Есть поэты, без которых не было бы мировой, национальной или «личной», читательской поэзии. Во всяком случае, эти «поэзии» были какими-то иными.
«Моя» - точно, не появись на свет 5 декабря 1803 г. Федор Иванович Тютчев. Произошло это в родовом поместье, в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии.
Тютчев - поэт, с которого для меня, лет в 11, началась поэзия. После него впервые услышанная, различенная мной и в уже знакомых детских стихах, до того - просто рифмованных сказках (включая сказки Пушкина!) и историях.
Вслед за Тютчевым ожидаемо пришел Афанасий Фет. Затем – Лермонтов, «в ответ» на отроческие влюбленности (он заодно «привел с собой» не Байрона, что было бы уж совсем «хрестоматийно», а другого британца – Шекспира). К влюбленностям добавился бунт – и лучших соратников, чем футуристы, я найти не смог. По мере угасания бунта стал являться Гете, недвусмысленно намекая, что мир отвечает изменениями только на страсти ума. И уж потом, на пороге взрослости возник Пушкин.
«Личная поэзия» - история самосознающей души. А самосознание начинается с молчания. Не с сырой природной немоты (да и нет ее – Фет!). А с великого тютчевского молчания, в котором, как в античных началах мира – весь мир.
Молчание Тютчева доступно и ребенку. А вот осознание этой его универсальной наполненности – не каждому взрослому (как, впрочем, и само молчание).
Молчание вдыхается из воздуха, за которым не надо было далеко ехать: до тютчевской усадьбы Мураново от нашей ашукинской дачи - всего 2 с небольшим километра (если не петлять по местному шоссе). Сейчас Мураново входит в состав поселения Ашукино.
Бытует мнение, что Тютчев в свою усадьбу так ни разу и не приехал. Согласно семейному тютчевскому преданию – раз все-таки был.
Я склонен верить семейным преданиям, внуку – создателю и первому директору мурановского музея-усадьбы Николаю Тютчеву…
И воздуху.
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои –
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, –
Любуйся ими – и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, –
Питайся ими – и молчи.
Лишь жить в себе самом умей –
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, –
Внимай их пенью – и молчи!
Тема в Форуме:
На развитие сайта