Я люблю детей за их свежую способность удивляться. Мы, взрослые, видим куда меньше детей. Столько разных разностей оставляем мы без внимания. Как не правы те, кто с сознанием собственного горделивого тупого превосходства видит в ребенке лишь что-то еще не выросшее, не настоящее, нечто вроде глупой личинки или куколки будущего взрослого, умного человека. Психика ребенка заключает в себе ценности, которыми мы уже и мысленно не обладаем. С годами что-то чуткое, восприимчивое, как задрожавшая струна, что-то почти гениальное безвозвратно утрачивается, заменяется привычкой к уже надоевшим, неинтересным вещам. А в детстве? В детстве, помните? Каждая новая найденная коробка была новостью и кладом. . .
Не значит ли это, что истинная задача воспитания некоторых важных сторон человеческой личности состоит не столько в том, чтобы стараться привить ребенку что-то извне из нашего взрослого опыта, сколько в том, чтобы не убить в этом маленьком человечке то, что есть в нем своего особенного, детского? Не является ли поэтому лучшей обязанность тех, кто стремится стать истинным ученым, истинным художником, пронести через всю свою жизнь как бесценные крупицы наивность детства, романтизм юности? И не это ли имел в виду О. Уайлд, когда писал: "В будущем душа взрослого человека будет так же удивительна, как душа ребенка"?
Математик, поэт и музыкант Н.А. Романов (1903-1943) // Романов Н. А. История одного искания / Предисловие и публикация С. И. Смуглого // Прометей: Историко-биографический альманах. М., 1972. Т. 8. С.217—218.
"Талант - сохранение юности, гений - сохранение детст…
ва на всю жизнь" (П.Флоренский).
"Он награжден каким-то вечным детством" (Ахматова о Пастернаке).
Цитирую по памяти, но смыл один. Как и мысль - достаточно расхожая среди людей даровитых (да и обычных "начитанных"). И, между прочим, отчасти романтизирующая детство, которое бывает вполне приземленным. Но если за ней что-то стоит - то что? Эйнштейновская "святая любознательность". опять же - метафора. Отсутствие жесткой "привязки" мысли исследователя и ребенка к частной задаче, к "техзаданию", ее нескованность необходимостью получения утилитарного результата. Но при этом - творение мыслью широкой основы (у ученого - принципа, у ребенка - пока некоей аморфной возможности в виде особой картины мира, готовности ее читать и достраивать) для получения самых разных "утилитарных результатов".
Царь Гиерон поручает Архимеду решить вполне "конкретную" задачу - просчитать удельный вес золота и серебра в короне (таблицу удельных весов тогда еще не создали). А тот выводит закон плавающих тел - по ходу. Точнее наоборот - по ходу выведения закона выполняет "техзадание" Гиерона, которое становится лишь поводом для этого.
Мораль простая: выскомерие по отношению к частным задачам, как минимум, непредусмотрительно - можно упустить счастливый шанс, если дар позволяет им воспользоваться. А кто-то будет возиться с короной - безрезультатно, т.к. задача еще не решена "в принципе". . . .И дети тянутся к частностям - к спрятанным в них возможностях, которые "обычным" взрослым кажутся избыточными для их "техзаданий".
На развитие сайта