В российских детских садах сегодня много проблем, и одна из наиболее острых связана с массовым старением педагогов. Кто придет работать в детсады через несколько лет, когда многие воспитатели одновременно выйдут на пенсию? Чему нужно учить молодых педагогов для успешной работы в современных условиях? На эти и другие вопросы корреспонденту РИА Новости Анне Курской ответила директор ФГНУ «Институт психолого-педагогических проблем детства» РАО Татьяна Волосовец.
- Татьяна Владимировна, рейтинг детских садов, подготовленный РИА Новости, показал, что родители обычно довольны условиями содержания и воспитания своих детей в саду. Однако эксперты оценивают работу подавляющего большинства детсадов «на троечку». В чем здесь дело?
— При подготовке рейтинга мы постарались подойти к исследованию детских садов комплексно и с разных сторон. В первую очередь, мы смотрели на условия, которые предоставляются ребенку в детском саду, организацию образовательной среды, а также на кадровый потенциал. Во многих случаях именно проблемы с кадрами привели детский сад на нижние строчки рейтинга. Мы также обращали внимание на возможность предоставления детям дополнительных образовательных программ. Но оказалось, что если с основной образовательной программой детские сады справляются, то с дополнительными услугами, как образовательными, так и не образовательными, к сожалению, не всегда.
Кроме того, мы придавали значение вопросам здоровья и безопасности ребенка в детском саду. Высокий уровень заболеваемости детей, не соответствующее санитарно-гигиеническим нормам состояние учреждений, архитектурно-планировочная недоступность детского сада для детей с ограниченными возможностями здоровья, отсутствие системы пультовой охраны и даже надежного забора – по совокупности всех этих разнообразных позиций большинство детских садов и получили «троечку».
- Известно, что зарплаты воспитателей детских садов долгое время оставались самыми низкими во всей системе образования, поэтому молодежь не приходила в эту профессию. Стали ли сегодня воспитатели зарабатывать больше?
— Вице-премьер по социальным вопросам Ольга Юрьевна Голодец, выступая на заседании коллегии Министерства образования и науки 20 марта, рассказала, что сегодня сокращение очередей в детские сады – одна из важнейших задач Правительства РФ. По ее словам, будет сделано все возможное, чтобы родители, которые хотят отдать своего ребенка в детский сад, получили эту возможность. Этот вопрос будет решаться постепенно до 2016 года, но уже в 2013 году планируется на всей территории страны сдать в эксплуатацию дошкольных образовательных учреждений на 205 тысяч мест.
Вторая острая проблема, о которой говорилось на коллегии, это кадровый потенциал в сфере дошкольного образования. Перед регионами на ближайшие 3-5 лет поставлена задача обеспечить повышение заработной платы работников дошкольных образовательных учреждений до средней зарплаты учителя, а зарплату учителя, со временем, — до средней по экономике региона. А это довольно серьезная сумма, и заработок воспитателя будет вполне достойным.
- Решит ли увеличение зарплаты кадровые проблемы отрасли, на Ваш взгляд?
— Боюсь, что всех проблем оно не решит. В 2009 году мы проводили исследование в 6 регионах и выяснили, что средний возраст педагога в детском саду – 50 лет (хотя в Москве чуть-чуть другая ситуация, здесь средний возраст воспитателя – 38 лет). Я вижу в этом серьезную проблему. Через несколько лет мы будем наблюдать одномоментный уход педагогов дошкольного образования на пенсию, и мы попадем в глубокую кадровую яму. У нас очень мало 30-40-летних воспитателей, которые придут на смену педагогам предпенсионного возраста.
Кроме того, если мы уже в этом году ставим задачу создать более 200 тысяч дополнительных мест, в новые группы должен прийти работать квалифицированный педагог, и это тоже очень серьезная проблема. Получается, что, с одной стороны, мы должны привлечь педагогические кадры во вновь построенные детские сады, а, с другой стороны, – обеспечить замену тех педагогов, которые сейчас уйдут на пенсию.
- Получается, что сейчас одной из самых острых проблем системы дошкольного образования стала подготовка кадров. Как ее можно решить?
— Ее можно решить за счет увеличения приема в педагогические колледжи. Студент учится в колледже четыре года, если поступает туда после 9 класса. Если мы сейчас не начнем готовить новых специалистов, то через 4-5 лет обнаружим, что в дошкольном образовании работать будет некому.
Также надо обсуждать вопрос подготовки специалистов с высшим образованием, потому что детским садам нужны и методисты, и старшие воспитатели, и заведующие. На их подготовку тоже может уйти 5- 6 лет.
Нужно решать и вопрос профессиональной переподготовки. У нас есть люди, которые нуждаются в работе и готовы работать, но не востребованы на рынке труда. Если их обучить, предложив им пройти профессиональную переподготовку или получить второе высшее образование, они могли бы прийти в дошкольное образование. Их потенциал тоже нужно использовать.
- Нужно ли, на Ваш взгляд, сегодня менять стандарты подготовки воспитателей?
— Безусловно, будущих воспитателей нужно обучать инновационным программам дошкольного образования. А для этого нужно изменить программу их профессиональной подготовки.
Помимо этого нужно обратить внимание на запросы родителей. Ведь они очень часто ищут для дошкольников кружки и спортивные секции. И если воспитатель будет готов вести не только основную образовательную программу, но и дополнительные занятия, направленные на развитие речи, интеллекта, творческих способностей детей, – это было бы очень хорошо. Тогда бы мы могли бы освободить родителей от беготни по кружкам, а детский сад мог бы взять на себя задачу дополнительного образования детей.
Но для того, чтобы дошкольное и дополнительное образование могли бы сойтись в рамках одного учреждения, нужно готовить педагогов по-новому.
На развитие сайта