Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Владимир Кудрявцев. Ложка - это целая культура

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 290
  •  
    • 0


Владимир Кудрявцев. Ложка - это целая культура

Фото с сайта www.copypast.ru.

Опубликовано в журнале "Обруч" (2013. № 2). 

Обыкновенная столовая ложка - одно из первых орудий культуры, которое попадает в руки ребенку. Совсем непростое и поистине «многодонное»! По словам выдающегося философа Э.В. Ильенкова, в ходе освоения ложки ребенком, как на ладони, предстает вся драма становления человеческой психики. Он даже оставил рукопись «Поэма о ложке» (она до сих пор не опубликована). Но намного раньше, еще в своей кандидатской диссертации 1936 г. это убедительно продемонстрировал в своих экспериментах классик отечественной психологии П.Я. Гальперин. В них малыши раннего возраста учились владеть ложкой для приема пищи. Каждый ребенок (и взрослый рядом), как известно, испытывает при этом нешуточные трудности. Это оказывается далеко не простой задачей и дается далеко не сразу. И вовсе не из-за сложности конструкции ложки  самой по себе.

На первых порах ребенок пытается захватить ложку как можно ближе к рабочему концу. Он лезет пальцами в ее углубление, лишь бы часть, которой непосредственно орудуют, по возможности сближалась с кулачком. Добавлю: по наблюдениям А.И. Мещерякова, создателя уникальной системы воспитания и обучения слепоглухих детей, в  аналогичных ситуациях его воспитанники в  буквальном смысле слова стремились влезть лицом в тарелку, вообще не усматривая никакой целесообразности в обращении к непонятному, да и просто невидимому  для них орудию-посреднику.  Даже не прибегая к помощи рук, они предпочитали сразу захватывать пищу ртом. Именно так – «мордой в тарелку», как писал об этом, в прошлом один из них, а ныне доктор психологических наук А.В.Суворов.

Но вернемся к обычным детям.  Вот взрослому все-таки удается заставить малыша взяться за ручку ложки, и они вместе зачерпывают кашку. Ребенок резко поднимает ложку ко рту косо снизу вверх, - и большая часть содержимого выливается. Он действует так, как если бы подносил ко рту свой кулачок. А ложка является для него всего лишь продолжением руки, и конец ее тем вернее попадает в рот, чем ближе ее черпачок к самой руке.

Однако социальная – «орудийная логика» ложки требует, чтобы ложка, все время находясь в горизонтальном положении,  была поднята сначала вертикально до уровня рта и только после этого по прямой направлена в рот. Тем не менее, эта вполне очевидная для каждого из нас логика далеко не очевидна для ребенка. Ложка в его руке - еще не орудие, а вынужденное, избыточное и к тому же крайне неудобное «замещение» руки. Ребенок не видит необходимости (задачи, проблемы) в том, чтобы согласовать свое ручное действие с особенностями орудия, скорее, наоборот, желая приспособить ложку к наличным возможностям своей руки. Как тут не вспомнить другого психолога-классика - Д.Б. Эльконина, который говорил, правда, о младенце, что он стремиться сделать весь мир удобным и приятным для себя…

Лишь после длительного обучения ребенок осваивает ложку в ее специфически орудийной функции, т.е. научается пользоваться ей по-человечески. Но, даже научившись этому, он долгое время пытается по привычке брать ложку (кулачком) ниже верхнего широкого конца ручки. Многие старшие дошкольники, казалось бы, уже полноценно овладев эти орудием, сетуют на неудобство обычного «взрослого» приема держания ложки пером, с ладонью, повернутой кверху. А родоначальник нашей дошкольной психологии А.В. Запорожец воссоздал сходную ситуацию для семилеток. Он придумал «неправильную» лопатку, у которой полотно загибалось под резким углом и просил детей доставать ею игрушки из коробки. Навыки пользования обычной лопаткой не срабатывали. Семилетки стремились захватить орудие рукой ближе к полотну, как и малыши ложку - ближе к черпачку!

Здесь принципиально важен еще один нюанс, который заставляет нас вернуться к опыту работы со слепоглухими детьми (его отмечали  А.И. Мещеряков и Э.В. Ильенков). Первоначально педагог буквально «руководит» - активно водит рукой слепоглухого ребенка, в которой находится ложка, от тарелки ко рту. Но в какой-то момент детская рука, дотоле подчинявшаяся воле взрослого, начинает проявлять собственную активность – она вдруг сопротивляется напору извне, как бы отторгает руководство и пытается проделать пока еще трудный для нее путь от тарелки ко рту самостоятельно. Пусть неудачно, пусть разбрызгивая суп или кашку, но самостоятельно! Педагогическое искусство - в том, чтобы почувствовать и ни в коем случае не пропустить этот момент, во время ослабить свою собственную руку, дав простор для самостоятельности ребенка. Не в бесчувственности ли взрослых к таким «моментам  истины» состоит одна из главных причин, мягко говоря, неэффективности нашего обучения и воспитания в целом?

Даже если у ребенка раннего возраста на определенном уровне сформированы орудийные действия, это не гарантирует отсутствия проблем с овладением ложкой. На то есть особая причина. Ведь ложка - не просто предмет для приема пищи, а материализация в металле этико-эстетических норм культурного поведения. «Занять» руки ложкой, чтобы они не лезли в тарелку. Подобно тому, как горшочек, по словам психолога Б.Д. Эльконина (сына Д.Б.Эльконина), - «немой запрет» мочить штанишки («говорящим» его делают взрослые). А позднее… «Идиот» Достоевского или «Критика чистого разума» Канта – становятся «немым укором» тем, кто понимает мир на уровне «глотателей пустот, читателей газет» (Марина Цветаева), сочинения Баха и Бетховена – вызовом для ушей,  музыкально ограниченных восприятием  «умца-умца», фильмы  Антониони и Бергмана  негласно намекают непосвященным, что экран требует не только «клипового мышления».  Так со всей культурой…  Еще одно «дно» столовой ложки. Если ребенок не осмыслит именно этого социально закрепленного значения ложки, то никогда и не научится принимать пищу по-человечески. Однако относительно развитые этико-эстетические инстанции поведения складываются позднее – уже в дошкольном возрасте. Это – с одной стороны. С другой, - предпосылкой их возникновения является освоение общественных способов действия с человеческими вещами, с той же ложкой, в раннем возрасте. 

Замкнутый круг проблем, из которого ребенок все-таки находит выход. Конечно, не без участия взрослых. И одну из форм такого участия неожиданно приоткрывает для нас история культуры.  

Первые простенькие ложки лепили из глины, затем вырубали из словной кости и камня, наконец, вырезали из дерева. Деревянная ложка – порождение древней европейской (Скандинавия) и русской культуры, хотя она встречалась еще у египтян.  Практически с самого начала ложка стала предметом декора. На нее наносили различные изображения, инкрустировали, по-особому вытачивали ее форму. Русская роспись на ложках известна всему миру и входит в состав нашей национальной символики. Ложки делали из серебра и золота – на Руси примерно с XIII в.   Эпохи господства стилей барокко и рококо превращают ложку в высокое художественное творение. Ложкой не только едят и не только любуются. Ее слушают, как музыкальный инструмент. Ложка появляется даже в геральдике…

Не станем продолжать, а спросим: случайно ли это? Первое и понятное объяснение: прием пищи с древности являлся ритуалом. Отсюда – и «магия» в позднейшие времена: на ложках гадали, держали при себе как талисман, а, к примеру, в Шотландии всегда обращали внимание, какой рукой ребенок впервые берется за ложку: на будущее счастье – только правой.  Из ритуала со временем вырос столовый этикет. По мере расслоения общества, он стал одним из знаков принадлежности людей к определенным общественным группам. Сервировка стола аристократов требовала того, чтобы и «средство передвижение пищи» становилось отдельной роскошью.

Но обычай декорировать ложку, как и другие бытовые предметы, укоренен еще в традициях народных культур.  Можно допустить: неспроста эта «бытовая красота». Она позволяла выделить, «обозначить» особо жизненно необходимое из повседневного обихода. И придать ему некое особое значение, которое еще недоступно для осмысления неокрепшему сознанию. Прежде всего – сознанию ребенка. И то, что дети принимали  участие со взрослыми в создании таких предметов, чуть ли не сразу, как только едва научились ими пользоваться, тоже говорит о многом. Хочешь познать суть вещи – построй ей, сказано у Спинозы. Да и играли дети на ложках сызмальства…         

Словом, ложка – это целая культура! Материализованная, воплощенная культура человеческого общежития, которое сводится только к совместной еде. Культура дома, культура очага, культура общения вокруг него. Именно поэтому девочки, которых приобщают к созиданию этой культуры чаще, чем мальчиков, осваивают ложку (и прочую «кухонную утварь») успешнее и безболезненнее. Это – очень специфичный, в том числе, моторный опыт. Приведу примеру из собственной – уже взрослой жизни. Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда у тебя в руках «неправильная» лопатка.  Как-то нам с Еленой Кравцовой, известным психологом и моим добрым другом, довелось читать лекции в университетах Старой Японии.  И вот, на обед идем в ресторан. На выбор предлагают ложки-вилки-ножи и палочки. Разумеется, иностранцам в Японии было бы грех не выбрать второе… Елена Евгеньевна с нескольких попыток изящно разделывалась с блюдом, а я (хоть и не особо «рукастый», но и не безрукий, к тому же много лет занимавшийся музыкой и чуть-чуть рисованием) все еще «ломал пальцы». Она, если не знала, то чувствовала «культурный код», а я – нет.  У меня дома - целая коллекция палочек, подаренных в разные годы японскими друзьями, но я до сих пор не умею ими пользоваться.    

И еще. Часто интересуются происхождением русского обычая дарить серебряную ложку ребенку «на зубок». Целебные свойства серебра существуют и хорошо известны, но сейчас – о другом. Многие специалисты-толкователи сходятся на том, что здесь аллюзия с дарами волхвов, которые принесли младенцу-Иисусу, наряду с ладаном и смирной, золото. Золото – символ притяжения Благодати. А на Руси в «статусе» золота долгое время пребывало серебро.
Видимо, считалось, что ложкой дитя «притянет» к себе не только пищу, но и чистоту духа, добро, любовь, счастье, красоту. Ведь даже в момент приема пищи, не хлебом единым жив человек.  




Фото с сайта www.opypast.ru.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Человеческое в человеке. 100 мини-лекций Владимира Кудрявцева. 71. Ложка - это целая культура
20-02-2016
Человеческое в человеке. 100 мини-лекций

Ложка - одно из первых орудий культуры, которое оказывается в руках каждого из нас. Вероятно, еще и для того, чтобы при своей
Ложка - это целая культура
07-05-2013
Ложка - это целая культура

П.Я.Гальперин. Функциональные различия между орудием и средством
20-02-2007
П.Я.Гальперин. Функциональные различия между

  • Календарь
  • Архив
«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Март 2024 (54)
Февраль 2024 (47)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (59)
Ноябрь 2023 (44)
Октябрь 2023 (48)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх