Сегодня Алексею Баталову исполнилось 85 лет.
Он – из тех актеров, которые приходят к зрителю в детстве, чтобы остаться навсегда. Но ко мне он пришел не из «Трех толстяков», а из роммовских «Девяти дней одного года» (мы с этим кино – ровесники). Возможно, «Трех толстяков» я увидел раньше, но «Девять дней одного года» был любимым фильмом моего отца, который обладал удивительной способностью влюблять своей любовью к чему, к кому бы то ни было, не прилагая для этого особых усилий. В фильме Ромма я, 10-летний ребенок, узнал молодых друзей-ученых, которые часто бывали у нас дома - по репликам, интонациям, взглядам, где-то по рисунку мысли, насколько мне была доступна ее видимая графика. Людей, в которых я видел своих героев, на которых хотел походить и потому, как мог, подражал им.
И именно физик-атомщик Дмитрий Гущин подготовил меня, пусть не к первой, но настоящей встрече со своим alter ego - сказочным героем канатоходцем Тибулом из фильма, который целиком явился детищем Баталова (автор сценария, режиссер, исполнительной главной роли). А знаменитый художник-иллюстратор и карикатурист Константин Ротов, отец первой жены Баталова Ирины, «канонически» срисовал михалковского Дядю Степу с Александра Владимировича. В чем художник нашел их сходство? В размере обуви: «Лихо мерили шаги // Две огромные ноги: // Сорок пятого размера // Покупал он сапоги»… Дважды герой нашего детства! Между прочим, баталовского Гущина могло и не быть – Ромм с порога отбраковал его за «вялость», но, к счастью, присущая ему восприимчивость к талантливому в самом разном в итоге одержала верх…
Удивительно: театральная биография Алексея Владимировича весьма скромна. Но со старыми гениями подмостков у него родство не только по линии тети – Ольги Николаевны Андровской. Он, как и они, появляясь на экране, всегда поднимал его до уровня сцены. А сцена в отличие от экрана беспощадна к бездарности, тут же проваливается под ней, удерживая только настоящее.
Мужественная интеллигентность… А другой не бывает. Интеллигентность живет только в поступках – в словах может проявляться лишь «интеллект», ум, мысль, но не интеллигентность. Покуда слово и мысль (по М.М. Бахтину) в один прекрасный момент не становятся поступком. Мужественная интеллигентность – это о Баталове и его героях, с которыми в таких случаях фантастически трудно разоотождествиться. Но иначе нельзя – требование профессии. А здесь – и вовсе профессиональная тайна. Ее иногда приходится «прятать» в образе слесаря Гоши, делая сам по себе этот образ еще более таинственным и отводя внимание от себя…
Анна Андреевна Ахматова, один из самых близких Баталову человек, однажды сказала о Пастернаке: «Он награжден каким-то вечным детством». Эту награду хранит в себе и Алексей Владимирович.
Пусть дольше длится вечность…
Владимир Кудрявцев
Тема в Форуме:
На развитие сайта