Два поэта, имена которых даже в школе обязывают ставить рядом (обоснованно), родились в один день – 5 декабря. С разницей в 17 лет: Федор Тютчев появился на свет в 1803 г., а Афанасий Фет – в 1820. В моей домашней библиотеке они тоже соприкасались «обложками». Но полюбил я обоих вне и помимо школьной программы. Тютчева - почти по-соседски: от моего Ашукино до его Муранова по прямой – 2 километра. У него дома я побывал еще до того, как раскрыл томик стихов. Собственно, и раскрыл, после того, как побывал. Фет открылся чуть позже… Тогда в головы отроков и отроковиц учителя не впечатывали все эти «пантеизмы», «панпсихизмы» и сопредельные "антропоморфизмы". Хотя все это так просто…
Чтобы полюбить грозу в начале мая, нужно в начале мая влюбиться, да так, чтобы загремело и засверкало! В кого? Да хоть в Гебу, скромную и серьезную девушку-виночерпия, поставленную в статусе богини на стражу вечной юности, которая вдруг показалась Тютчеву ветреной и смешливой… Не сдержалась богиня-девчонка, пролила кубок! Такой можно доверить вечное? Можно, если это вечное – юность. А, по большому счету, только она и вечна. В ней – вселенная еще не наступившего будущего, и им уже по-весеннему дышишь, им живешь. И тогда майский гром – уже не "метеоаномалия", а посвящение возлюбленной, которое подхватывает вся природа. Ведь "посвященным только зримо цветет весна и красота". Это - уже Фет.
И в этом вся поэтическая философия "антропоморфизма", подытоженная Борисом Пастернаком в "Определении творчества":
А в саду, где из погреба, со льду,
Звезды благоуханно разахались,
Соловьем над лозою Изольды
Захлебнулась Тристанова захолодь.
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Тема в форуме:
На развитие сайта