Сегодня день столетия Льва Николаевича Гумилева, ученого-полигистора: географа, историка, этнолога, который в каждой из этих специализаций открывался и как мыслитель. Сына Николая Гумилева и Анны Ахматовой.
Теория пассионарности этногенеза, которая принесла ему известность и славу вместе с многочисленными оппонентами, не исчерпывает сделанного Гумилевым. В принципе, это – одна из попыток противопоставить идее целесообразности истории идею ее импульсивности, которые в разных формах не раз предпринимались в истории гуманитарного знания. Куда важнее стремление Гумилева преодолеть антропоцентризм истории (вылившееся в создание той же теории пассионарности), вписать ее в мировые процессы с позиций полидисциплинарного знания. Правда, не в поддержку историзма и на пользу натурализма. Впрочем, и это не было новым.
Самое интересное (и самое непроработанное) у Гумилева: обоснование внутренней включенности в культурный образ жизни людей того, что обычно относится к «внешней среде»: ландшафта (в первую очередь), географического местоположения, климата и даже строения земли под ногами. Не только в образ жизни – в образ мира и себя в нем. Настолько, насколько все это вовлечено в процесс творения людьми мира – такой же объективный, как процесс горообразования (по словам Гете). А значит, и в связи людей друг с другом, в которых, по Л.Н.Гумилеву, формируется их миро- и самощущение.
И именно через человеческое «самоощущение» можно узнать что-то новое и о ландшафте, и о климате, и о многом другом, в чем живет человек. А главное, – чем он живет.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта