С принятием нового закона "Об образовании" – дошкольное должно стать первой ступенью системы непрерывного образования. К чему надо быть готовым родителям и как решать проблему дефицита детских садов, в интервью РИА Новости рассказывает заведующая кафедрой дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Марина Верховкина.
- Марина Евгеньевна, по официальным данным, очередь в детсады составляет 1,7 миллиона человек. Насколько эти цифры отражают проблему?
- Очередь есть фактическая – и "мифическая". Если список желающих записаться в детсад формируется через районную администрацию централизованно, то движение очереди можно наблюдать в электронном виде, и это одни цифры. Однако есть списки руководителей детских садов: родители могут записаться и в несколько – но такая очередь не отражает проблемы. К тому же детей часто записывают в детсады сразу после рождения, едва им исполняется 2 месяца.
Ситуации с движением очереди в дошкольное учреждение по регионам сильно разнятся: где-то вопрос решают системно, где-то финансовых возможностей мало, где-то ситуация не меняется из-за попустительства чиновников.
Многое зависит от работы местных органов власти – от того, сколько построено новых детских садов, сколько зданий под них перепрофилировано, как быстро возвращают в образовательную сеть учреждения, отданные в 90-е годы в аренду.
- Помогут ли решить проблему частные, семейные детсады? Что из них предпочтительней?
- Есть три альтернативные формы дошкольной организации детей. Во-первых, это группы кратковременного пребывания (или центры игровой поддержки). Они не могут, конечно, решить проблемы глобально, но на определенном этапе – например, адаптации ребенка к детскому саду – на какое-то время могут снять ее остроту. Очевидно, если маме надо выходить на работу, то группа, в которой ребенок находится всего 3 часа в день, ей не поможет.
Вторая форма – семейные группы. В этом случае многодетная мама зачисляется в штат детского сада, работает с детьми дома, а государство платит ей зарплату и выделяет деньги на содержание детей. Эта форма пока не узаконена, хотя на сайте Минобрнауки можно найти проект положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором функционирование таких групп регламентировано.
И, наконец, частные детсады. Становление этого нового института, который долгое время был у нас не востребован, идет трудно. Здесь есть, над чем подумать законодателю в плане налогообложения, условий аренды, требований Роспотребнадзора, оплаты коммунальных услуг.
Не решусь сказать, что альтернативные формы могут нормализовать ситуацию в целом, но они могут ее стабилизировать.
- А что со строительством новых детских садов?
- Здесь нужно учитывать так называемые демографические волны: 18 лет назад проблему спада рождаемости переживали ясли и детсады. Затем – начальная и основная школа, сейчас – вузы. Через 2-3 года вузовские студенты и их сверстники достигнут возраста "обзаведения потомством". Поскольку численность этих молодых людей невелика, а тенденции к рождению в семье минимум троих детей в обществе не наблюдается, вновь ожидается демографический спад.
Строить большое количество новых детсадов вряд ли целесообразно – важнее вернуть в сеть образования здания дошкольных учреждений, временно отданных в аренду, изменить назначение помещений функционирующих детсадов и поддержать некоммерческие частные детсады.
- При подготовке проекта закона "Об образовании" обсуждается идея обязательной предшкольной подготовки. Зачем следует вводить эту норму и насколько она воплотима в реальность?
- Предшкольная подготовка реализует принцип равных стартовых возможностей: дети, которые посещают детсады, как правило, более подготовлены к школе, "домашним" же детям сложнее войти в школьную жизнь. Предшкола дает возможность тем и другим начать обучаться в благоприятных для них условиях: без уроков, в игре, исследуя мир "дошкольными" способами.
В Санкт-Петербурге около 80% детей посещают детсады, где, собственно, и проходит предшкольная подготовка. Не получают ее, как правило, дети из асоциальных семей (родители не отдают их в детсады даже в предшкольном возрасте) и дети из семей с высоким уровнем доходов (к школе их готовят гувернеры и неработающие мамы).
Вообще обязательная предшкольная подготовка принята во многих европейских странах. В стратегических российских документах, в частности, в "Концепции 2020", говорится об обязательном предшкольном образовании.
Вопрос, в каких оно будет формах? Если предшкольная подготовка предполагается в школах (а это, по сути, нулевой класс), то мы получим снижение уровня здоровья детей: до шести с половиной лет детям рано садиться за парту.
При этом если речь идет о доступном дошкольном (предшкольном) образовании, то, конечно, оно должно быть бесплатным.
Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости
На развитие сайта