6 мая 1856 г. во. Фрайберге (Австрийская империя) родился Зигмунд Фрейд.
Сегодня принято говорить о проектном подходе к человеку в психологии, в котором видят продолжение логики формирующего эксперимента (генетико-моделирующего метода) школы Л.С. Выготского. А между тем, еще З. Фрейд, во многом сам того не сознавая, сумел реализовать его в глобальных масштабах европейской культуры XX столетия. Он придумал и внушил человечеству такие комплексы, которые до того оно не испытывало, но после него стало переживать острее и сильнее, чем свои реальные проблемы и боли. Фрейд гениально воплотил в жизнь сотворенный им же миф («проект»). И тут ему сослужили полезную службу все средства, что были у него под рукой, - и античная мифология, и биографии великих людей, и материалы клинических исследований, и даже опыт анализа собственных невротических состояний, а также многое другое. Разумеется, Фрейд действовал не «голыми руками», а при помощи посредников. Свой посыл он транслировал не только через написанные им тексты (которые читал сравнительно ограниченный круг людей), но и через армию психоаналитиков (которые возвели свое ремесло в одну из «знаковых» профессий столетия), невротизированных художников, писателей и т.д. Верно была найдена и главная мишень - сексуальность, одно из самых интимных проявлений «человеческого в человеке», на которую католицизм наложил запрет как на нечто сугубо плотское, «орга-низменное» (выражение Ф.Т. Михайлова) и даже скотское. И, кстати, как раз Фрейд (если очистить его от оценочных штампов интерпретаторов) блистательно показал, что либидо, по сути, является таким же атрибутивным и значимым выражением «человеческого» как мышление, членораздельная речь, чувство красоты, совесть. Он разрушил один из католицистских мифов и на его место воцарил свой.
И теперь, уж, как бы там ни было, европейская культура XX века без Фрейда была бы иной.
Помимо Фрейда, я могу назвать только один (менее масштабный) прецедент глобального социокультурного «проектирования», осуществленного психологом. Это деятельность Тимоти Лири, вклад которого в развитие молодежной субкультуры Запада 1960-х - 1970-х гг. переоценить трудно. Лири показалось мало собственных экспериментов с вхождением в «измененные состояния сознания» при помощи ЛСД и других наркотических препаратов. И он решил вовлечь в это… целое молодое поколение (собственно, социально-психологические эффекты этих экспериментов его и интересовали в первую очередь). Как и Фрейд, Лири работал через посредников - рефрентый для молодежи круг лиц, среди которых основную часть составляли выдающиеся рок-музыканты: Боб Диллан, Джон Леннон и др. (Тимми Лири упоминается в песне Леннона ‘Give peace a chance’). Для этого он попытался вначале стать и стал знаковой фигурой. для признанных молодежных кумиров (!). Леннон рассказывал, что Лири был для них чуть ли не гуру, общаясь с которым они испытывали нечто близкое трепету. А уже их творчество (конечно, лишь отчасти и косвенно) явилось инструментом реализации замысла Лири в границах молодежной субкультуры. В глубины сознания (и бессознательного) молодых он спускался с вершин. Как и подобает изощренному психологу.
Из статьи: Кудрявцев В.Т. Профессиональная и личностная позиция психолога: сапожник в сапогах // Журнал практического психолога. 2011. № 1 (сокращенный вариант статьи).
По ходу на блоге Владимир Кудрявцев
:
Толкование майских сновидений Авроры в Заоконье
На развитие сайта