Фото с сайта www.babycenter.com
Опубликовано в: Журнал практического психолога. 2011. № 1. Специальный выпуск: К Юбилею В.Т.Кудрявцева.
Можно ли определить истероидные черты в характере маленького (четырехлетнего) ребенка?
Из Гостевой книги сайта Владимир Кудрявцев
Да, можно. Об истероидных чертах в характере, а точнее – в поведении свидетельствует следующее:
* Обычный, «нормальный» детский эгоцентризм приобретает особую форму. Ребенок любой ценой и привлекает к себя внимание других людей, в первую очередь – близких взрослых. Потребность удерживать внимание становится не просто доминирующей, а базовой. Ее неудовлетворение чревато острыми конфликтами с окружающими. По данным профессора А.Е. Личко, одного из ведущих специалистов в этой области, такие конфликты иногда приводят даже к побегам дошкольников из дома.
* Ребенок крайне болезненно реагируют на похвалу в адрес других детей (не на реальные успехи, а именно на похвалу). Да и вообще, любые проявления повышенного внимания взрослых к другим детям являются для него не выносимыми, вызывая вспышки обиды, гнева и т.д. При этом он предпочитают, чтобы взрослые ставили его в пример другим.
* Демонстративное поведение подчиняет и заменяет собой прочие формы детской активности. Тем более – такие, которые не могут стать непосредственно предметом восхищения и похвалы. По этой причине у детей с истероидными чертами быстро угасает интерес к играм и игрушкам. Зато они с удовольствием выполняют то, что делается с расчетом на зрителя: танцуют, поют, декламируют стихи и т.п. Демонстрация собственной исключительности, которая требует безусловного поощрения со стороны взрослого, превращается для них в нечто самодовлеющее.
Следует отметить, что яркая экспрессивность, выразительность – характеристика поведения человека на протяжении всего детства, а затем – и подросткового возраста. Поведение ребенка и подростка никогда не бывает безадресным, причем, на ранних этапах детства его адресат вполне конкретен. Бабушка берет в руки любимую игрушку, а малыш протестует криком, плачем: в нее он привык играть с папой. Недаром психологи сегодня говорят о наличии особых «поведенческих текстов». Первыми «читателями» этих текстов становятся родные взрослые, для которых они, собственно, и «создаются». За этим стоит стремление ребенка жить единой человеческой жизнью с другими людьми (вначале с самым близким, а потом и более широким их кругом), выстраивать отношения, общаться с ними. Без этого нельзя войти в общество.
А потребность малыша в оценке со стороны взрослого, как показала в своих работах известный психолог М.И. Лисина, - фундаментальная, специфически человеческая потребность, которая закладывается уже во второй половине младенчества (примерно с 6 месяца жизни). Но уже маленький ребенок хочет, чтобы его оценивали не просто так, а за дело: он сам достал погремушку, разогнал инерционную машинку, нанизал колечко на штырек (собирая пирамидку) – мама похвалила его. Годовалый ребенок может смутиться и даже сопротивляться, если взрослые станут гладить его по головке только «за красивые глазки». Для него внимание взрослого – мерило успеха, к тому же успеха, пусть – не полностью, но самостоятельного. А значит, внимание взрослого вселяет в него первоначальное чувство «самодостаточности», «независимости».
У детей с истероидными чертами демонстративное поведение замещает собой реальные дела и поступки, т.к. единственная цель для них – привлечение внимания к себе, от которого они жизненно зависимы. В одних случаях это может подкрепляться успехами и достижениями в конкретных видах деятельности, в других – нет. Для таких детей это не столь важно. Ведь внимания можно добиться и исполнением песенки, и громким плачем, и обычным непослушанием.
На развитие сайта