Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Вечная раздвоенность змеиного жала

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 001
  •  
    • 0


Итак, с сегодняшнего дня и до 31 января 2014 г. холим и пестуем на своей груди, поближе к сердцу Черную водяную змею. Правда, змея на фотке, которую мне подарил мой друг и коллега, врач и психолог профессор Андрей Жиляев, - серо-желтая и водочная (целебно-водочная). Будем считать, что это весело хамелеонит под воздействием среды обитания черная змея. Тем более, что змея – весьма многозначный интернациональный мифологический символ.


Сразу нужно внести ясность: иметь дело нам целый год предстоит не со Змей, а со Змеем. С крылатой Змей, по сути, с тем же  Драконом. Неслучайно их года соседствуют на Востоке. В качестве тотема собственно змея фигурировала лишь на самом рассвете китайской истории - у племен ся. Со временем она превращается в дракона – лун, повелителя дождей, гроз и всех явлений, связанных с водой. Соответственно – с источником жизни, плодородящей земли, детородным началом – женщиной и ее помощником в подобных начинаниях – мужчиной. А отсюда – и с  огнем очага (гроза – небесный огонь!), домом. Такой ассоциативный символический ряд в канве единой идеи. Интересно, что этот ряд или его отдельные связки можно найти во всех мировых мифологиях: от Китая до Балкан, от Америки до Полинезии и Австралии.



Среди древнекитайских культурных героев особо почитаем Фу-Си – прародитель племен, изобретатель рыболовных сетей и гадательных триграмм, учитель охоты, рыболовства, заодно научивший людей готовить охотничьи и рыболовные трофеи на огне, перед тем, как съесть. Поначалу Фу-Си представал в образе человекоптицы (предположительно). Но где-то ближе к началу нашей эры мифология повенчала его с Нюй-ва, архаическим божеством дождевых луж и водной стихии, женщиной-змеей. В ряде китайских провинций  найдены древние изображения Фу-Си и Нюй-ва в виде людей с переплетенными змеиными (драконьими) хвостами. А у нас два сцепленных обручальных колечка – символ супружества. В изустном фольклоре – другая версия взаимоотношений в этой паре: там они – брат и сестра, которые спаслись от потопа и вступили в инцестуальный брак: другого способа возродить уничтоженное человечество не было.


Это – принципиальный поворот сюжета. Змея и потоп увязаны, взаиморепрезентативны опять же во многих мифологиях. Что послужило поводом считать змею дурным символом. Но восточная диалектика – вечная раздвоенность змеиного жала. И боятся нечего – ни змеи, ни потопа. Вот и  известный американский историк-китаист Д.Бодде успокаивает: потоп у древних китайцев – не кара за грехи, а образ водяного хаоса, из которого может быть извлечена бесконечность самых разных порядков. Потоп – это шанс для творчества, творения нового мира, возрождения, весны. И история Фу-Си и Нюй-ва – лишь иносказание реальной истории борьбы земледельцев с наводнениями, истории землеустройства, создания ирригационных систем, овладения стихией воды, в целом. А там, где ирригация, - там цивилизация. Что более всего поразило варваров, вломившихся в Рим? Водопровод. Они тоже не только пили воду, но и, соблюдая гигиену, мылись – иначе бы не выжили (древние народы массово погибали, в основном, от инфекций и голода, а войны и природные катаклизмы случались не так часто). Но варварам было привычно искать воду, а тут сама вода находила человека, который приручил ее. Это же вызвало колоссальную подвижку в варварском самосознании, возможно, первый проблеск в нем самосознания европейского. А китайцы все это знали и сознавали задолго до Европы…  Обузданный водяной хаос – это и змеиное (женское) плодородие, и многое, многое другое. Персонаж книги «Шуцзин» Юй, продолжая дело своего отца Гуня, занимаясь рытьем каналов, избавляет, как и положено герою культурному, землю от нечисти.   


В индуизме змея обладает той же диалектически противоречивой двойственностью. В качестве шакти, злого и яростного змея – это хаос космоса, слепая вселенская сила, необузданная энтропия. Пламя,  еще не ставшее ведическим огнем Агни, которое не может согреть, в котором можно только сгореть.  Хоть оно уже светится этим огнем, что и символизирует Черная змея. Подобно тому, как Вишну еще почивает на свернувшейся змее, которую удерживает гладь первоокеана.  Зато Кобра как символ горы Вишну – это знание, мудрость и вечность, обретенные в творении порядка.


Кстати, на всем этом и зиждутся предупреждения астрологов относительно  крайней непредсказуемости, нестабильности, переменчивости обстоятельств, которую человечеству готовит Черная змея. Коли так, то во власти этой рептилии весь мир живет уже лет тридцать. Примерно тогда – с гороскопов – и началась наша общенародная любовь ко всему китайскому. Но в таком случае давайте уж будем по-китайски последовательны. Ведь даже у «нашего» ветхозаветного аспида на коже есть и черные, и белые пятна. Я к тому, что сказав «Инь», надо сказать «Ян». Или наоборот – как кому удобнее. Главное помнить, что последнее «Ян» («Инь») – всегда за нами.


С Новым годом! Да и 8 марта - не за Великой стеной…Улыбается


 


Аквариум. Змея (аудио).





На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Декабрь 2024 (17)
Ноябрь 2024 (29)
Октябрь 2024 (38)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх