Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Александр Адамский. Базовое дополнительное образование (комментарий В.К.)

Александр Адамский. Базовое дополнительное образование (комментарий В.К.)

  • Закладки: 
  • Просмотров: 610
  • печатать
  •  
    • 0

Адамский4_ЖЖНелепое разделение образования на «базовое» и «дополнительное» формирует у детей ложное представление о том, что сначала надо изучить весь тот багаж знаний, которое выработало человечество, а уж потом – развивать свои индивидуальные способности.
С идеологической точки зрения это понятно: сначала в ребенке надо сформировать правильные установки, а уж потом развивать его индивидуальность. Это уже дополнительно, за счет личного времени.


С другой стороны, занять неуемного подростка авиамоделированием, или ориентированием на местности, или занятием самообороной без оружия – очень даже полезно в целях военно-патриотического воспитания и подготовки к защите священных рубежей.


Но в какой-то момент времени произошла неожиданная подмена: все больше и больше ребят стали считать «дополнительное» образование основным. И наоборот – в школе на уроках отсиживали положенные часы и рвались в кружки, Дворцы пионеров или даже в самой школе – на послеурочные занятия театральной студии или футбольной секции.
И странное дело: во взрослой жизни они питались в основном именно этими занятиями, становились состоявшимися людьми благодаря этому «дополнительному» образованию.
А как определить коммунарское движение или пионерские штабы? Блестящая плеяда педагогов Тубельского–Штейнберга разлива выросла из такого пионерского штаба в Москве.


И надо честно признаться, что наиболее прорывными становились проекты энтузиастов. Дополнительное образование привлекательно тем, что там своего рода вольница – гибкие формы, гибкие программы, методики. Для специалиста в своем деле – простор и благодать. Поэтому и увлечь ребят легче. Мне удалось в этом самому убедиться – работая учителем, одновременно вел театральный кружок в одном Доме пионеров в Москве. А ставили пьесы по физике! Это называлось дидактическим театром, и, честно говоря, там было, конечно, больше физического образования, чем сценического.


И вот сейчас мы дожили до ситуации, которая, с одной стороны, выглядит критической: классно-урочная учебно-предметная система переживает острый кризис. Особенно в подростковой, основной школе. Ребят уже все труднее увлечь предельно регламентированным укладом школьной жизни. Тут много причин, прежде всего безбрежная открытость информационного пространства. В любой (это принципиально важно!) момент времени подросток может узнать в сети все, что захочет.
Обратно: узнавать новое в строго определенный момент времени ему становится «в лом».


В младшей школе и в старшей школе это можно преодолеть принципиально разными способами. А вот в подростковой школе – практически невозможно.
Поэтому создать образовательное пространство подростковой школы, насыщенное избыточными возможностями социальных проб, для подростка в рамках классно-урочной учебно-предметной системы – невозможно.


А вот то пространство, которое мы по привычке называем «дополнительным образованием», просто создано для подростковой школы. При этом чудесным образом и знания формируются, и способности раскрываются, и возможность самореализации появляется.


Поэтому мне кажется, что для реализации ФГОС основной школы надо не «дополнительное образование» пристегивать к основной образовательной программе школы, а наоборот: строить основную образовательную программу школы на принципах «дополнительного образования». Это гибкость форм, разнообразие занятий, клубность, соревновательность и т.д.


С другой стороны, я не думаю, что у дополнительного образования есть шансы выжить, не сливаясь со школой.


Я имею в виду не формальное слияние, учрежденческое.


Я имею в виду, что переход на индивидуальные образовательные программы учащихся делает все образовательные ресурсы равноправными.


Важно не само по себе сохранение учреждений дополнительного образования, а сохранение этого ресурса для того, чтобы ребенок мог выбрать, где ему проходить свою индивидуальную образовательную программу. Чтобы у него был выбор – урок математики в «своей» школе, или занятие в сети у профессора столичного вуза, или математический кружок в Доме творчества. То же самое – по любой части программы. Но – важный момент – и аттестация достижений должна быть равноправной. Выполненная работа в кружке, в сети или на уроке должна быть зачтена.


Для основной подростковой школы сейчас принципиально важно стать школой без границ: чтобы подросток мог попробовать себя независимо от того, есть в школе театр, спортзал, мастерские или планетарий. И в таком укладе школы разговоры о каком-то отдельно взятом «дополнительном образовании» просто смешны.



 

 

 



 


Комментарий

Владимир Кудрявцев

: Соглашусь с автором «на все 100» и даже «на 200». Идея построения основной школы как «школы-клуба», выношенная еще в 80-е, недрах знаменитого «перестроечного» ВНИКа «Школа», в работе которого он принимал самое непосредственное участие, не устарела и по сей день. Не только потому, что с тех пор других конкурентоспособных (да и вообще  жизнеспособных) идей на сей счет так и не появилось. Все они так или иначе варьируют «клубную» идею. «Клубное» - означает не «избыточно-необязательное» или вовсе что-то «несерьезно-занимательно-развлекательное». Речь об одном – о том, чтобы ребенок смог найти себя в широком спектре сфер человеческой культуры и многообразии форм содержательного общения, которые служились внутри в них. В том числе – и в науке, если рассматривать ее как особую форму «коммуникации», или точнее – интеллектуального сотрудничества и полилога. Необходимое условие такого поиска, как писал об этом В.В.Давыдов, - возможность переключения от сферы к сфере, от формы к форме, в определенной логике, которую и необходимо задать в содержании образования. 


Но в рамках административной модели построения российского образования, которую не удалось сломить в 80-90-е и которая воцарилась в школе начала XXI века, похоронив под собой радужные утопии века-предшественника, заниматься строительством образовательных «клубов» - то же самое, что разбивать тропические джунгли на вечной мерзлоте. 


Сошлюсь на собственный опыт. Наша московская 368-я «давыдовская» школа «Лосиный остров» в Москве имела два «уклона» - углубленное изучение иностранного языка и музыки. Музыка была не просто гордостью школы (профессиональная, зрелищная, любимая детьми): в ней (в искусстве, в целом), как нам удалось показать,  залог превращения всего РО (развивающего образования) в инструмент личностного роста, а не просто развития разумной формы человеческого мышления, тем более, что  и оно всегда глубоко «личностно». Но что такое «углубленное изучение музыки»? Это – и сольфеджио, и хор, и оркестр, и ансамбли, и индивидуальные занятия пением и игрой на музыкальных инструментах… А есть базисный учебный план, где всему этому места нет. Углубленное изучение есть, а места нет - так вот. Пожалуйста, говорили нам чиновники, «сбрасывайте» вашу музыку в дополнительное образование. Но у нас-то, по статусу, она в основном, причем во всем объеме (практически в объеме СМШ!). Сколько сил потратила администрация, чтобы разрешить эту неразрешимость. Хотя все «неразрешимость» упиралась лишь в отсутствие разрешений… Понятно, не столько в «педагогику», сколько в экономику. «Сбросить в дополнительное образование» - это ведь прежде всего экономия на зарплатах специалистов, которые работают только «штучно»…



  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Простой секрет подросткового кризиса
07-12-2013
Простой секрет

Александр Асмолов. Не для вуза, для жизни учимся
23-10-2013
Александр Асмолов.

Проект ФГОС дошкольного образования представлен на обсуждение
14-06-2013
Проект ФГОС

Владимир Кудрявцев. 20% свободы?
13-11-2012
Владимир Кудрявцев.

Новости дошкольного образования. Дошкольное образование предложено сделать обязательным
03-02-2011
Новости дошкольного

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх