Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Блеск и нищета российской школы (комментарий В.К.)

Блеск и нищета российской школы (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 479
  • печатать
  •  
    • 0


© Алексей Меринов.


 


Состояние дел в сфере образования сейчас находится в фокусе внимания и политиков, и общества. Это понятно и объяснимо: реформы в данной области идут уже давно, и каждый новый шаг вызывает бурную дискуссию, потому что далеко не всё, что предлагалось обществу реформаторами от образования, вызывало и вызывает у граждан удовлетворение.


Сегодня же в преддверии принятия законопроекта «Об образовании в Российской Федерации», который недавно был рассмотрен Госдумой в первом чтении, обсуждение темы вышло на новый уровень. Не смогли обойти своим вниманием эту тему и члены Совета Федерации. Проблемам модернизации региональных систем общего образования был посвящен «правительственный час» на очередном заседании палаты, на котором выступил министр образования и науки Дмитрий Ливанов.


Все, что происходило в рамках этого «парламентского часа», полностью соответствовало происходящему в сфере образования. Бодрый отчет министра о свершениях и победах и вопросы сенаторов, свидетельствующие в основном, что не все так хорошо и просто. И это в полной мере соответствует ситуации в образовательной сфере, которая выглядит сегодня как та самая пресловутая «страна контрастов», где в полной мере присутствуют и блеск, и нищета.


Это ощущение усилилось пару дней спустя, после встречи премьер-министра Дмитрия Медведева с призерами международных олимпиад по общеобразовательным предметам. Еще пять–семь лет назад, отметил премьер, наши команды стали очень хорошо выступать на международных олимпиадах. И в этом году юные россияне завоевали 30 медалей на международных олимпиадах, из них 18 «золотых». И ведь нельзя сказать, что на встрече этой присутствовали только представители учебных центров Москвы или Петербурга. Были на ней победители и призеры престижных международных олимпиад из Нижнекамска (Республика Татарстан), Ноябрьска (Ямало-Ненецкий автономный округ), Ижевска, Белгорода, подмосковного Жуковского. А это значит, что в российской глубинке есть хороший потенциал из талантливой молодежи, которая заявляет о себе, похоже, не столько благодаря созданным для этого условиям, сколько вопреки обстоятельствам, осложняющим учебные процессы.


А таковые есть, и их немало. Потому и спрашивается, откуда возникает такой «блеск» в виде громких побед на международных олимпиадах, если проект по модернизации региональных систем общего образования был инициирован Президентом Владимиром Путиным лишь в апреле 2011 года и в силу простого временного фактора (всего лишь полтора года) вряд ли мог серьезно повлиять на ситуацию. А в ней пока, похоже, преобладает нищета, причем до такой степени, что, по признанию самого министра, десятки тысяч школ не оснащены элементарными санитарными устройствами в виде теплых туалетов.


Может быть, потому и выглядел отчет Дмитрия Ливанова излишне бодро, по сравнению с теми же задачами, которые поставлены перед его министерством означенным президентским проектом и темами вопросов, поставленными перед главой ведомства сенаторами.


Масштаб задач — колоссальный, да и бюджетные деньги под предстоящие системные изменения выделяются немалые. Учителей ожидает повышение заработной платы и повышение в целом социального статуса педагогических работников. И в ряде регионов, по словам министра, это уже происходит. По итогам 2011 года средняя заработная плата учителей в 51 субъекте Федерации достигла или превысила среднюю заработную плату по экономике этого региона за первый квартал 2011 года, а в 32 регионах среднемесячная заработная плата учителей увеличилась не менее чем на 30 процентов.


Но тут ведь возникает вопрос: кому и за что платить? Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко не случайно напомнила министру о катастрофической ситуации в кадровой сфере: в школах острейший дефицит учителей-предметников. Это действительно проблема проблем, особенно сельских школ и школ в маленьких городах. Лишь 8 — 15 процентов выпускников педагогических вузов идут работать в школы. Но, может быть, потому и не идут, что не всегда заработки учителей соответствуют тем данным, что привел министр в своем докладе. Руководитель палаты располагает другими сведениями: даже при принятии решения о повышении зарплат некоторые учителя не то что не получили надбавку, но у них даже произошло ее снижение.


Но это только лишь одна проблема финансовой составляющей работы педагогов. Помимо вопроса — как платить — возникает и другой: за что платить? Какое качество преподавательской работы должно при этом быть? Минобрнауки предполагает, что в рамках проекта модернизации региональных систем образования все педагоги начальной и основной школы пройдут через систему повышения квалификации для преподавания по новым федеральным государственным стандартам. Учителей при этом ожидает обязательная аттестация не реже одного раза в пять лет с условием подтверждения занимаемой должности.


Может быть, это сравнение кому-то покажется неуместным, но возникает параллель. Совсем недавно в ходе реформы МВД была проведена повальная аттестация сотрудников нынешней полиции. И что же? Общество так и не увидело кардинальных изменений в работе этого силового ведомства. Да и не могло, наверное, увидеть, потому что сотрудники остались прежними, просто их количество уменьшилось, и они поменяли милицейскую форму на полицейскую.


В сфере образования, как уже отмечалось, кадровая проблема — острейшая. Так кого же тогда переучивать и аттестовывать? Тех же самых людей, что работают в школах сегодня, зачастую не по призванию, а потому, что после окончания педагогического вуза не смог пристроиться на какое-то более доходное место в иной отрасли. Это далеко не случайные вопросы, если принять во внимание тот факт, что в отдаленных или неблагополучных регионах трудятся отнюдь не лучшие педагоги. И им, между тем, исходя из проекта модернизации региональных систем образования, предстоит, по сути, радикально измениться самим и изменить учебный процесс. Овладеть современными информационными технологиями, научиться организовывать коллективную работу учеников по решению проблемных задач, помогать им в выборе индивидуальной программы обучения. И все это не позднее 2013 года, потому что именно с этого времени обучение в школах начнется по новым стандартам.


Наверное, можно не сомневаться, что в 2013 году, как обещает глава Минобрнауки, каждая начальная школа нашей страны будет иметь мультимедийный комплект оборудования для проведения наглядных интересных учебных занятий с использованием современных электронных образовательных ресурсов.


Но хватит ли у министерства сил и возможностей заставить это оборудование работать в каждой школе, и будет ли при этом обучение проводиться по самым новым стандартам, о которых так увлеченно и подробно рассказывал сенаторам Дмитрий Ливанов. Настолько увлеченно, что Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко была вынуждена слегка «приземлить» министра. Компьютеризация, электронные доски — всё это замечательно, заметила она и рассказала о своем недавнем посещении одной из российских школ, где стоят парты полувековой древности, которые учителя за свои деньги красят половой краской. Где полы проваливаются, где окна вываливаются. И такая картина, подчеркнула Валентина Матвиенко, имеет место во многих местах. И все это в XXI веке.


Вываливающиеся окна и мультимедийные системы. Проваливающиеся полы в классах и новые стандарты. Жесточайший кадровый дефицит педагогов с невеликой зарплатой и их талантливые ученики, побеждающие на международных олимпиадах, составляющие будущий цвет нации. Все это сегодня и составляет блеск и нищету российского образования.


Николай Дорофеев


www.russia-today.ru


Статья Николая Дорофеева заставила вспомнить историю, которую мне рассказала коллега, некогда работавшая в Минообрнауки, а я около года назад пересказал в своем блоге на mail.ru.


 Как нынче принято, в тундре, в поселке, на вечной мерзлоте навернули богатую школу. Фонтаны, театральные зал, зимний сад, в мощных компьютерах - новейшее ПО, с которым еще и программисты не все знакомы… Все сияет-переливается. И вот, моя коллега привезла туда из Москвы бельгийскую делегацию. Бельгийцы ходят по школе, цокают языком, дивятся: у нас такого нет! В какой-то момент у гостей возникла естественная потребность общественно попользоваться предназначенным для этого местом. Просят директора подсказать дорогу. И тут директриса разворачивается к окну и указывает рукой в снежную даль, в направлении дощатых строений, не понятных бельгийцам, но хорошо узнаваемых нашими соотечественниками…


 Никаких парадоксов. Просто все (?) деньги утекли в «хайтек», и на проведение особых морозостойких коммуникаций ничего не осталось.


 …Бельгийцам во время пробежки хоть и пришлось проявить нешуточную морозостойкость (на улице было под минус 40), вернулись они довольными. Мол, про такое у нас мы только в книжках читали, а тут – воочию… Словом, господа, вилком к нашему «хайтеку», чтобы изучать вашу историю…  


Добавлю только одно. Очевидное. Главная нищета школы – не в ее общем упадочном (буквально!) маттехсостоянии, даже не в выжатых до «ЕГЭотического» состояния программах, не в по-вандальски искромсанных учебных планах, не в нелепых бумажных массах, раздавивших учителя. В головах образовательных чиновников. В остальном у них – полный блеск.


 

Владимир Кудрявцев

   






  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Подготовка учителя: у советских собственная хитрость...
16-01-2014
Подготовка учителя:

Слово министра: зарплаты в дошкольном образовании вырастут на 50%, в общем - более, чем на 40...
11-12-2013
Слово министра:

Ливанов - региональным министрам: не ищите денег в родительских карманах
22-06-2013
Ливанов -

Дмитрий Ливанов: «Расходы на образование должны стать абсолютным приоритетом в региональных бюджетах»
20-06-2013
Дмитрий Ливанов:

Поручения по итогам совещания об обеспечении доступности дошкольного образования
09-06-2013
Поручения по итогам

По итогам совещание-видеоконференция, которое
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (31)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх