Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Неуместная НВП

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 111
  •  
    • 0

Школьникам грозят оружием


В школьную программу в России может вернуться такой предмет как "Начальная военная подготовка". В середине апреля с подобной инициативой выступил главный военный прокурор России Сергей Фридинский.

По его мнению, проблемами патриотического и идеологического воспитания молодых людей нужно заниматься еще до их прихода в армию. А несколько дней назад Сергея Фридинского поддержал президент страны Дмитрий Медведев. Заместитель председателя Комитета Госдумы по образованию Олег Смолин, как педагог со стажем, отмечает стабильный интерес подростков к военной теме и боевым навыкам, но считает, что для этих целей достаточно факультатива. Попытки ввести обязательную военную подготовку для школьников не повысят ни патриотизма, ни лояльности к военной службе, считает Олег Смолин. Об этом он рассказал в интервью Радио Свобода:

– Считаю, что редакция закона об образовании 1992 года, в подготовке которого я принимал участие, была оптимальна. Начальная военная подготовка или Основы военной службы преподаются в школе на факультативной основе. Почему это лучше всего? Даже в советский период, в особенности в последние годы, НВП вызвала очень разные ощущения у старшеклассников. Там, где она была очень хорошо организована и велась настоящими специалистами, получила поддержку. Там, где это проводилось чисто "для галочки" и, в основном, сопровождалось формальным изучением оружия без оружия, НВП воспринималась большинством ребят отрицательно. Второй момент – сейчас в армии служит не большинство ребят. И я думаю, что РФ постепенно будет двигаться в направлении профессиональной армии. Третье – то, что касается уроков патриотизма. Думаю, что в этом случае начальная военная подготовка мало эффективна. Настоящие уроки патриотизма в стране – это уроки литературы и уроки истории. Вместо того, чтобы вводить НВП и проводить всякие глупые эксперименты вроде курса "Россия в мире", лучше по-настоящему изучать историю. И – последнее. Я убежден, что факультативный принцип преподавания основ военной службы в школе как раз себя бы оправдал. Там, где это будет организовано по-настоящему интересно, парни к этому потянутся. И если сопровождать такой факультатив короткими военными учебными сборами в летние каникулы на неделю с выездом за город, то именно там парни за неделю получат больше, чем за год теоретических занятий. Вот тогда у этого факультатива будут сторонники и слушатели.

– Есть ли в самом названии, заимствованном из советского времени – "Начальная военная подготовка" – некая идеологическая нагрузка? Может быть, еще и это отталкивает от самого предмета?

– Не замечал, чтобы на слова "военная подготовка" была какая-то отрицательная реакция. Прямая отрицательная реакция существует на современное состояние армии. Я знаю парня (был когда-то моим студентом), у которого удалили часть легкого, но он очень стремился попасть в ВДВ в советский период. Такова была установка массового сознания: ВДВ – это сильно, круто, это дело настоящих мужчин. Сейчас, к сожалению, у армии другой престиж. И он отражается на восприятии начальной военной подготовки. Мне кажется, если мы хотим улучшать состояние нашей армии, то начинать нужно с нее самой, а только потом уже обсуждать то, о чем мы говорим, – считает Олег Смолин.

Иной точки зрения придерживается директор центра образования "Царицыно № 548", член Общественной палаты Ефим Рачевский. Он рассказал, что в его школе пока не получали никаких распоряжений по поводу возвращения в программу начальной военной подготовки. В интервью Радио Свобода Ефим Рачевский отметил, что не возражает против такого предмета в принципе, но здесь очень важно как и чему будут учить школьников:

– Если НВП будет введена в том же формате, в каком она была в советские времена, когда этот предмет преподавали отставные полковники, на школу ложилась нагрузка по созданию полос препятствия, железных ржавых танков, тиров и т. д., – то в этом варианте она не нужна. А вот в том формате, в каком это проводится сейчас в Москве – недельный военный сбор для мальчиков 10 классов, то это очень хорошо. В нашей школе такие сборы завершились два дня назад. Было очень весело, энергично и насыщено. С мальчиками работали молодые офицеры. В таком варианте это неплохо. Потому что, такой сбор мальчишки рассматривали как игру. У них даже осанка изменилась за то время, что они занимались строевой подготовкой.

– На чьи плечи может лечь НВП – Минобразования или Минобороны?

– Надеюсь, что на плечи Минобороны. Это ведомство сейчас будет получать большие финансовые вложения. И есть шанс, что у муниципальных школ не будет головной боли по созданию тиров, приобретению макетов оружия и т. д. Я понимаю, в чем смысл введения НВП – сократился срок воинской службы, а значит пополнение в армию должно приходить подготовленным. Кстати, во многих европейских странах в том или ином варианте нечто подобное есть.

– Сейчас очень многие люди, попав в экстремальную ситуацию, не умеют оказать первую помощь.

– Если у мальчиков будет строевая подготовка, основы боевого устава и стрелковое дело, то у девочек обязательно должна быть медицина. Кстати, оказание первой медицинской помощи полезно для всех, но это из курса ОБЖ, который сейчас в школах есть. В том курсе ОБЖ, который действует сейчас, есть достаточно большая группа тем, связанных с военной подготовкой.

– Вы член Общественной палаты. На заседаниях эти вопросы обсуждают?

– Обсуждали два года назад, когда комиссия по обороне (есть такая у нас) Общественной палаты была – за, а комиссия по образования – против. Обычно в Общественной палате обсуждаются темы, которые вызывают острый общественный резонанс. А эта инициатива пока такой резонанс не вызвала.

Евгения Назарец, Елена Поляковская

 



Комментарий

Владимир Кудрявцев

: Наверное, было бы замечательно, если бы в поле общего среднего образования могли бы расцветать все цветы. Но, увы, это поле не безбрежно. Как справедливо замечает Олег Смолин, есть и другое поле – дополнительного образования. И не только в виде школьных факультативах, но и за пределами школы. Уверен, что военно-спортивные кружки в домах детского творчества, летних лагерях с хорошо и современно поставленной НВП  не пустовали бы. Желательно было бы обогатить эту подготовку, возродив в ее рамках – а не параллельно! - систему поддержки технического творчества детей и подростков (авиамоделирования, судомоделирования и др.).  Своего возрождения  в широком масштабе ждет и прекрасная военно-спортивная игра «Зарница». Военная подготовка – это, конечно, труд. Но наиболее подготовленных на этот труд все-таки первоначально сподвигала его «романтика». Тем более, - в подростковом возрасте. А «романтика» - это творчество, игра, поиск. И ограничения  для нее легче снять именно в дополнительном образовании. 


Главная проблема, впрочем, не в этом. В общеобразовательном поле за последние годы взросло слишком много пустоцвета и сорняков, которые практически выдавили из образования целые области культуры, по крайней мере, в их значительной части. Где гарантия того, что НВП не станет очередным пустоцветом или сорняком? Речь не только о добротной технологии преподавания. В чем общеобразовательная ценность НВП, его незаменимость в ряду собственно учебных предметов? Бегать в противогазах с автоматами можно в любом месте, и школа – не лучшее из них. С точки зрения, решения задач военно-патриотического воспитания в его «патриотической» составляющей это дает минимум (Олег Смолин правильно отсылает здесь к отечественной истории и литературе). Думается, и в «военной» составляющей – ненамного больше. 


Или кому-то нужно, чтобы трехкомпонентный «образовательный минимум»,  скандально известный как проект стандартов образования для старших классов, прирос четвертым – НВП? Да еще и наряду с ОБЖ?. . . 


На этом фоне НВП в школе попросту неуместна. Хотя бы потому, что  там для нее сегодня нет места. 


По теме на сайте: 


Владимир Кудрявцев: «Научиться любить Родину сначала должно государство, а потом уже дети» 


А вот, как мог мы бы выглядеть своего рода ответ НВП в школе – НГП (начальная гражданская подготовка) в армии. Улыбается 






На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Новорожденные. Олег Смолин
13-02-2013
Новорожденные. Олег Смолин

В российских школах уже начали составлять перечень обязательных и не обязательных предметов
28-04-2010
В российских школах уже начали составлять

Олег Смолин о ЕГЭ на канале ТВЦ
06-02-2009
Олег Смолин о ЕГЭ на канале ТВЦ

  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (21)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх