Владимир Кудрявцев. В Космос – на поиски себя (к Дню космонавтики)

Снимок из ЖЖ летчика-космонавта и фотомастера Федора Николаевича Юрчихина.

Южная Георгия - обитаемый остров в регионе Антарктики. Среди нескольких десятков жителей, четыре постоянных: представитель администрации, почтмейстер и 2 смотрителя музея.

Среди свидетельств о том, что американцы все-таки побывали на Луне, есть самое неопровержимое и сильное. Это – главное впечатление, которые вынесли Нил Армстронг и Эдвин Олдрин  из своего путешествия в июле 1969 г. Лунный ландшафт их поразил гораздо меньше, чем открывавшийся с Луны вид Земли, которая оказалась такой компактной и единой. Это впечатление столь же трудно подделать, как сымитировать стигматы верующего.

Чем ближе к Земле, тем тупее это чувство – самосознания землянина, самосознания человека. И в итоге – «лицом к лицу лица не увидать». Именно стремление осознать и познать себя во все времена тянуло человека в Космос. Нынешние космические проекты, особенно те из них, что помасштабнее, часто вызывают недоверие у распорядителей кредитов, ибо их затратность много превышает сиюминутную отдачу, на которую они, собственно, и не рассчитаны. Ведь их «сверхцель» - даже не в постижении галактических далей и овладении ими, а в раскрытии реального диапазона человеческих возможностей, о которых их носитель знает не больше, чем о структуре черных дыр. Блокирование космических инициатив равноценно бегу от себя в своей подлинности.

Космос стал фактом жизни человека задолго до того, как люди дерзнули шагнуть в него. Да и поначалу такой задачи – шагнуть – не стояло и не могло стоять. Зачем «шагать», когда Космос уже в тебе. Более того – продолжение и отражение тебя: в древних мифологиях и ранних «философиях» макрокосм мыслился по аналогии с микрокосмом, в образе живого одушевленного существа. Космос был домашним, почти ручным. К нему не приближались – его (в лучшем случае) приближали. Единственной картой, которой располагали древние мореплаватели и сухопутные странники, служило, по словам философа Э.В.Ильенкова, звездное небо. И ведь добирались туда, куда надо! Их не покидало ощущение того, что и это здесь.

Осознание того, что это там и далеко, пришло много позже. Но если это там, то где мы? Кто мы и зачем? За ответами пришлось отправиться в космические путешествия, сначала – мысленно. Хотя мысль (и фантазия!) о Космосе, о котором почти ничего не ведали, выступала  в форме реального действия – того же странствия по морю или суше с географической картой над головой. В форме «приближения» Космоса к Земле. Эта практика продолжается и поныне. На земной поверхности люди вполне успешно моделируют «космические» процессы, события, феномены. Нейтрино, естественной средой  существования которого является только открытый Космос, искусственно воссоздано в физических лабораториях…

И все же, «опустить» Космос на Землю и подняться в него с Земли – вещи принципиально разные. Лишь труд «подняться» рождает человека самосознающего. Вся философия  освоения Космоса у того же Циолковского (и не только у него) – об этом.

И люди поднялись в Космос – на поиски себя, на встречу с собой. Делегировав на первую из них лучшего. Один известный актер вспоминал свое, детское, 12 апреля 1961 г.: казалось, в Космос с Гагариным полетели все – я, мама, папа, наша учительница, наш класс… Совершенно адекватное самосознание.

…В одном научно-фантастическом рассказе экипаж земного корабля попал во временную аномалию – при подлете к Земле выяснилось, что она отброшена на сотни миллионов лет назад, в мезозой. Как вы думаете, какое решение принял экипаж?

Тестовые задания по курсу «Философия» для бакалавров МГППУ