Состояние дел в сфере образования сейчас находится в фокусе внимания и политиков, и общества. Это понятно и объяснимо: реформы в данной области идут уже давно, и каждый новый шаг вызывает бурную дискуссию, потому что далеко не всё, что предлагалось обществу реформаторами от образования, вызывало и вызывает у граждан удовлетворение.
Сегодня же в преддверии принятия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», который недавно был рассмотрен Госдумой в первом чтении, обсуждение темы вышло на новый уровень. Не смогли обойти своим вниманием эту тему и члены Совета Федерации. Проблемам модернизации региональных систем общего образования был посвящен «правительственный час» на очередном заседании палаты, на котором выступил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.
Все, что происходило в рамках этого «парламентского часа», полностью соответствовало происходящему в сфере образования. Бодрый отчет министра о свершениях и победах и вопросы сенаторов, свидетельствующие в основном, что не все так хорошо и просто. И это в полной мере соответствует ситуации в образовательной сфере, которая выглядит сегодня как та самая пресловутая «страна контрастов», где в полной мере присутствуют и блеск, и нищета.
Это ощущение усилилось пару дней спустя, после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с призерами международных олимпиад по общеобразовательным предметам. Еще пять–семь лет назад, отметил премьер, наши команды стали очень хорошо выступать на международных олимпиадах. И в этом году юные россияне завоевали 30 медалей на международных олимпиадах, из них 18 «золотых». И ведь нельзя сказать, что на встрече этой присутствовали только представители учебных центров Москвы или Петербурга. Были на ней победители и призеры престижных международных олимпиад из Нижнекамска (Республика Татарстан), Ноябрьска (Ямало-Ненецкий автономный округ), Ижевска, Белгорода, подмосковного Жуковского. А это значит, что в российской глубинке есть хороший потенциал из талантливой молодежи, которая заявляет о себе, похоже, не столько благодаря созданным для этого условиям, сколько вопреки обстоятельствам, осложняющим учебные процессы.
А таковые есть, и их немало. Потому и спрашивается, откуда возникает такой «блеск» в виде громких побед на международных олимпиадах, если проект по модернизации региональных систем общего образования был инициирован Президентом Владимиром Путиным лишь в апреле 2011 года и в силу простого временного фактора (всего лишь полтора года) вряд ли мог серьезно повлиять на ситуацию. А в ней пока, похоже, преобладает нищета, причем до такой степени, что, по признанию самого министра, десятки тысяч школ не оснащены элементарными санитарными устройствами в виде теплых туалетов.
Может быть, потому и выглядел отчет Дмитрия Ливанова излишне бодро, по сравнению с теми же задачами, которые поставлены перед его министерством означенным президентским проектом и темами вопросов, поставленными перед главой ведомства сенаторами.
Масштаб задач — колоссальный, да и бюджетные деньги под предстоящие системные изменения выделяются немалые. Учителей ожидает повышение заработной платы и повышение в целом социального статуса педагогических работников. И в ряде регионов, по словам министра, это уже происходит. По итогам 2011 года средняя заработная плата учителей в 51 субъекте Федерации достигла или превысила среднюю заработную плату по экономике этого региона за первый квартал 2011 года, а в 32 регионах среднемесячная заработная плата учителей увеличилась не менее чем на 30 процентов.
Но тут ведь возникает вопрос: кому и за что платить? Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко не случайно напомнила министру о катастрофической ситуации в кадровой сфере: в школах острейший дефицит учителей-предметников. Это действительно проблема проблем, особенно сельских школ и школ в маленьких городах. Лишь 8 — 15 процентов выпускников педагогических вузов идут работать в школы. Но, может быть, потому и не идут, что не всегда заработки учителей соответствуют тем данным, что привел министр в своем докладе. Руководитель палаты располагает другими сведениями: даже при принятии решения о повышении зарплат некоторые учителя не то что не получили надбавку, но у них даже произошло ее снижение.
Но это только лишь одна проблема финансовой составляющей работы педагогов. Помимо вопроса — как платить — возникает и другой: за что платить? Какое качество преподавательской работы должно при этом быть? Минобрнауки предполагает, что в рамках проекта модернизации региональных систем образования все педагоги начальной и основной школы пройдут через систему повышения квалификации для преподавания по новым федеральным государственным стандартам. Учителей при этом ожидает обязательная аттестация не реже одного раза в пять лет с условием подтверждения занимаемой должности.
Может быть, это сравнение кому-то покажется неуместным, но возникает параллель. Совсем недавно в ходе реформы МВД была проведена повальная аттестация сотрудников нынешней полиции. И что же? Общество так и не увидело кардинальных изменений в работе этого силового ведомства. Да и не могло, наверное, увидеть, потому что сотрудники остались прежними, просто их количество уменьшилось, и они поменяли милицейскую форму на полицейскую.
В сфере образования, как уже отмечалось, кадровая проблема — острейшая. Так кого же тогда переучивать и аттестовывать? Тех же самых людей, что работают в школах сегодня, зачастую не по призванию, а потому, что после окончания педагогического вуза не смог пристроиться на какое-то более доходное место в иной отрасли. Это далеко не случайные вопросы, если принять во внимание тот факт, что в отдаленных или неблагополучных регионах трудятся отнюдь не лучшие педагоги. И им, между тем, исходя из проекта модернизации региональных систем образования, предстоит, по сути, радикально измениться самим и изменить учебный процесс. Овладеть современными информационными технологиями, научиться организовывать коллективную работу учеников по решению проблемных задач, помогать им в выборе индивидуальной программы обучения. И все это не позднее 2013 года, потому что именно с этого времени обучение в школах начнется по новым стандартам.
Наверное, можно не сомневаться, что в 2013 году, как обещает глава Минобрнауки, каждая начальная школа нашей страны будет иметь мультимедийный комплект оборудования для проведения наглядных интересных учебных занятий с использованием современных электронных образовательных ресурсов.
Но хватит ли у министерства сил и возможностей заставить это оборудование работать в каждой школе, и будет ли при этом обучение проводиться по самым новым стандартам, о которых так увлеченно и подробно рассказывал сенаторам Дмитрий Ливанов. Настолько увлеченно, что Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко была вынуждена слегка «приземлить» министра. Компьютеризация, электронные доски — всё это замечательно, заметила она и рассказала о своем недавнем посещении одной из российских школ, где стоят парты полувековой древности, которые учителя за свои деньги красят половой краской. Где полы проваливаются, где окна вываливаются. И такая картина, подчеркнула Валентина Матвиенко, имеет место во многих местах. И все это в XXI веке.
Вываливающиеся окна и мультимедийные системы. Проваливающиеся полы в классах и новые стандарты. Жесточайший кадровый дефицит педагогов с невеликой зарплатой и их талантливые ученики, побеждающие на международных олимпиадах, составляющие будущий цвет нации. Все это сегодня и составляет блеск и нищету российского образования.
Николай Дорофеев
Статья Николая Дорофеева заставила вспомнить историю, которую мне рассказала коллега, некогда работавшая в Минообрнауки, а я около года назад пересказал в своем блоге на mail.ru.
Как нынче принято, в тундре, в поселке, на вечной мерзлоте навернули богатую школу. Фонтаны, театральные зал, зимний сад, в мощных компьютерах - новейшее ПО, с которым еще и программисты не все знакомы… Все сияет-переливается. И вот, моя коллега привезла туда из Москвы бельгийскую делегацию. Бельгийцы ходят по школе, цокают языком, дивятся: у нас такого нет! В какой-то момент у гостей возникла естественная потребность общественно попользоваться предназначенным для этого местом. Просят директора подсказать дорогу. И тут директриса разворачивается к окну и указывает рукой в снежную даль, в направлении дощатых строений, не понятных бельгийцам, но хорошо узнаваемых нашими соотечественниками…
Никаких парадоксов. Просто все (?) деньги утекли в «хайтек», и на проведение особых морозостойких коммуникаций ничего не осталось.
…Бельгийцам во время пробежки хоть и пришлось проявить нешуточную морозостойкость (на улице было под минус 40), вернулись они довольными. Мол, про такое у нас мы только в книжках читали, а тут – воочию… Словом, господа, вилком к нашему «хайтеку», чтобы изучать вашу историю…
Добавлю только одно. Очевидное. Главная нищета школы – не в ее общем упадочном (буквально!) маттехсостоянии, даже не в выжатых до «ЕГЭотического» состояния программах, не в по-вандальски искромсанных учебных планах, не в нелепых бумажных массах, раздавивших учителя. В головах образовательных чиновников. В остальном у них – полный блеск.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта