Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

М.Верховкина: некоммерческая сеть детских садов нуждается в поддержке

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 678
  •  
    • 0


С принятием нового закона "Об образовании" – дошкольное должно стать первой ступенью системы непрерывного образования. К чему надо быть готовым родителям и как решать проблему дефицита детских садов, в интервью РИА Новости рассказывает заведующая кафедрой дошкольного образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования Марина Верховкина.


- Марина Евгеньевна, по официальным данным, очередь в детсады составляет 1,7 миллиона человек. Насколько эти цифры отражают проблему?


- Очередь есть фактическая – и "мифическая". Если список желающих записаться в детсад формируется через районную администрацию централизованно, то движение очереди можно наблюдать в электронном виде, и это одни цифры. Однако есть списки руководителей детских садов: родители могут записаться и в несколько – но такая очередь не отражает проблемы. К тому же детей часто записывают в детсады сразу после рождения, едва им исполняется 2 месяца.


Ситуации с движением очереди в дошкольное учреждение по регионам сильно разнятся: где-то вопрос решают системно, где-то финансовых возможностей мало, где-то ситуация не меняется из-за попустительства чиновников.


Многое зависит от работы местных органов власти – от того, сколько построено новых детских садов, сколько зданий под них перепрофилировано, как быстро возвращают в образовательную сеть учреждения, отданные в 90-е годы в аренду.


- Помогут ли решить проблему частные, семейные детсады? Что из них предпочтительней?


- Есть три альтернативные формы дошкольной организации детей. Во-первых, это группы кратковременного пребывания (или центры игровой поддержки). Они не могут, конечно, решить проблемы глобально, но на определенном этапе – например, адаптации ребенка к детскому саду – на какое-то время могут снять ее остроту. Очевидно, если маме надо выходить на работу, то группа, в которой ребенок находится всего 3 часа в день, ей не поможет.


Вторая форма – семейные группы. В этом случае многодетная мама зачисляется в штат детского сада, работает с детьми дома, а государство платит ей зарплату и выделяет деньги на содержание детей. Эта форма пока не узаконена, хотя на сайте Минобрнауки можно найти проект положения о дошкольном образовательном учреждении, в котором функционирование таких групп регламентировано.


И, наконец, частные детсады. Становление этого нового института, который долгое время был у нас не востребован, идет трудно. Здесь есть, над чем подумать законодателю в плане налогообложения, условий аренды, требований Роспотребнадзора, оплаты коммунальных услуг.


Не решусь сказать, что альтернативные формы могут нормализовать ситуацию в целом, но они могут ее стабилизировать.


- А что со строительством новых детских садов?


- Здесь нужно учитывать так называемые демографические волны: 18 лет назад проблему спада рождаемости переживали ясли и детсады. Затем – начальная и основная школа, сейчас – вузы. Через 2-3 года вузовские студенты и их сверстники достигнут возраста "обзаведения потомством". Поскольку численность этих молодых людей невелика, а тенденции к рождению в семье минимум троих детей в обществе не наблюдается, вновь ожидается демографический спад.


Строить большое количество новых детсадов вряд ли целесообразно – важнее вернуть в сеть образования здания дошкольных учреждений, временно отданных в аренду, изменить назначение помещений функционирующих детсадов и поддержать некоммерческие частные детсады.


- При подготовке проекта закона "Об образовании" обсуждается идея обязательной предшкольной подготовки. Зачем следует вводить эту норму и насколько она воплотима в реальность?


- Предшкольная подготовка реализует принцип равных стартовых возможностей: дети, которые посещают детсады, как правило, более подготовлены к школе, "домашним" же детям сложнее войти в школьную жизнь. Предшкола дает возможность тем и другим начать обучаться в благоприятных для них условиях: без уроков, в игре, исследуя мир "дошкольными" способами.


В Санкт-Петербурге около 80% детей посещают детсады, где, собственно, и проходит предшкольная подготовка. Не получают ее, как правило, дети из асоциальных семей  (родители не отдают их в детсады даже в предшкольном возрасте) и дети из семей с высоким уровнем доходов (к школе их готовят гувернеры и неработающие мамы).


Вообще обязательная предшкольная подготовка принята во многих европейских странах. В стратегических российских документах, в частности, в "Концепции 2020", говорится об обязательном предшкольном образовании.


Вопрос, в каких оно будет формах? Если предшкольная подготовка предполагается в школах (а это, по сути, нулевой класс), то мы получим снижение уровня здоровья детей: до шести с половиной лет детям рано садиться за парту.


При этом если речь идет о доступном дошкольном (предшкольном) образовании, то, конечно, оно должно быть бесплатным.


Материал подготовила Елена Кузнецова (ГУ-ВШЭ) специально для РИА Новости


www.rian.ru 






На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Новости дошкольного образования. По очереди в детские сады - цензом оседлости?
23-07-2013
Новости дошкольного образования. По очереди в

Новости дошкольного образования. Грызлов предложил вернуть детским садам 7 тысяч зданий
26-11-2010
Новости дошкольного образования. Грызлов

Новости дошкольного образования. Проверка российских детских садов вылилась в семь уголовных дел и 300 исков
20-08-2010
Новости дошкольного образования. Проверка

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (26)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх