21-22 октября 2003 г. в г. Москве была проведена Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающая педагогика оздоровления» (результаты работы экспериментальных площадок за 2001-2003 гг.), организованная Министерством образования РФ, Департаментом образования г. Москвы, Институтом дошкольного образования и семейного воспитания РАО, Центром развивающего образования Владимира Кудрявцева.
Более 200 человек из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Якутска, Калининграда, Элисты, Норильска, Тольятти, Сарова, Буденновска, Дубны и др. городов собрались, чтобы обсудить предварительные результаты эксперимента в рамках проекта «Развивающая педагогика оздоровления» («РПО»), разработанного В.Т.Кудрявцевым и его сотрудниками, наметить дальнейшую программу действий. Среди участников конференции ученые, преподаватели вузов и педагогических колледжей, воспитатели и методисты дошкольных учреждений, школьные учителя, управленцы разных уровней от заведующих ДОУ до специалистов Министерства образования РФ, журналисты, представители общественных организаций, книгоиздатели
Первый день форума прошел в стенах Дома учителя, где состоялись пленарное и секционное заседания. Там же развернулась выставка «Здоровый дошкольник» - экспозиция материалов ДОУ, работающих по системе РПО. Состоялась презентация новых книг «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровлении» В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова и «Развивающая педагогика оздоровления: как начать эксперимент?» Б.Б.Егорова и Г.П.Маловой. Работа освещалась СМИ. Во второй день на базе ряда московских ДОУ экспериментальных площадок, реализующих проект, а также Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО были организованы круглые столы по проблемам: "Взаимодействие детского сада и семьи в оздоровлении дошкольников", "Развитие детского творчества и оздоровительная работа в ДОУ", "Медико-педагогический контроль в организации оздоровительной работы с дошкольниками", "Преемственность в оздоровительной работе детского сада и начальной школы".
Проведение конференции совпало с 10-летием системы, что случайно выяснилось в ходе пленарного заседания. Именно в 1993 г. продумывался ее замысел, в нескольких московских детских садах были начаты первоначальные, эскизные экспериментальные пробы, увидели свет первые публикации В.Т.Кудрявцева. А несколько лет спустя процесс приобрел лавинообразный характер. Подготавливается программа развивающей физкультурно-оздоровительной работы с детьми (В.Т.Кудрявцев), методические пособия и рекомендации к ней (В.Т.Кудрявцев, Т.В.Нестерюк, Б.Б.Егоров). К системе РПО обращается все большее число российских регионов, которое на сегодняшний день превышает полсотни. Организуются экспериментальные площадки, создаются новые рабочие места для персонала ДОУ. Эксперимент получает общественное звучание: на его поприще свои усилия объединяют педагоги, медицинские работники, управленцы образования, родители. Он постепенно выходит на общефедеральный уровень. Параллельное движение наблюдается в науке. Активно ведутся фундаментальные исследования проблемы, защищаются кандидатские диссертации, готовятся докторские. Научное обеспечение проекта в согласии с исходным замыслом все более приобретает комплексную, междисциплинарную форму: наряду с психологами и педагогами в работу вливаются физиологи, гигиенисты, исследователи проблем физической культуры и спорта, специалисты по биомеханике и др. Особую роль сыграл выход в 2000 г. научно-методического пособия В.Т.Кудрявцева и Б.Б.Егорова «Развивающая педагогика оздоровления». Оно стало основополагающим для приверженцев системы, привлекло к ней новых сторонников по всей России. Это произошло благодаря тому, что издательство «ЛИНКА-ПРЕСС» выпустило книгу значительно большим тиражом, по сравнению с тем, которым публиковались предшествующие программно-методические материалы. Но пособие разошлось сравнительно быстро, и практики вновь справедливо сетуют на дефицит литературы И многое делают сами, конечно, в тесном сотрудничестве с создателями системы РПО.
Именно практики разработали конспекты занятий, варианты их планирования, картотеку подвижных игр, придумали новые формы работы. Из участников эксперимента они очень быстро превратились в его полноправных соавторов.
Результат не заставил себя ждать: уровень здоровья детей, которые посещают ДОУ, работающие в экспериментальном режиме, много превышает «среднестатистический». Заметно улучшаются показатели не только физического, но и духовного, личностного роста, психического развития ребенка. Ибо, по большому счету цель, системы РПО создать все зависящие от нас условия для того, чтобы помочь каждому ребенку быть (стать) телесно и психически здоровым, многогранно способным, радостным и счастливым (см. публикацию «Принципы развивающей педагогики оздоровления» на данном сайте; раздел «Здоровье детей»). Ведь РПО это не просто "программа и технология", а образ жизни дошкольного учреждения.
Но, пожалуй, один из главных итогов десятилетней работы состоит в том, что система самоорганизовалась. Она не требует сегодня тотального контроля со стороны ее авторов. Подобно взрослому ребенку, система живет уже своей собственной, в какой-то мере не зависимой от «научных руководителей» жизнью, движимая творческой инициативой педагогов-практиков и их питомцев, детей. Это и значит то, что она получила подлинное общественное признание. На сайте одного дошкольного учреждения читаем: «Мы создаем развивающую педагогику оздоровления». В этом - вся суть дела! Система, которая выросла на идее развития воображения как основы осмысленного отношения ребенка к своему телу, его состоянию и возможностям, не может навязываться как догма. В ином случае она попросту обессмысливается. РПО это педагогика для творческих, постоянно ищущих и обретающих смысл в самоизменении людей (взрослых и детей), которые связаны узами сопричастности общему доброму делу. Это - педагогика свободы. Так и воспринимают РПО практики, сделавший свой свободный и ответственный выбор в ее пользу. Именно это вселяет в авторов системы уверенность в том, что и они избрали правильный путь.
г. Москва 22 октября 2003 года
участников Всероссийской научно-практической конференции
"РАЗВИВАЮЩАЯ ПЕДАГОГИКА ОЗДОРОВЛЕНИЯ:
ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ"
В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и др. данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая «гуманитарная катастрофа» - уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Сложившиеся «ведомственные» - узко-медицинские и узко-методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач.
Одна из возможностей их решения связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенка-дошкольника и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Исходя из этого может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств психолого-педагогического сопровождения психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма призваны стать точкой приложения усилий не только медиков, но также педагогов и психологов, т.е. - предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние. ДОУ зачастую «консервируют» и «воспроизводят» детскую заболеваемость именно потому, что по традиции или поневоле отдают предпочтение второй позиции (воздействию на наличное состояние). Не выправляет положения и принятая в массовой практике дошкольного воспитания система профилактических мер, поскольку она ориентируется на ту же позицию. В любом случае специалист как бы ставится перед фактом заболевания или его отсутствия.
На принципы комплексного гуманитарного подхода опирается особое междисциплинарное научно-практическое направление (проект) развивающая педагогика оздоровления (РПО). Это направление сегодня складывается на «стыке» возрастной физиологии, педиатрии, педагогики, детской психологии. РПО присущ ряд отличительных черт:
а) В ее центре лежат представления о здоровом ребенке, понимаемом как идеальный эталон и практически достижимая норма детского развития.
б) Здоровый ребенок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
в) Оздоровление выступает не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей.
г) Ключевым, системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Таким образом, целевой приоритет РПО - развитие здоровья как атрибута личности (а не только морфофизиологической организации) ребенка.
РПО представляет собой часть общего проекта развивающего дошкольного образования, разработанного проф. В.Т.Кудрявцевым и его сотрудниками. В рамках РПО предложена особая система физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками (на специальных занятиях и вне их). В настоящее время осуществлено теоретическое и экспериментальное обоснование данной системы. Создано ее программно-методическое и инструментально-диагностическое (мониторинговое) обеспечение применительно к работе со здоровыми и ослабленными болезнью детьми, включающее специальную (развивающую) образовательно-оздоровительную Программу, соответствующие пособия и рекомендации. Отработана модель организации экспериментальной деятельности ДОУ. Система РПО получает все большее распространение в федеральных масштабах: география ДОУ, в которых она реализуется, охватывает широкое пространство от Якутска до Калининграда. Начата подготовка кадров для работы по системе, она находит свое отражение в отдельных спецкурсах для студентов педагогических вузов и колледжей.
Учитывая вышеизложенное, участники конференции приняли ряд решений:
1. Обратиться в Правительство РФ, Государственную Думу РФ, Министерство образования РФ, Госкомспорт РФ, Правительство Москвы, Московскую городскую думу с пакетом предложений по поддержке системы РПО как эффективного механизма развития и сбережения здоровья подрастающих поколений. С аналогичными обращениями выступить в адрес руководства наиболее перспективных с точки зрения возможностей социально-экономического роста субъектов федерации и представителей крупного российского бизнеса.
2. На базе Института дошкольного образования и семейного воспитания РАО и Центра развивающего образования Владимира Кудрявцева организовать курсы подготовки федеральных кадров для работы по системе РПО, а также постоянно действующий научно-практический семинар, координирующий экспериментальную деятельность ДОУ Москвы и Московской области по этой системе.
3. Выступить с инициативой создания общественной организации Ассоциации развивающего дошкольного образования.
4. II Всероссийскую конференцию «Развивающая педагогика оздоровления: опыт и перспективы» провести в г. Москве во II квартале 2005 г.
На развитие сайта
« Апрель 2025 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 |