Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Н.А.Романов. Ребенок как исследователь-ученый (комментарий В.К.)

Н.А.Романов. Ребенок как исследователь-ученый (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 872
  • печатать
  •  
    • 0


Н.А.Романов. Ребенок как исследователь-ученый (комментарий В.К.)



Просто яблоко или. . . Ньютоново?



Психический склад человека, его улыбка, отношение к людям в большой мере определяются тем, в каких условиях протекало его детство. В детстве никто из взрослых никогда не говорил мне: "Этого спрашивать нельзя". Я пишу здесь о детстве потому, что, по моему глубокому убеждению, в психике ребенка есть нечто, что приближает ее к психике ученого-исследователя; вопросы же научного творчества и являются главной темой настоящих воспоминаний.

Я люблю детей за их свежую способность удивляться. Мы, взрослые, видим куда меньше детей. Столько разных разностей оставляем мы без внимания. Как не правы те, кто с сознанием собственного горделивого тупого превосходства видит в ребенке лишь что-то еще не выросшее, не настоящее, нечто вроде глупой личинки или куколки будущего взрослого, умного человека. Психика ребенка заключает в себе ценности, которыми мы уже и мысленно не обладаем. С годами что-то чуткое, восприимчивое, как задрожавшая струна, что-то почти гениальное безвозвратно утрачивается, заменяется привычкой к уже надоевшим, неинтересным вещам. А в детстве? В детстве, помните? Каждая новая найденная коробка была новостью и кладом. . .


Не значит ли это, что истинная задача воспитания некоторых важных сторон человеческой личности состоит не столько в том, чтобы стараться привить ребенку что-то извне из нашего взрослого опыта, сколько в том, чтобы не убить в этом маленьком человечке то, что есть в нем своего особенного, детского? Не является ли поэтому лучшей обязанность тех, кто стремится стать истинным ученым, истинным художником, пронести через всю свою жизнь как бесценные крупицы наивность детства, романтизм юности? И не это ли имел в виду О. Уайлд, когда писал: "В будущем душа взрослого человека будет так же удивительна, как душа ребенка"?


Математик, поэт и музыкант Н.А. Романов (1903-1943) // Романов Н. А. История одного искания / Предисловие и публикация С. И. Смуглого // Прометей: Историко-биографический альманах. М., 1972. Т. 8. С.217—218.





 

 





Комментарий В.К.: "Чтобы войти в науку (и, как было сказано еще ранее и по более общему поводу, в Царствие Небесное. - В.К.) , мы должны стать, как дети" (Ф.Бэкон). То же самое почти дословно - у Дьюи.

"Талант - сохранение юности, гений - сохранение детст

ва на всю жизнь" (П.Флоренский).


"Он награжден каким-то вечным детством" (Ахматова о Пастернаке).


Цитирую по памяти, но смыл один. Как и мысль - достаточно расхожая среди людей даровитых (да и обычных "начитанных"). И, между прочим, отчасти романтизирующая детство, которое бывает вполне приземленным. Но если за ней что-то стоит - то что? Эйнштейновская "святая любознательность". опять же - метафора. Отсутствие жесткой "привязки" мысли исследователя и ребенка к частной задаче, к "техзаданию", ее нескованность необходимостью получения утилитарного результата. Но при этом - творение мыслью широкой основы (у ученого - принципа, у ребенка - пока некоей аморфной возможности в виде особой картины мира, готовности ее читать и достраивать) для получения самых разных "утилитарных результатов".


Царь Гиерон поручает Архимеду решить вполне "конкретную" задачу - просчитать удельный вес золота и серебра в короне (таблицу удельных весов тогда еще не создали). А тот выводит закон плавающих тел - по ходу. Точнее наоборот - по ходу выведения закона выполняет "техзадание" Гиерона, которое становится лишь поводом для этого.


Мораль простая: выскомерие по отношению к частным задачам, как минимум, непредусмотрительно - можно упустить счастливый шанс, если дар позволяет им воспользоваться. А кто-то будет возиться с короной - безрезультатно, т.к. задача еще не решена "в принципе". . . .И дети тянутся к частностям - к спрятанным в них возможностях, которые "обычным" взрослым кажутся избыточными для их "техзаданий". 








  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Простые истины экономического воспитания в тезисном изложении
25-09-2006
Простые истины

Януш Корчак.10 заповедей для родителей (к Международному дню защиты детей)
01-06-2012
Януш Корчак.10

Цитата недели
06-01-2007
Цитата недели

Владимир Кудрявцев. Простые истины экономического воспитания в тезисном изложении
25-09-2006
Владимир Кудрявцев.

К Дню защиты детей. Ответы В.Т.Кудрявцева на блиц-опрос администрации сайта
01-06-2006
К Дню защиты детей.

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (33)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх