Поступок, как известно, воспитывает. Задает некоторую новую норму общежития людей, из которого вырастает и новый способ индивидуального самосознания. Для этого необязательно являть высокие образцы героизма, необязательно вершить подвиги. Подвиги вдохновляют и этим уже воспитывают, но не поддаются повторению. Даже массовый героизм в определенных условиях состоит из неповторимых подвигов. Вести себя по-человечески – это не подвиг, а как раз та самая норма. Тем выше цена повседневного поступка, способного ее утвердить.
Нередко приходится сталкиваться с тем, что такой поступок не совершается и норма не утверждается. Хотя повод совершить и утвердить налицо. Можно даже сказать – «накопленная», назревшая, перезревшая необходимость. Удерживает не наличие запрета и не возможные последствия его нарушения. А потому что так просто не принято - с позиции большинства, которая незаметно становится внутренней цензурой. Повторю: не регламентируется, не осуждается – просто не принято.
…На момент отвлекусь от темы поступка. С тех пор, как у меня родился сын, и я стал выходить с ним гулять, перехожу автомагистрали только на зеленый свет. Даже если по обе стороны движения – зияющая свобода от машин на сотни метров, ожидаю зеленого. При этом чувствую себя не то что неловко – не совсем обычно. Люди останавливаются, смотрят вопросительно, удивленно, даже немного напряженно, потом бегут дальше через дорогу. А я ведь всего-навсего выполняю правила дорожного движения. Чувство «необычности» проходит только на пешеходных переходах в Европе…
Впрочем, и поступок, о котором здесь речь, был совершен на дороге. 23 февраля, митинг в Лужниках. Тысячи, десятки тысяч водителей проезжали мимо припаркованных в два ряда автобусов, к которым кое-где третьим рядом были пристроены машины. Прямо какой-то космический «съезд эндокринологов»… Они, конечно, все понимали. Но движению это фатально не препятствовало. Поэтому не возникло даже желания остановиться и «протестно» погудеть, как случалось ранее… Остановился один. И обратился к дорожному полицейскому с совсем не политическим, уместным в данном случае вопросом: не считает ли он это нарушением правил парковки, и что с этим предполагается делать?
Наместник дорожного закона заволновался и адресовал любопытного водителя к чину постарше. Тот впал в еще большую нервозность, забыв об элементарном порядке профессионального общения с гражданами. Видимо, в таких затруднениях полицейских предписано выручать спецслужбам, представитель одной из которых не замедлил вырасти из-под земли. Лучше бы не вырастал. К смятению смежников он лишь добавил свое (видео)…
Они были готовы, ко всему чему угодно - к гневным выкрикам и клаксонам, к манифестациями и митингам, и знали, как действовать в таких случаях, - из уставов и инструкций. Но они не были готовы к тому, что перед ними поставят простой вопрос, который потребует отнюдь не простого ответа.
Чем чаще перед ними будут ставить такие вопросы, тем труднее им – и не только им - будет плевать в лицо гражданам. По любому поводу. А когда это войдет в систему, плюющей власти не останется места в нашей жизни.
Поступок водителя воспитывает их и нас. А пока мы пропускаем мимо неправильно припаркованные не только по особым, но и прочим дням автобусы, они не будут замечать нас. И не услышат голосов с Болотной и Сахарова. Только сделают вид.
Гражданское общество повседневно строится и на дорогах. Этим не стоит пренебрегать так же, как правилами движения и парковки.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта