Уважаемые коллеги!
Редакция журнала «Обруч» и Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») совместно с известными учеными, создателями программ и методик, а также специалистами-практиками приглашают вас принять участие в серии авторских семинаров и мастер-классов на тему «Дошкольное образование – развивающее и развивающееся. Новый взгляд на фундамент образовательной системы» (см. программу на нобярь 2013 - май 2014 г.).
Серию мероприятий откроет 5 ноября 2013 г. семинар В.Т. Кудрявцева на тему: «Развивающее дошкольное образование как инструмент реализации ФГОС».
Владимир Товиевич Кудрявцев - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета, советник директора Федерального института развития образования, директор по научно-образовательной деятельности издательства «Линка-Пресс»,автор и руководитель образовательного проекта «Тропинки», член группы по разработке примерных программ дошкольного образования на базе ФГОС.
Время проведения - 10.00 – 14.00.
Семинар адресован управленцам, педагогам и психологам системы дошкольного образования, а также преподавателям вузов, готовящих специалистов в этой области.
Тематический план семинара:
Семинар состоится по адресу: г. Москва, ул. Черняховского, д. 9, стр. 1, аудитория 103 (Федеральный институт развития образования). Проезд до ст. м. «Аэропорт».
Все участники получат сертификаты ФГАУ «ФИРО» и журнала «Обруч».
Желающие могут опубликовать материалы по теме семинара в сборнике, который будет размещен на сайте журнала www.obruch.ru (сборнику присваиваются ISBN, УДК, ББК).
Организационный взнос в случае очного участия для физических лиц – 1000 руб.
Стоимость издания 1 страницы – 100 рублей, минимальный объем статьи – 5 страниц.
В случае заочного участия оплачиваются только сертификат и публикация (стоимость сертификата участника – 100 рублей).
По всем вопросам можно обращаться по адресу seminar@obruch.ru, а также по телефонам:
8(903)1088564, Нина Павловна Ходакова
8(495)9693827, Анастасия Владимировна Гейшина
Слово автора
Уважаемые коллеги,
Уже 20 лет вместо термина «дошкольное воспитание» мы используем термин «дошкольное образование». Теперь – правомочно, в соответствии с новым законом «Об образовании в РФ», который призван реализовать в стенах ДОУ ФГОС дошкольного образования (не только он, но он – прежде всего). Бесспорно, это усиливает наши позиции в образовании. Но и обязывает к чему-то большему, нежели простая «смена вывесок». К чему? В чем состоят собственно образовательные задачи детского сада? Что его делает «образовательным учреждением»? А воспитателя – педагогом такого учреждения?
Детский сад – это ступенька к школе или особое образовательное учреждение, в котором ребенок проживает самобытный отрезок своей жизни? Чем должен быть наполнен этот отрезок в первую очередь?
Что сулит дошкольному учреждению и дошкольному образованию в целом его новый статус, определяемый новым законом, статус уровня системы образования? Ужесточение «рамки» или, наоборот – расширение спектра возможностей? Будет ли при этом исповедоваться привычный принцип «игры в одни ворота», когда детский сад услужливо подстраивается под требования школы? Или речь должна идти о некоторых принципиальных изменениях всей системы общего образования, в результате которых она будет способна принять в себя дошкольную ступень (уровень). И не просто принять - опереться на ее фундамент, по-своему развить ее достижения? Если так – то как, в виде чего должен быть заложен этот фундамент?
Можно ли возводить такой фундамент в условиях, когда дошкольное образование не является обязательным, а своего места в детских садах ждут более миллиона очередников (хотя в разных регионах эта цифра варьируется?) Как быть в этой ситуации семье, которая порой значительно больше ребенка озабочена его готовностью к школьному обучению? Насколько оправданна эта озабоченность? Ведь ребенок порой вынужден избавлять родителей от их «предшкольных» забот под руководством дошкольных «репетиторов». Вместо того, чтобы насыщенно жить каждым днем своего детства, который может стоить года взрослой жизни, закладывая перспективы на сроки куда более долгие, чем обучение в начальной школе.
Жить и развиваться. Именно это и определяет дошкольный стандарт в качестве ключевых образовательных ценностей. Как конкретизировать это на практике - применительно к различным формам жизни, источникам развития ребенка: игре, общению, художественному творчеству и др.? В чем состоит их образовательный эффект? Как они влияют на судьбу той же школьной готовности, формирование которой – лишь один из многочисленных итогов развития ребенка в дошкольный период?
Как родители дошкольников, содействуя этому развитию, могут стать полноценными участниками образовательного процесса, даже если ребенок не посещает детский сад? Какие условия для детского развития должно создать дошкольное учреждение? Почему дошкольное образование как уровень общего может быть только развивающим? Развивающим – и при этом вариативным. Что для развития ребенка можно делать в садике, чего не получается делать дома, и наоборот? В чем, с точки зрения приоритетов развивающего образования, детский сад и семья дополняют друг друга? Что может стать поводом для взаимодействия педагогов и родителей, заинтересованных в развитии ребенка?
Эти и другие вопросы – повод для нашей встречи в ФИРО 5 ноября.
С уважением,
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта