17.12.2013
Еще несколько лет назад общий уровень образования был в глазах иностранных инвесторов конкурентным преимуществом России. Но в уходящем году оценки инвесторов кардинально изменились. На фоне прогресса технологий и успехов других государств Россия превратилась для инвесторов в ущербную страну с точки зрения профессионального образования. Об этой существенной перемене рассказал вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Эксперты говорят о дефиците квалифицированных специалистов во многих сферах – от промпроизводства до чиновничьего аппарата.
Тенденцией уходящего года стали чрезвычайно низкие оценки качества образования и подготовки кадров в РФ, сделанные иностранными наблюдателями и даже правительственными чиновниками. Раньше иностранные инвесторы, говоря о России, перечисляли многие ее беды: от плохого бизнес-климата до неразвитой инфраструктуры, но среди плюсов они неизменно называли высокое качество образования.
Теперь ситуация принципиально изменилась. Российские университеты занимают далеко не первые места в различных рейтингах ведущих вузов мира. А иностранные инвесторы все больше опасаются встречи с российскими неподготовленными кадрами.
Первый вице-премьер Игорь Шувалов на стартовавшей вчера в Москве двухдневной конференции «Сто шагов к благоприятному инвестиционному климату» поделился наблюдениями об отношении иностранных инвесторов к нашей экономике. Он пришел к неожиданным выводам. Как следует из его слов, инвесторы уже не обращают внимания на бизнес-климат, их куда больше волнуют другие проблемы – психологического и политического характера.
«В последнее время мне удалось повстречаться с представителями самых крупных компаний из ЕС, США и даже с азиатскими, которые инвестируют в Россию, работают в России. У нас был абсолютно откровенный разговор. И их, конечно, волнует некая психологическая составляющая, может быть, политическая. Их практически уже не беспокоит бизнес-климат», – цитирует Шувалова Интерфакс.
Шувалов заинтриговал публику, ведь бизнес-климат во многом зависит именно от политической составляющей. Поэтому не совсем понятно, как иностранные бизнесмены, которых она волнует, могут одновременно перестать беспокоиться по поводу бизнес-климата.
Далее Шувалов перечислил, какие советы дают правительству иностранцы: развивать инфраструктуру и как можно больше инвестировать в мозги. «Они говорят нам: делайте все что хотите, но вы должны стать опять передовой страной для того, чтобы воспитывать новые компетенции, а это касается и высшего образования, и среднего профессионального образования. Вам необходимо пройти этот путь, и от вас инвесторы ожидают, что на рынок будут выходить подготовленные специалисты», – пояснил Шувалов.
Косвенно о состоянии отечественного образования можно судить по положению российских вузов в различных международных рейтингах. В начале этого года хорошей новостью стало то, что МГУ вернулся в рейтинг репутации 100 мировых вузов, ежегодно составляемый британским журналом Times Higher Education. МГУ занял 50-е место. И это был единственный российский вуз, вошедший в сотню лучших. В 2012 году в рейтинг Times не входил даже МГУ. Лидерами мирового рейтинга традиционно оказываются самые известные вузы Америки и Великобритании.
В начале декабря Times Higher Education опубликовал рейтинг ведущих вузов развивающихся стран, и в нем МГУ замкнул первую десятку, а Санкт-Петербургский государственный университет попал в сотню. Лидеры этого рейтинга – вузы Китая.
Об объективности международных рейтингов можно спорить. Однако, как показывает практика, они становятся для инвесторов индикатором качества образования, технологического и интеллектуального потенциала страны. В ноябре итальянский институт Bocconi презентовал исследование, в котором были названы три главные проблемы России: не проведена диверсификация, не внедряются инновации, сомнительное качество образования (см. «НГ» от 13.11.13). О проблемах в российском образовании говорили японские инвесторы на ежегодном российско-японском симпозиуме, проходившем осенью в Москве (см. «НГ» от 19.11.13).
Открывая в России совместные предприятия, многие иностранные предприниматели сталкиваются с дефицитом квалифицированных кадров практически на каждой ступени иерархии.
Заметим, что в принципе отсутствие в стране квалифицированных кадров – по крайней мере в некоторых сферах – объяснимо. Можно ли получить конкурентоспособного инженера, химика, физика или биотехнолога, если в стране нет соответствующих современных производств? Не развиваются фармацевтика, медицинская индустрия, технологии, производство современного оборудования.
К этому можно добавить, что определенный дефицит квалифицированных кадров наблюдается и в среде чиновников, управленцев, принимающих решения, от которых зависит положение страны. Любые кардинальные изменения необходимо начинать именно с образования, уверен экс-министр экономического развития, ныне глава Сбербанка Герман Греф. «На мой взгляд, самый большой разрыв у нас – это образование. Как можно призывать людей что-то изменять, когда у них нет соответствующих знаний и навыков? Первым делом нужно поработать с чиновниками, чтобы наполнить сосуд», – пояснил Греф в интервью Reuters.
Опрошенные «НГ» эксперты все еще не соглашаются с тезисом, что Россия на мировой арене сильно проигрывает с точки зрения качества образования. Однако они признают серьезные проблемы в этой сфере. «Знания во всем мире обновляются быстрее, чем учебные программы в системе российского образования. Отсюда и отставание. Большинство учащихся российских школ, колледжей и вузов вынуждены тратить время на заучивание информации, переставшей быть актуальной 5–10 лет назад, а то и более. Результаты новейших исследований в области фундаментальных и прикладных наук доступны лишь немногим студентам», – описывает ситуацию директор по развитию консалтинговой компании CASE Дмитрий Злобин.
Надежды на то, что после заката плановой экономики роль координатора российского образования возьмет на себя рынок, не оправдались, продолжает аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. «Коммерциализация образования привела лишь к тому, что вузам стало выгодно производить большие массы плохих специалистов по наиболее модным специальностям. Бизнес-сообщество поодиночке повлиять на ситуацию тоже не смогло, поскольку брать готовых специалистов с рынка гораздо дешевле, чем инвестировать в образовательную базу и не иметь при этом никаких гарантий, что таких подготовленных специалистов не переманит конкурент», – отмечает эксперт. По его словам, серьезные инвестиции в образование могут позволить себе только очень крупные и богатые корпорации, доминирующие на рынке вакансий в своей отрасли – например, в топливно-энергетическом комплексе. Однако их образовательный запрос весьма узконаправлен и ситуацию в целом изменить не может.
По теме на сайте:
Как великая наука и научное образование расплатились за развивающуюся экономику
Все материалы раздела "Информация к разным размышлениям"
На развитие сайта