Из ЖЖ Станислава Садальского:
Вчерашнее 150-летие Станиславского шумно отпраздновали все города мира. Кроме Москвы. Никаких программ или мероприятий, кроме выставки в музее МХАТ, я не нашел. У нас на первое место взобралась другая культурная новость - расстрел Деда Хасана. . . С отпеванием по всем госканалам ТВ.
А что не так? Это - их герой. Не Станиславский же.
Ну, а я предалагаю всмотреться в роли Станиславского-актера - хотя бы по фото.
Бенедикт в комедии В.Шекспира "Много шума из-за ничего". Шекспировский же Мавр.
Фамусов.
Арган - "Мнимый больной" Ж.Б.Мольера, которого сближает со Станиславским не только недавний юбилей, но и профессия режиссера и актера.
Крутицкий в комедии Островского "На всякого мудреца довольно простоты". С детства ходил несколько раз на спекталь-шедевр в Вахтанговском (любимый театр отца, который, как водилось, поделился своей любовью со мной). Кстати, телеверсия - в свободном доступе. Так вот, там Крутицким был вахтанговский патриарх - великий Николай Плотников. Работая над ролью, Николай Сергеевич, как нередко делают актеры, вначале зарисовывал свой образ карандашом. Загвоздка выходила с бакенбардами - получался то швейцар, то отставной драгун. А по пьесе Крутицкий - "старик, очень важный господин". В итоге форма была найдена и воплощена гримером. У Станиславского она - совсем другая. К тому же Крутицкий Плотникова абсолютно лыс, а Крутицкий Станиславского - при волосах. И все же, сходство двух Крутицких улавиливается во всем - даже в мине. Плотников наверняка был так или иначе знаком с образом, который нашел Станиславский: в 1918 - 1920 гг. он занимался в театральной студии при МХАТ. А с 1922 по 1934 г. он работал в 4-й студии МХАТ под руководством Никалая Демидова, врача по образованию, вначале - горячего поклонника, потом - соратника, единомышленника и продолжателя Станиславского, который считал его одним из немногих, котому открылся секрет "Системы". В то время, как спекткаль поставили в 1910 г. и возобновили в - 1925.
Ракитин в тургеневском "Месяце в деревне".
Сатин. "На дне" запретили к постановке на сцене императорских театров, эксклюзивное разрешение на нее получил МХТ. В 1902 г., сразу, как только Горький закончил пьесу. К тому времени он, 34-летний, уже известен и именит. Настолько, что в том же 1902 г. избирается почетным членом Императорской академии наук по разряду изящной словесности. В это вмешалось правительство и лишило Горького звания академика в связи с тем, что он находился под надзором полиции (среди прочего, год назад он написал прокламацию с призывами к свержения самодержавия). Спектакль дался Станиславскому- режиссеру нелегко. В подходе к нему он разошелся дважды - с Немировчием-Данченко и самим автором, Горьким. А в итоге, как писала Ольга Книппер-Чехова мужу, "стон стоял. Было почти то же, что на первом представлении "Чайки". Такая же победа. Главная-то красота спектакля та, что не сгущали краски, было все просто, жизненно, без трагизма. Декорации великолепны. Театр наш снова вырос".
И , разумеется, Чехов. . .
Тригорин в "Чайке" (Аркадина - О.Книппер-Чехова). Не стану пересказывать легендарную историю триумфа в МХТ (1898). Как и во многом дутую легенду о провале "Чайки" в питерской Александринке (Нина - Вера Комиссаржевская!) Спектакль, действительно, провалили - театральные критики в газетах. Но этого оказалось достаточно, чтобы ранимый Чехов отрекся от театра и потому свидетелем московского триумфа не был - уехал в свой ялтинский дом. Кстати, между питерской и московской "Чайкой" ее пытались ставить пару раз, один из них - на родине Чехова, в Таганроге.
Вот фрагмент из воспоминаний Т.Л.Щепкиной-Куперник:
"Я любила Антона Павловича и особенно волновалась в этот вечер. И вдруг в театре почувствовала — да и не одна я, а вся публика, — что ничего подобного еще не видела. Помню, как покойный Николай Эфрос (историк и теоретик театра, летописе МХАТ -
Вершинин в "Трех сестрах".
Астров в "Дяде Ване" - любимой пьесе моего японского друга и коллеги Эйдзи Камия, которого желание прочитать ее в оригинале заставило учить русский язык.
А это - уже мой любимый Чехов, "Вишневый сад", Гаев.
А нынешнее состояние состояние культуры для мене передает последняя сцена из "Вишневого сада, состоящая из коротенького монолога слуги Фирса и звуков топора:
Фирс. (подходит к двери, трогает за ручку). Заперто. Уехали. . . (Садится на диван.) Про меня забыли. . . Ничего. я тут посижу. . . А Леонид Андреич, небось, шубы не надел, в пальто поехал. . . (Озабоченно вздыхает.) Я-то не поглядел. . . Молодо-зелено! (Бормочет что-то, чего понять нельзя.) Жизнь-то прошла, словно и не жил. . . (Ложится.) Я полежу. . . Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего. . . Эх ты. недотёпа!. . (Лежит неподвижно.)
Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву.
Занавес
На развитие сайта
|
|
|