Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Всероссийская конференция - Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы

Всероссийская конференция - Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 118
  •  
    • 0

Дорогие коллеги!


21-22 октября 2003 г. в г. Москве была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающая педагогика оздоровления» (результаты работы экспериментальных площадок за 2001-2003 гг.), организованная Министерством образования РФ, Департаментом образования г. Москвы, Институтом дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Центром развивающего образования Владимира Кудрявцева.


Более 200 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Якутска, Калининграда, Элисты, Норильска, Тольятти, Сарова, Буденновска, Дубны и др. городов собрались, чтобы обсудить предварительные результаты эксперимента в рамках проекта «Развивающая педагогика оздоровления» («РПО»), разработанного В.Т.Кудрявцевым и его сотрудниками, наметить дальнейшую программу действий. Среди участников конференции ученые, преподаватели вузов и педагогических колледжей, воспитатели и методисты дошкольных учреждений, школьные учителя, управленцы разных уровней от заведующих ДОУ до специалистов Министерства образования РФ, журналисты, представители общественных организаций, книгоиздатели


Первый день форума прошел в стенах Дома учителя, где состоялись пленарное и секционное заседания. Там же развернулась выставка «Здоровый дошкольник» - экспозиция материалов ДОУ, работающих по системе РПО. Состоялась презентация новых книг «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровлении» В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова и «Развивающая педагогика оздоровления: как начать эксперимент?» Б.Б.Егорова и Г.П.Маловой. Работа освещалась СМИ. Во второй день на базе ряда московских ДОУ экспериментальных площадок, реализующих проект, а также Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО были организованы круглые столы по проблемам: "Взаимодействие детского сада и семьи в оздоровлении дошкольников", "Развитие детского творчества и оздоровительная работа в ДОУ", "Медико-педагогический контроль в организации оздоровительной работы с дошкольниками", "Преемственность в оздоровительной работе детского сада и начальной школы".


Проведение конференции совпало с 10-летием системы, что случайно выяснилось в ходе пленарного заседания. Именно в 1993 г. продумывался ее замысел, в нескольких московских детских садах были начаты первоначальные, эскизные экспериментальные пробы, увидели свет первые публикации В.Т.Кудрявцева. А несколько лет спустя процесс приобрел лавинообразный характер. Подготавливается программа развивающей физкультурно-оздоровительной работы с детьми (В.Т.Кудрявцев), методические пособия и рекомендации к ней (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк, Б.Б.Егоров). К системе РПО обращается все большее число российских регионов, которое на сегодняшний день превышает полсотни. Организуются экспериментальные площадки, создаются новые рабочие места для персонала ДОУ. Эксперимент получает общественное звучание: на его поприще свои усилия объединяют педагоги, медицинские работники, управленцы образования, родители. Он постепенно выходит на общефедеральный уровень. Параллельное движение наблюдается в науке. Активно ведутся фундаментальные исследования проблемы, защищаются кандидатские диссертации, готовятся докторские. Научное обеспечение проекта в согласии с исходным замыслом все более приобретает комплексную, междисциплинарную форму: наряду с психологами и педагогами в работу вливаются физиологи, гигиенисты, исследователи проблем физической культуры и спорта, специалисты по биомеханике и др. Особую роль сыграл выход в 2000 г. научно-методического пособия В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления». Оно стало основополагающим для приверженцев системы, привлекло к ней новых сторонников по всей России. Это произошло благодаря тому, что издательство «ЛИНКА-ПРЕСС» выпустило книгу значительно большим тиражом, по сравнению с тем, которым публиковались предшествующие программно-методические материалы. Но пособие разошлось сравнительно быстро, и практики вновь справедливо сетуют на дефицит литературы И многое делают сами, конечно, в тесном сотрудничестве с создателями системы РПО.


Именно практики разработали конспекты занятий, варианты их планирования, картотеку подвижных игр, придумали новые формы работы. Из участников эксперимента они очень быстро превратились в его полноправных соавторов.


Результат не заставил себя ждать: уровень здоровья детей, которые посещают ДОУ, работающие в экспериментальном режиме, много превышает «среднестатистический». Заметно улучшаются показатели не только физического, но и духовного, личностного роста, психического развития ребенка. Ибо, по большому счету цель, системы РПО создать все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому ребенку быть (стать) телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым (см. публикацию «Принципы развивающей педагогики оздоровления» на данном сайте; раздел «Здоровье детей»). Ведь РПО это не просто "программа и технология", а образ жизни дошкольного учреждения.


Но, пожалуй, один из главных итогов десятилетней работы состоит в том, что система самоорганизовалась. Она не требует сегодня тотального контроля со стороны ее авторов. Подобно взрослому ребенку, система живет уже своей собственной, в какой-то мере не зависимой от «научных руководителей» жизнью, движимая творческой инициативой педагогов-практиков и их питомцев, детей. Это и значит то, что она получила подлинное общественное признание. На сайте одного дошкольного учреждения читаем: «Мы создаем развивающую педагогику оздоровления». В этом - вся суть дела! Система, которая выросла на идее развития воображения как основы осмысленного отношения ребенка к своему телу, его состоянию и возможностям, не может навязываться как догма. В ином случае она попросту обессмысливается. РПО это педагогика для творческих, постоянно ищущих и обретающих смысл в самоизменении людей (взрослых и детей), которые связаны узами сопричастности общему доброму делу. Это - педагогика свободы. Так и воспринимают РПО практики, сделавший свой свободный и ответственный выбор в ее пользу. Именно это вселяет в авторов системы уверенность в том, что и они избрали правильный путь.



 



Министерство образования РФ


Департамент образования города Москвы


Российская академия образования


Институт дошкольного образования и семейного воспитания


Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева



г. Москва 22 октября 2003 года


 


Р Е З О Л Ю Ц И Я



участников Всероссийской научно-практической конференции


"РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ:


ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ"



 


В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и др. данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая «гуманитарная катастрофа» - уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Сложившиеся «ведомственные» - узко-медицинские и узко-методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач.


Одна из возможностей их решения связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенка-дошкольника и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Исходя из этого может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств психолого-педагогического сопровождения психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма призваны стать точкой приложения усилий не только медиков, но также педагогов и психологов, т.е. - предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние. ДОУ зачастую «консервируют» и «воспроизводят» детскую заболеваемость именно потому, что по традиции или поневоле отдают предпочтение второй позиции (воздействию на наличное состояние). Не выправляет положения и принятая в массовой практике дошкольного воспитания система профилактических мер, поскольку она ориентируется на ту же позицию. В любом случае специалист как бы ставится перед фактом заболевания или его отсутствия.


На принципы комплексного гуманитарного подхода опирается особое междисциплинарное научно-практическое направление (проект) развивающая педагогика оздоровления (РПО). Это направление сегодня складывается на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. РПО присущ ряд отличительных черт:


а) В ее центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.


б) Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.


в) Оздоровление выступает не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.


г) Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.


Таким образом, целевой приоритет РПО - развитие здоровья как атрибута личности (а не только морфофизиологической организации) ребенка.


РПО представляет собой часть общего проекта развивающего дошкольного образования, разработанного проф. В.Т.Кудрявцевым и его сотрудниками. В рамках РПО предложена особая система физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (на специальных занятиях и вне их). В настоящее время осуществлено теоретическое и экспериментальное обоснование данной системы. Создано ее программно-методическое и инструментально-диагностическое (мониторинговое) обеспечение применительно к работе со здоровыми и ослабленными болезнью детьми, включающее специальную (развивающую) образовательно-оздоровительную Программу, соответствующие пособия и рекомендации. Отработана модель организации экспериментальной деятельности ДОУ. Система РПО получает все большее распространение в федеральных масштабах: география ДОУ, в которых она реализуется, охватывает широкое пространство от Якутска до Калининграда. Начата подготовка кадров для работы по системе, она находит свое отражение в отдельных спецкурсах для студентов педагогических вузов и колледжей.


 


Учитывая вышеизложенное, участники конференции приняли ряд решений:


 


1. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Министерство образования РФ, Госкомспорт РФ, Правительство Москвы, Московскую городскую думу с пакетом предложений по поддержке системы РПО как эффективного механизма развития и сбережения здоровья подрастающих поколений. С аналогичными обращениями выступить в адрес руководства наиболее перспективных с точки зрения возможностей социально-экономического роста субъектов федерации и представителей крупного российского бизнеса.


2. На базе Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и Центра развивающего образования Владимира Кудрявцева организовать курсы подготовки федеральных кадров для работы по системе РПО, а также постоянно действующий научно-практический семинар, координирующий экспериментальную деятельность ДОУ Москвы и Московской области по этой системе.


3. Выступить с инициативой создания общественной организации Ассоциации развивающего дошкольного образования.


4. II Всероссийскую конференцию «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы» провести в г. Москве во II квартале 2005 г.




  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Конференция "Развивающая педагогика оздровления: опыт и перспективы"
11-04-2004
Конференция "Развивающая педагогика оздровления:

Учредительная конференция Международной Ассоциации развивающего образования
01-11-2004
Учредительная конференция Международной

Проекты Центра развивающего образования Владимира Кудрявцева
12-04-2004
Проекты Центра развивающего образования Владимира

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Апрель 2018 (47)
Март 2018 (53)
Февраль 2018 (41)
Январь 2018 (41)
Декабрь 2017 (73)
Ноябрь 2017 (51)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх