паспорта.


В зарубежных странах есть много понятий детства. Есть компетентное детство. Я даже слышал понятие «прикольное детство». В России понятие детство более оградительное. Мы хотим, чтобы дети играли отдельно. В большинстве случаев мы рассматриваем детей как молчаливых приемщиков тех планов, которые мы для них строим. Стратегия будущего – забота о детях.



В Республике Мордовиядошкольное образование – одно из приоритетных направлений, в том числе в рамках демографической и социальной политики региона. О том, как развивается это направление, рассказала делегатам конференции Елена Петровна Солдатова, заместитель министра образования Республики Мордовия.


– Как и многие другие регионы, мы определили для себя три аспекта развития дошкольного образования, отметила Елена Петровна. – Это программа реконструкции существующих и строительство новых детских садов, развитие альтернативных форм дошкольного образования, в том числе негосударственного сектора и его поддержка, создание для детей, не посещающих детские сады, различных групп кратковременного пребывания при образовательных учреждениях.


Приоритет ответственности за финансирование системы дошкольного образования – это муниципальный уровень. Принимаются республиканские программы дошкольного образования, в каждом муниципалитете есть свои долгосрочные программы. Одна из ярких программ – «Программа развития столичного образования города Саранск», где на реконструкцию и строительство новых зданий детских садов предусмотрено около 6 млрд рублей.


Е.П. Солдатова затронула и проблему подготовки кадров для дошкольных учреждений:


– Года через два-три некому будет работать в дошкольных учреждениях, потому что ликвидируется система колледжного педагогического образования. У нас 96% состава работников ДОУ имеют специальное педагогическое образование. В области дошкольного образования мы немного не дотягиваем до 50%. Очень частая сменяемость – то есть, поработав год-два, педагоги уходят на другое место работы. Средний возраст воспитателей – порядка 42 лет.


В этом году руководство нашего Педагогического института приняло решение открыть новую специальность – на базе вуза будут готовиться специалисты в области дошкольного образования по среднему профессиональному повышенного уровня.



Тема докладапрофессора Андрея Ильича Подольского, заведующего кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ, доктора психологических наук, президента Российского отделения Международного общества по исследованию развития поведения (ISSBD), председателя Российского отделения Европейского общества по исследованиям в области учения и обучения (EARLI), действительного члена Академии педагогических и социальных наук, звучала несколько интригующе – «Бермудский треугольник психологической готовности к школьному обучению: ребенок, семья, школа». Речь в нем шла о важной проблеме дошкольного образования – психологической готовности ребенка к школе.


– Для большого числа наших родителей готовность ребенка к школе заключается не только в определенной натасканности: уметь читать, писать, знать английский, другой язык и т. д. – заметил Андрей Ильич. – Но и в том, что «наш»-то ребенок должен быть лучше. Хотим мы или не хотим, но ценностная решетка задается семьей. В итоге ребенок оказывается в ситуации, когда ему нужно не познавать, не контактировать, не развиваться, а быть первым, быть наверху.


Мы завязаны в единый узел. Мы можем говорить правильные слова о работе с родителями. Но давайте реально смотреть на вещи. До тех пор, пока насаждаются ценности, ничего общего не имеющие с тем, что бы мы хотели видеть в наших детях, никакое психолого-педагогическое сопровождение родителей не поможет. И родители живут не в безвоздушной среде, и дети идут не в безвоздушную среду.


Школа уже начала работать по стандартам общего образования, в которых заложена готовность детей делать то, что предполагают стандарты. Но очень многое из этого у наших детей и на стадии окончания дошкольного образования, и на стадии поступления в начальную школу просто-напросто отсутствует.


Психологическая готовность ребенка к школе заключается в том, что предшествующий период его психического развития прошел нормально, решены все задачи предшкольного периода. Если он проходит обучение в дошкольном учреждении, это чуть-чуть проще. Если не проходит, и у семьи нет ни интеллектуальных, ни материальных ресурсов, чуть-чуть сложнее. Но совершенно очевидно, что если ребенок не обладает главной психологической характеристикой готовности к школе – он двоечник по жизни. Мы его пытаемся учить высшей математике, а он еще не овладел арифметикой. Педагогам и психологом важно работать над этой проблемой.



Во второй день работы конференции пленарные заседания открыла Лариса Алексеевна Парамонова, доктор педагогических наук, директор НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца.


Ее выступление было, как обычно, эмоциональным и аргументированным. На сегодня обучение детей дошкольного возраста настолько нивелируется, без прямого на то указания, что непонятно, за счет чего можно достичь главной цели – развития детей, поэтому Лариса Алексеевна посвятила доклад «Современной дошкольной дидактике как средству развития ребенка».


– В ФГТ пропета песнь игре, но она угаснет без своей основной функции и благодаря подчинению ее решению дидактических задач. Там же выделены образовательные области, а как их осваивать с детьми на каждом возрастном этапе? Новые СанПиНы говорят только про три занятия по физкультуре. Усугубляется эта ситуация и Федеральным законом № 210 , относящим образование к услугам с разделением их на две категории – присмотр и уход (наверное, это касается детей до 3-х лет) и собственно образовательные – после 3-х лет, – подчеркнула Л.А. Парамонова. – Ребенок с первого года жизни, его личность является центральной фигурой образовательного процесса. И с точки зрения культурно-исторического подхода (Л. С. Выготский) основополагающей целью этого процесса является создание условий, способствующих «присвоению» ребенком общечеловеческой культуры, заложенной в окружающем мире: предметах, природе, человеческих отношениях, а также в способах познания и порождения нового.


Л. А Парамонова обозначила основные принципы системного подхода к организации освоения содержания, среди них:


– принцип «от общего к частному», специфика которого в этом возрасте заключается в том, что всякое частное должно выступать перед ребенком как проявление чего-то общего, т. е. не само по себе, а в системе других объектов или явлений, на основе чего открываются перед детьми разные их свойства, взаимозависимости;


интегративный принцип организации освоения предлагаемого содержания, который, с одной стороны, не нарушает целостность каждой из областей знаний (природа, родной язык, рисование и др.), а с другой, – существенно их взаимообогащает, способствует их смысловому углублению, расширяет ассоциативное информационное поле детей, что активизирует у них их собственную интерпретацию разных явлений как вербальными, так и невербальными средствами. У детей развиваются широкие смысловые связи на основе «единства аффекта и интеллекта» (Л.С.Выготский);


– следующий принцип связан с созданием проблемных ситуаций, характеризующихся определенным уровнем трудности, который предполагает отсутствие у ребенка готовых способов их разрешения и необходимость их самостоятельного поиска. В результате у детей развивается поисковая деятельность, направленность на достижение цели, а найденные ими способы обобщаются и свободно используются в новых ситуациях, что говорит о развитии их мышления;


– использование наглядного моделирования, демонстрирующего детям некоторые скрытые зависимости (приспособление животных к внешней среде, например, смена окраски, изменение двигательных реакций – замирает, складывает крылышки и т.п.) и отношения, например, математические (часть – целое, одна вторая, одна четвертая и т. п.), что способствует началу формирования общих категорий (часть – целое, причинность и др.), становлению логического мышления;


– важным принципом является и создание условий для практического экспериментирования с разными материалами: самостоятельного, вне предъявления взрослым какой-либо задачи и диктуемого условиями задачи, заданной педагогом;


– принцип продуктивного взаимодействия детей между собой и со взрослыми (диалогическое общение), благодаря чему формируется детское обучающееся сообщество, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, умелым, уверенным в случае необходимости в помощи товарищей и взрослого;


– принцип учета индивидуальных особенностей: личностных (лидерство, инициативность, уверенность, решительность и т. п.), разности в возможностях и в темпе выполнения задания и др., способствует успешности каждого ребенка.


Важен учет основных когнитивных стилей или модальностей обучения: одни дети лучше усваивают с опорой на зрительное восприятие (визуальное), другие – на слуховое (аудиальное), а третьи – на двигательное и тактильное (кинестетическое). И очень важно, когда одно и то же содержание и рассказывается, и показывается, и проигрывается детьми через движения.


– Реализация вышеназванных принципов, – подвела итог Л.А. Парамонова, – предполагает организацию обучающих занятий нового типа, основанных на постоянном взаимодействии детей между собой и со взрослыми, благодаря чему может сформироваться обучающееся детское сообщество, в котором каждый ребенок чувствует себя успешным, открытым для сотрудничества со сверстниками и со взрослыми. Организация таких занятий, безусловно, способствует, с одной стороны, сохранению самоценности дошкольного детства и его непреходящего значения, а с другой – обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению.


Участники конференции с интересом выслушали доклады зарубежных ученых.



Дэвид Скотко, доктор психологии, профессор Университета Центрального Арканзасса (США), рассказал, как реализуются «Идеи Л.С. Выготского в образовании детей в США»


– Основная проблема, которая у нас есть – это присмотр за детьми в дневное время, – сказал Д. Скотко. – В 50–60-е годы появились программы, стали открываться частные дошкольные учреждения, в частности, школы Монтессори. И только в 1965 году федеральное правительство открыло государственное дошкольное учреждение. Была принята программа «The Head Start» для детей из малоимущих семей. Это была первая программа, которая обеспечивала всестороннее образование детей младшего возраста, в ней уделялось внимание вопросам здравоохранения, питания детей. Благодаря программе был дан мощный толчок к развитию дошкольного образования в США.


Дошкольные программы в США не регулируются государством. Мы не задерживаемся на какой-то одной программе, потому что постоянно появляются новые. К тому же в каждом штате есть свои требования. Есть опыт работы с детьми-инвалидами, с детьми с особенностями развития.



Доктор философии Оскар Бренифье, директор Института практической философии Франции, эксперт ЮНЕСКО, в России – частый гость. На конференции он говорил о философии для детей. Принципы его работы с детьми знакомы многими, он пытается заставить их думать, учит задавать вопросы, понимать идеи. Основные методы работы Оскар продемонстрировал собравшимся.



ПрофессорТамара Семеновна Комарова, заведующая кафедрой эстетического воспитания педагогического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор педагогических наук, академик Международной академии наук педагогического образования, заслуженный деятель науки Российской Федерации, – личность хорошо известная в дошкольном образовании. Многие делегаты конференции приехали в Москву специально послушать Тамару Семеновну.


В этом году Т.С. Комарова отмечала юбилей. Присутствующие тепло поздравили Тамару Семеновну, пожелали ей здоровья и еще долгие годы работать в дошкольном образовании. Т.С. Комарова говорила о «Проблемах воспитания и образования детей младшего возраста в современных условиях».


– Проблем в дошкольном образовании много, особое беспокойство вызывают Федеральные государственные требования к общеобразовательной программе, которые ставят простых воспитателей в довольно сложные условия, – отметила Тамара Семеновна. – Главная функция воспитателя – взаимодействие с детьми. Но если ему нужно писать программу, когда он будет уделять внимание детям? Все время, что я работаю в дошкольном воспитании, камнем преткновения является планирование работы.


Нам надо не спорить, не противопоставлять разные теории, а действовать сообща. Дошкольный возраст уникален. Дети, прошедшие воспитание в детском саду, в дальнейшей жизни более успешны, благополучны и в семейной, и в производственной карьере.



Профессор Владимир ТовиевичКудрявцев, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ, главный научный сотрудник Института психолого-педагогических проблем детства РАО, доктор психологических наук, говорил о «Воображении как универсальной способности ребенка». О затронутых им проблемах можно прочесть в статье «Педагогика повседневности: необходимость альтернативы», опубликованной в журнале «Современное дошкольное образование» (№ 6 за 2011 г.).



Александр Константинович Пащенко, кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии развития факультета социальной психология Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ), поднял актуальную тему – «Развитие нормативности детей младшего возраста».


В настоящее время становится актуальным изучение закономерностей становления нормативного поведения человека. Анализ научных работ свидетельствует об устойчивом интересе к нормативной проблематике.


– Изучение нормативных ситуаций возможно лишь опосредованным путем через исследование конкретных ситуаций, в которых проявляются ее внешние признаки и их конкретные отношения. В качестве решающего условия освоения нормативной ситуации выступает рефлексивная способность человека, – подчеркнул Александр Константинович. – Под рефлексивностью здесь мы понимаем умение различать и интерпретировать реальную ситуацию.


Говоря про рефлексию, необходимо обратить наше внимание на такой момент, как характеристики нормативной ситуации. В качестве первой характеристики мы выделяем направленность, которая проявляется в поведении ребенка: его поведение может направляться как внешними признаками ситуации (например, яркая игрушка, звук из телевизора) или детерминирована внутренними напряжениями (зацикленные движения и слова). Второй характеристикой выступает осознанность, которая отражает степень понимания происходящего, произвольность действий и адекватность поведения.


Поскольку любая характеристика размерна, а как первая, так и вторая отражает человека, то мы можем их соотнести. Первая характеристика – направленность, отражает направление внимания человека: либо оно во внешней пространственно-предметной составляющей пространства активности человека, либо оно устремлено на внутренние процессы (например, на удовлетворение потребностей). Таким образом, размерность данной характеристики «внутренняя – внешняя». Вторая характеристика – осознанность, отражает некоторую ступень понимания, иными словами, размерность данной характеристики «низкая – высокая». Человека можно охарактеризовать как высокоадекватного (высокая осознанность), так и неадекватного (низкая степень осознанности).


Опираясь на представленную концепцию, А.К. Пащенко выделил четыре типа поведения, характеризующее качественное освоение нормы:


1) импульсивное, когда поведение сопровождается неконтролируемыми, непроизвольными или «замкнутым» движениями;


2) полевое, когда поведение характеризуется как неопосредованное правилом и направленное на эмоционально привлекательные внешние факторы;


3) ролевое, когда поведению свойственны проявления устойчивых поведенческих паттернов, возникающих в различных социальных микрогруппах и социальных ситуациях;


4) нормативное, когда поведение характеризуется целенаправленностью, легким выполнением действий, при которых важен не результат, а характер их выполнения, при этом само данное поведение не прерывается и не сопровождается какими-либо другими видами действий.



Туйчиева Ирина Леонидовна, руководитель ГОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 2558», город Москва, заслуженный учитель РФ, представляла на конференции позицию практиков.Она рассказала о«Социально-личностном развитии ребенка средствами современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)». Опыт работывозглавляемого ей дошкольного учреждения был подробно представлен в нашем журнале (см. № 4, 2011 г.).


Конференция работала в плотном графике. Проблемы, затронутые на пленарных заседаниях, подробно обсуждались на научно-практических семинарах и круглых столах. Здесь у всех делегатов была возможность высказать свою точку зрения, поделиться опытом работы, задать специалистам острые наболевшие вопросы.



Конференция показала наличие существенного импульса в развитии инновационного подхода в исследовании проблем воспитания и обучения детей младшего возраста, выход на новый качественный уровень в решении вопросов теории и методики дошкольного образования, развитии новых направлений исследований, связанных с применением информационно-комуникационных технологий.


В принятой резолюции по итогам конференции отмечена необходимость консолидации усилий и активизации сотрудничества ученых, органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, родителей, а также средств массовой информации в воспитании детей.


Участники конференции решили:


• обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Совет Федерации РФ, к руководству ряда политических движений и партий с пакетом предложений по поддержке инновационных процессов в дошкольном образовании;


• создать Международный организационный комитет по организации II-й ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» и провести ее в г. Москве в ноябре 2012 г.;


• учредить Международную Ассоциацию специалистов дошкольного образования (МАСДО) в целях решения задач:


– разработки и реализации проектов развивающего дошкольного образования, их программно-методического и мониторингового обеспечения;


– координации деятельности ДОУ, работающих по данным проектам;


– содействия подготовке и переподготовке воспитателей, методистов, психологов, руководителей – специалистов по развивающему дошкольному образованию;


– оказания научной, информационной, методической, организационной и правовой поддержки указанных специалистов, защиты их профессиональных интересы;


– организации изданий научной, учебной и методической литературы по развивающему дошкольному образованию;


– организации семинаров, конференций, симпозиумов, совещаний по проблемам данного профиля;


– поддержки родителей, заинтересованных в развитии своих детей;


– защиты общественных и государственных приоритетов дошкольного образования как развивающей и развивающейся системы, пропаганды его идей в современном обществе.


www.forum-mpado.ru


 


И еще несколько фотографий.









Е.М.Струнина, Т.В.Луговкина, проф. Т.С.Комарова, проф. О.С.Ушакова, А.Д.Шатова, проф. В.Т.Кудрявцев.









 


Руководители секции "Психодидактика" - проф. Е.Е.Кравцова, проф. В.Т.Кудрявцев.



Ведущий доклад на секции "Психодидактика" сделал проф. Г.Г.Кравцов.



Работа секции "Развивающее дошкольное образование" (руководитель - проф. В.Т.Кудрявцев). Среди участников - проф. С.А.Козлова, проф. С.Н.Николаева, генеральный директор издательства "МОЗАИКА-СИНТЕЗ" Э.М.Дорофеева.




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Программа III международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (21-23 ноября 2013 г.) и доклад В.Т.Кудрявцева на ней
16-11-2013
Программа III международной научно-практической

III Международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (Москва,  21-23 ноября 2013 г.)
22-08-2013
III Международная научно-практическая конференция

Первая ежегодная международная научно-практическая конференция «Воспитание и обучение детей младшего возраста»
27-10-2011
Первая ежегодная международная

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх