Сюрприз на доске - отметка
курсу "Философия", который я читаю первокурсникам бакалавриата МГППУ. Самая дорогая. Спасибо! Хотя еще дороже - на завтрашнем экзамене. Удачи!
Тестовые задания по курсу «Философия»
(бакалавриат МГППУ)
Сост. проф. В.Т.Кудрявцев
1. Философ думает:- обо всем и ни о чем в частности
- о том, как в частном проявляется «все»
- о закономерном характере проявления «всего» в частном
- о том, что «дьявол кроется в деталях»
2. Всеобщее (сущностное) подобно:- стволу дерева
- его кроне
- его корню
- тому, что объединяет сучья в одну вязанку
3. Ключевой вопрос философии – это вопрос об отношении:- реального и идеального
- материи и духа (сознания)
- мышления и бытия
- человека и мира
4. В древнегреческой мифологии существует образ Протея - сонливого старца, который, когда его тревожили, начинал превращаться в различных животных, огонь, воду, дерево, и поэтому оказывался неуловим. Как только нарушившие покой Протея уходили, он снова приобретал свой обычный облик. Один знаменитый мыслитель и ученый Нового времени считал образ Протея аллегорией: - хитрости
- материи, бесконечной в череде своих воплощений, но не теряющей в них своего первоначала
- однообразия
- разнообразия
5. Когда мы говорим, что разум, мышление имеет космическую природу, то возникает некоторая опасность его превращения в «вещь среди других вещей». Ведь частицы - это и Солнце, и камень, и песчинка... Специфика мышления как космического феномена состоит в том, что оно:- является «зеркалом мира», его самосознанием
- преодолевает порог скорости света
- творит новый мир со знанием законов существующего, которые постигаются в этом творчестве и выделяются как особые «объекты мысли», отличные от вещей
- становится способом определения человеком своего места в мире
6. Истина – это:- реальное положение вещей, которое мы можем констатировать
- реальное положение вещей с его причинами и следствиями, которые мы можем понять и объяснить
- соответствие предмета своей сущности, которое возникает в процессе его развития, прослеживаемом в мысли
- договоренность мыслящих людей исходя из того, что им по силам познать на данный момент
7. Формула Б. Спинозы «Для того, чтобы познать вещь, надо сделать (сотворить) ее» работает, потому что:- в процессе создания, конструирования предмета раскрываются его существенные свойства
- человек может разобраться в деталях устройства познаваемого
- познание, поскольку оно не является зеркальным отражением действительности, предполагает особую форму человеческой активности
- познание – это труд
8. Жан-Поль Сартр сказал: «Человек есть то, что он не есть». Какое толкование этой мысли представляется вам более точным:- у человека всегда есть перспектива развития
- человек находится в процессе постоянного изменения
- мы не можем дать исчерпывающую характеристику возможностей человека
- человек «живет будущим» - целями, планами, намерениями, мечтами, и из сферы этого еще не наступившего, а лишь желаемого, будущего мотивируется все, что он делает в настоящем
9. Свобода – это:- разнообразие возможностей
- открытие новых возможностей
- способность найти (создать) возможности, которые объективно необходимы для того, чтобы решить любую проблему, не подчиняясь диктату извне – будь то социальное давление или случайный индивидуальный импульс
- наличие выбора
10. Творчество – это:- решение нестандартных задач
- реализация стремления к оригинальности
- создание новых вещей на основе новых идей новыми людьми для новых людей в новом мире
- специфическая форма человеческой активности
11. Культура – это:- синоним цивилизации (цивилизованности)
- синоним общества
- то, что люди создают друг для друга (в виде материальных и нематериальных предметов), где созданное объединяет их в пространстве и времени некоторым общим значением, тем самым делая «не чужими» и небезраличными друг другу
- уровень развития индивида и общества с точки зрения общечеловеческих норм
12. Понимание вещей и взаимопонимание людей:- являются двумя сторонами одного и того же
- исключают друг друга
- предполагают друг друга, оставаясь разными процессами
- соотносятся, как «друг Платон» и «истина», которая дороже дружбы
13. Диалектика – это:- нарушение законом формальной логики
- система любопытных парадоксов, которыми занимали себя еще мыслителя Древнего Востока и Древней Греции
- официальная философская доктрина в СССР
- логика развития действительности в форме разрешения ее фундаментальных противоречий - в том числе, деятельными усилиями человечества, которые придают этому процессу особое направление и открывают его для познания
14. Символом бесконечности может служить:- прямая линия
- прямоугольник
- руки, расставленные для того, чтобы охватить максимальный объем воздуха
- круг (шар)
15. Воображение – это:- «полет фантазии», «отлет от действительности», свобода комбинирования образов
- максимальное приближение к действительности «с высоты полета», откуда открывается ее панорама с новыми, неизведанными гранями
- «недоразвитое» мышление
- красивое «архитектурное излишество» познания, необходимое гуманитариям, но практически бесполезное в естественных и точных науках
16. Человек – это:- «двуногое без перьев»
- «двуногое без перьев», которое способно их создать вместе с крыльями и полетом
- социальное животное
- результат мутации живого
17. Продолжите мысль Гегеля: самое мудрое, что может сделать ребенок – это…- расплакаться и получить желаемое
- не отпускать материнскую грудь, чтобы продолжить общение с мамой
- сломать игрушку
- вдоволь наиграться в детстве
18. Искусство – это:- один из видов человеческой деятельности
- форма респектабельного досуга для обычного человека
- эмоция одного человека, подаренная всему человечеству, ставшая таким же достоянием внутреннего мира людей, как их собственные чувства, которые уже не могут оставаться прежними
- совокупность жанров, стилей, форм и т.д.
19. Продолжите афоризм А. Эйнштейна: «Сделай настолько просто…- чтобы получилось гениально»
- насколько возможно, но не проще»
- чтобы смог понять сам»
- чтобы заподозрили провокацию»
20. Нравственность – это:- личный моральный кодекс
- подчас антипод морали – в форме «морализирования»
- то, что постоянно (а не через раз) напоминает нам о встречах с людьми, способными совершать поступки, но уже не их, а нашими – внутренними голосами
- то, чему учили в детстве родители
21. «То лицо, которое на картине сморит прямо на художника, его делающего, всегда смотрит на всех тех, кто его видят» - Леонардо да Винчи имел в виду эффект:- зрительного восприятия
- портретной живописи
- воображения
- собственного подхода к изображению
22. Однажды древний кочевник или мореплаватель обратил свой взор к звездному небу и увидел:- красоту
- безбрежность
- географическую карту
- лики божеств
23. Как утверждают некоторые историки, варвары, прежде чем разорили и разорили Рим, испытали, говоря современным языком, «культурный шок». Больше всего их поразил:- Колизей
- водопровод
- Храм Юпитера
- Театр Марцелла
24. Продолжите ироничный афоризм Бертрана Рассела: «Органическая жизнь, как известно, развивалась от одноклеточного организма до философа, и развитие это, как нас уверяют, безусловно прогрессивное. Плохо только, что… - уверяет нас в этом философ [Карл Поппер], а не одноклеточное»
- органическая жизнь не помышляла о таком прогрессе»
- трудно определить точку, в которой произошел решающий скачок»
- эта эволюция больше напоминает реинкарнацию»
25. Теоретическое (разумное) мышление – это:- умение оперировать абстракциями и делать обобщающие выводы
- способность с одного-двух раз схватывать в тенденции закономерность, решая одну задачу, находить способ решения тысячи подобных, порой непохожих на ту, которая решалась
- то, что противостоит здравому смыслу
- то, чему противится действительность, но тем хуже для нее
26. Рефлексия – это:- синоним самосознания
- «самокопание» на большие глубины
- исследование фундамента собственного мышления, которое может привести к его существенной трансформации, по Гегелю, «исследование природы самих понятий», которыми мы пользуемся
- беспощадная самокритика ума
27. Деятельность – это:- преобразование мира человеком
- такое преобразование мира человеком, которое требует преобразования самого человека, человеческой общности – настолько, чтобы человек (общность) смогли бы придать смысл своим преобразовательским действиям и осознать свое место в мире.
- результативная человеческая активность
- проявление общественной природы человека
28. Главным впечатлением, которые вынесли из своего путешествия на Луну астронавты Нил Армстронг и Эдвин Олдрин, явилось:- картина лунного ландшафта
- галактические дали, просматривавшиеся с поверхности Луны
- вид Земли – компактной и единой, впервые по-настоящему пробуждающий самосознание землянина («лицом к лицу лица не увидать»)
- чувство первооткрывателей
29. Человек рождается в истории не один раз, потому что:- к этому его толкают вновь возникающие обстоятельства жизни
- накапливается исторический опыт, и в какой-то момент он перерастает в новое качество «человечности»
- каждая историческая эпоха – это особый образ жизни, способ миропонимания и самосознания, сменой которых и характеризуется историческое развитие человечества
- нельзя в мире новейших технологий и реализующих их девайсов, которые успевают «состариться» за месяцы мыслить как «при лучине» (но ведь мыслят!)
30. Общество – это:- «человейник» (Александр Зиновьев) – по аналогии с муравейником, каждый житель которого отличается от другого только благодаря распределению функций внутри него
- поточная линия социализации, машина нивелирования индивидуальности
- инстанция, санкционирующая человеческие свободы в рамках социально предпочитаемых форм
- ансамбль человеческих взаимоотношений, в котором только и может возникнуть личность в качестве его «солиста»
31. Личность – это:- ярко выраженная индивидуальность
- интегратор свойств и способностей человека
- общественный индивид
- творец новых форм социальной жизни – как в историческом масштабе, так и в кругу ближайших взаимоотношений, задающий новые нормы общения и объединяющий на их основе людей, субъект самосозидания
32. Философия для психолога – это:- методологический базис психологического знания и психологической практики
- инструмент расширения границ профессионального мировоззрения и самосознания психолога, в которых предмет психологических поисков может изменить «глубину залегания» и приобрести новое содержание
- напоминание об исторических корнях его науки, «первоисточник» психологических категорий
- опора для налаживания диалога с представителями других наук о человеке в мире
На развитие сайта