Фото с сайта www.rastet-rebenok.ru.
Опубликовано в: Журнал практического психолога. 2011. № 1. Специальный выпуск: К Юбилею В.Т.Кудрявцева.
- Не только в старших и средних классах – уже в начальной школе и даже в детском саду существуют явления, напоминающие «дедовщину». Как избежать этого, как изменить мотивацию «сильных» детей, чтобы они не обижали «слабых»?
Из Гостевой книги сайта Владимир Кудрявцев
Сегодня далеко не только физическая сила становится фактором превосходства одних детей над другими. Более того, решающими в доминировании все чаще оказываются не психофизические особенности ребенка, а социальный статус и финансовые возможности его родителей. Иногда они позволяют ему держать в постоянном «напряжении» не только сверстников, но и педагогов.
Конечно, у «сильных» в тех или иных отношениях детей необходимо воспитывать толерантность к «слабым». Но, думается, начинать нужно с того, чтобы помочь «слабому» ребенку стать «сильным». Еще раз повторю: не только в физическом плане. Ребенка можно водить в спортивные секции, обучая его там технике единоборств. Однако при желании дети, например, всегда могут совместными усилиями устроить «темную» самому физически развитому и подготовленному ребенку. А задача как раз состоит в том, чтобы у них такого желания в принципе не возникало, чтобы они уважали его.
Вот только много ли делают родители для того, чтобы их ребенка уважали другие дети? Да и насколько они уважают его сами?
Что мы часто наблюдаем в семье? Гиперконтроль, гиперопека, блокирование любых проявлений самостоятельности, перекладывание ответственности на собственные взрослые плечи, если она даже заведомо по силам ребенку. Это – с одной стороны. С другой стороны – нежелание «серьезно» воспринимать ребенка, безразличие к его мнению, потому что он еще «маленький», недооценка остроты и глубины детских проблем, которые кажутся выдуманными, неспособность вслушиваться в эти проблемы. При самой большой любви полностью отсутствует уважение к собственному чаду, потребность в котором оно испытывает, как минимум, со второго года жизни (хотя уважать его надо и в более «трепетном» возрасте). Такой ребенок – потенциальный заложник детской «дедовщины», т.е. «слабый» ребенок. И даже физическая подготовленность не даст полной гарантии от этого. Дети очень чутки к тому, насколько самодостаточными и уверенными чувствуют себя их сверстники. А это чувство культивируется прежде всего в семье.
Уважение у детей вызывает способность ребенка делать нечто такое, что интересно всем, но что все на таком уровне делать не умеют. А чтобы предупредить возможную зависть, пусть ребенок попробует еще и научить их этому, чем к тому же упрочит расположение и уважение к себе. Для этого ребенок вовсе не должен владеть каким-то особыми знаниями и умениями. У шестилетнего мальчика не складывались взаимоотношения с товарищами по группе. Летом он отдыхал в сельской местности, где научился новым играм. Вернувшись, он рассказал об этом сверстникам. Детям игры показались занимательными, и они выразили желание поиграть в них. Надо сказать, что это были подвижные игры с достаточно сложными правилами, которые ребенок и разъяснил сверстникам. После нескольких «сеансов обучения» ребенок обрел новых друзей. Такой бескорыстный «обмен опытом новых достижений» - а организованный толчок к нему по силам дать воспитателю, например, на занятии по теме «Чему я научился за лето» - должен стать нормой жизни группы и осуществляться в системе. Конечно здесь, как и везде, нужно учитывать возможности детей, но при этом – сделать так, чтобы каждый ребенок смог продемонстрировать свои лучшие качества, «сильные» стороны. Ведь, по большому счету, нет «сильных» и «слабых» детей. А те дети, которых называют «слабыми», просто не всегда решаются проявить свои «сильные» стороны, и в этом им необходимо помочь. Это – конечно, не панацея, но путь к снижению тенденции доминирования в группе одних детей над другими.
Вывод из сказанного очевиден: развивать способности и умения в тех видах деятельности, которые имеют для детей особую значимость, и создавать условия, в которых ребенок сможет не только явить миру свои достижения, но и сделать их достоянием сверстников. Это всегда пригодится ему в построении взаимоотношений с другими детьми.
На развитие сайта