Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Н.А.Романов. Ребенок как исследователь-ученый (комментарий В.К.)

Н.А.Романов. Ребенок как исследователь-ученый (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 182
  •  
    • 0


Н.А.Романов. Ребенок как исследователь-ученый (комментарий В.К.)



Просто яблоко или. . . Ньютоново?



Психический склад человека, его улыбка, отношение к людям в большой мере определяются тем, в каких условиях протекало его детство. В детстве никто из взрослых никогда не говорил мне: "Этого спрашивать нельзя". Я пишу здесь о детстве потому, что, по моему глубокому убеждению, в психике ребенка есть нечто, что приближает ее к психике ученого-исследователя; вопросы же научного творчества и являются главной темой настоящих воспоминаний.

Я люблю детей за их свежую способность удивляться. Мы, взрослые, видим куда меньше детей. Столько разных разностей оставляем мы без внимания. Как не правы те, кто с сознанием собственного горделивого тупого превосходства видит в ребенке лишь что-то еще не выросшее, не настоящее, нечто вроде глупой личинки или куколки будущего взрослого, умного человека. Психика ребенка заключает в себе ценности, которыми мы уже и мысленно не обладаем. С годами что-то чуткое, восприимчивое, как задрожавшая струна, что-то почти гениальное безвозвратно утрачивается, заменяется привычкой к уже надоевшим, неинтересным вещам. А в детстве? В детстве, помните? Каждая новая найденная коробка была новостью и кладом. . .


Не значит ли это, что истинная задача воспитания некоторых важных сторон человеческой личности состоит не столько в том, чтобы стараться привить ребенку что-то извне из нашего взрослого опыта, сколько в том, чтобы не убить в этом маленьком человечке то, что есть в нем своего особенного, детского? Не является ли поэтому лучшей обязанность тех, кто стремится стать истинным ученым, истинным художником, пронести через всю свою жизнь как бесценные крупицы наивность детства, романтизм юности? И не это ли имел в виду О. Уайлд, когда писал: "В будущем душа взрослого человека будет так же удивительна, как душа ребенка"?


Математик, поэт и музыкант Н.А. Романов (1903-1943) // Романов Н. А. История одного искания / Предисловие и публикация С. И. Смуглого // Прометей: Историко-биографический альманах. М., 1972. Т. 8. С.217—218.





 

 



Комментарий

Владимир Кудрявцев

:
"Чтобы войти в науку (и, как было сказано еще ранее и по более общему поводу, в Царствие Небесное. -

Владимир Кудрявцев

) , мы должны стать, как дети" (Ф.Бэкон). То же самое почти дословно - у Дьюи.


"Талант - сохранение юности, гений - сохранение детст

ва на всю жизнь" (П.Флоренский).


"Он награжден каким-то вечным детством" (Ахматова о Пастернаке).


Цитирую по памяти, но смыл один. Как и мысль - достаточно расхожая среди людей даровитых (да и обычных "начитанных"). И, между прочим, отчасти романтизирующая детство, которое бывает вполне приземленным. Но если за ней что-то стоит - то что? Эйнштейновская "святая любознательность". опять же - метафора. Отсутствие жесткой "привязки" мысли исследователя и ребенка к частной задаче, к "техзаданию", ее нескованность необходимостью получения утилитарного результата. Но при этом - творение мыслью широкой основы (у ученого - принципа, у ребенка - пока некоей аморфной возможности в виде особой картины мира, готовности ее читать и достраивать) для получения самых разных "утилитарных результатов".


Царь Гиерон поручает Архимеду решить вполне "конкретную" задачу - просчитать удельный вес золота и серебра в короне (таблицу удельных весов тогда еще не создали). А тот выводит закон плавающих тел - по ходу. Точнее наоборот - по ходу выведения закона выполняет "техзадание" Гиерона, которое становится лишь поводом для этого.


Мораль простая: выскомерие по отношению к частным задачам, как минимум, непредусмотрительно - можно упустить счастливый шанс, если дар позволяет им воспользоваться. А кто-то будет возиться с короной - безрезультатно, т.к. задача еще не решена "в принципе". . . .И дети тянутся к частностям - к спрятанным в них возможностях, которые "обычным" взрослым кажутся избыточными для их "техзаданий". 










  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Простые истины экономического воспитания в тезисном изложении
25-09-2006
Простые истины экономического воспитания в

В.Т.Кудрявцев. Креативный потенциал дошкольника. Природа и диагностика (фрагмент пособия для практических психологов)
09-01-2007
В.Т.Кудрявцев. Креативный потенциал дошкольника.

Владимир Кудрявцев. Простые истины экономического воспитания в тезисном изложении
25-09-2006
Владимир Кудрявцев. Простые истины экономического

  • Календарь
  • Архив
«    Сентябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Сентябрь 2018 (28)
Август 2018 (55)
Июль 2018 (50)
Июнь 2018 (41)
Май 2018 (31)
Апрель 2018 (60)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
москва сити nebo
nebo-lounge.ru
Коляски и автокресла. Низкие цены. Быстрая доставка
angel74.ru
акватон мойки для кухни
aquaton-group.ru
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх