Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Елена Хилтунен. Килограммы знаний плюс свободное развитие

Елена Хилтунен. Килограммы знаний плюс свободное развитие

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 194
  • печатать
  •  
    • 0

 Можно ли теперь не врать экспертам?


Конечно, принятие федеральных стандартов дошкольного образования – событие важное. В тексте ФГОС сказано много полезных современных слов о том, как следует относиться к воспитанию маленьких детей, как должны быть устроены российские детские сады и ясли, каким профессиональным людям хотели бы родители доверить своих детей. Но для практики детсадовской жизни особенно важно, чтобы за дошкольными организациями осталась свобода выбора примерных основных образовательных программ, конкретизирующих их педагогическую и организационную работу. Это означает, что, например, детским садикам Монтессори не надо будет больше врать экспертам, говоря, что они работают по определенной, принятой в государстве программе, и прятать в кладовки Монтессори-материалы, выставляя вместо них на полки плюшевых мишек и заводные машинки. Конечно, Монтессори-педагоги мечтают, чтобы и на их программе «Детский сад по системе Монтессори» был поставлен гриф «Соответствует ФГОС».


1


Но с чем связаны подобные волнения? Ведь еще столетие назад возникшие тогда в России детские сады Монтессори провозгласили именно те идеи, которые сейчас записаны в первых строках стандарта: «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка». Да и, если быть честными, в последние 20 лет никто особенно не возражал против подобных идей. Волнения связаны с тем, какими именно средствами будут достигаться эти, безусловно, благие намерения.


Как именно будет осуществляться образовательная деятельность детей «на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка» при условии, что он сам «является активным в выборе содержания своего образования и становится его субъектом»? В отношениях с детьми важны детали: какие конкретно образовательные возможности и виды деятельности предоставит нашим детям детский сад? Изменится ли обстановка его комнат, коридоров, холлов? В чем конкретном будет выражен гуманистический стиль взаимоотношений взрослых и детей? Чем станет для ребятишек детский сад: как прежде, камерой хранения с подготовкой к школе или, как предполагает ФГОС, счастливой возможностью полноценно прожить пять лет жизни, которые мы называем детством?


2


Что такое «нормализация»?


Когда Монтессори-педагоги начинают говорить друг с другом о замыслах или итогах своей работы, они обычно спрашивают: «Как там твоя группа или класс? Уже нормализовались»? Термин «нормализация» придумала 100 лет назад Мария Монтессори. Он не означает, что больного, ненормального ребенка мы, педагоги, пытаемся сделать здоровым и нормальным или сформировать из него какой-то особый, придуманный взрослыми образ гипотетического выпускника детского сада, школы. Нормализация означает, что, если в детском саду или школе создать условия для благополучной, спокойной и радостной жизни, то в детях раскроется естественный творческий потенциал, любознательность и интерес к исследованию окружающего мира. В Монтессори-садах это зримо проявляется в том, что дети много, концентрированно и мотивированно работают с учебными материалами и в группе устанавливается спокойная, трудолюбивая атмосфера. Такое гармоничное состояние детей Монтессори считала нормальным, естественным для них. Отсюда и термин – нормализация.


3


Похожа ли на игру свободная работа с материалом?


Приводит мама малыша в Монтессори-сад, а ему уже в дверях улыбается наставница, здоровается за руку. Ребенок не спеша сам снимает курточку, причесывается, моет руки и входит в класс, где на низеньких полках стоят многочисленные манящие предметы: коробочки, баночки, бусины, и в то же время вполне знакомые по домашней жизни вещи: тазы для стирки, метелки, настоящая посуда для всяческой стряпни. Каждый из детей может выбрать любой предмет и сосредоточить свое внимание на работе с ним. Хочешь – поливай цветы, хочешь – выкладывай на ковре десятичную систему. Такая работа похожа на игру, которая всегда носит целенаправленный, исследовательский характер.


Свободная работа детей с материалами в образовательной среде – вот именно так, буквально, в детском саду по системе Монтессори понимается принцип построения образовательной деятельности детей на основе поддержки индивидуальности каждого ребенка.


Можно перечислить характеристики нормализованных детей: любовь к порядку, любовь к труду, спонтанная концентрация внимания, стремление к тишине и самостоятельной работе, принятие реальности, способность действовать исходя из собственного выбора, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность. Монтессори-педагоги считают, что эти качества изначально присущи каждому человеку, и им нужно только дать беспрепятственно проявиться и раскрыться. А педагог в каждую минуту жизни в саду готов помочь любому из детей в осуществлении его замысла. Но не в соответствии с заранее придуманной взрослым программой работы, а по просьбе самого ребенка.


4


Двадцать лет назад, да и сейчас, многим воспитателям наших детских садов это представлялось и представляется невозможным. Куда легче посадить детей за столики и руководить ими, подавляя их собственную активность своим взрослым авторитетом. Партнерским отношениям с детьми, педагогике сотрудничества с ними, к сожалению, в наших современных вузах учат недостаточно хорошо. Видимо, не знают технологий. Но принятый ФГОС и школьные стандарты дают надежду на поворот событий от авторитарной к гуманистической парадигме образования, в том числе и дошкольников.


5


«Материализованные абстракции» вместо заводных машинок?


Состояние свободного духа человека – как взрослого, так и ребенка, – является предпосылкой для его успешной работы. В учебных материалах, которые Монтессори называла «материализованными абстракциями» и которые составляют значительную часть окружающей ребенка среды, воплощено культурное содержание, осваиваемое детьми в процессе исследования. Многие дидактические материалы придумывают сами педагоги, их можно найти в детских садах Монтессори и в Африке, и в Америке, и в Японии, и в странах Европы. Некоторые материалы написаны много лет назад. Пришло время отнестись к ним серьезно и нашим российским специалистам. Монтессори-материалы, составляющие специально подготовленные для детей среды детского сада, в высшей степени соответствуют образовательным областям стандарта дошкольного образования (а многие – программам нашей начальной школы): сенсорные, математические, языковые, помогающие ребенку развивать речь, научиться писать, читать и считать, материалы для упражнений в жизненной практике и другие.


6


Социально-коммуникативные способности детей, без которых невозможно прожить в современном обществе, развиваются в детском саду по системе Монтессори не столько в процессе специальных коллективных занятий, планируемых педагогом, сколько в процессе естественного общения детей друг с другом и со взрослыми, хотя, конечно, общие обсуждения детского опыта происходят ежедневно. Такой подход М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально подготовленной развивающей среде.


Может ли школа быть похожа на детский сад?


Пожалуй, ни в одной из существующих программ дошкольного образования, которые ориентированы на организацию мягкого перехода детей из детского сада в школу, нет действительно эффективных приемов подобной работы. Это не относится к детским садам по системе Монтессори и существующим в России уже сегодня начальным Монтессори-школам. Двадцатилетний опыт их деятельности в нашей стране показывает главное: цели и способ учебной работы в детских садах и начальной школе М. Монтессори, а также основные виды деятельности остаются едиными, поскольку уклад жизни детей не меняется при переходе из детского сада в начальную школу. Поэтому проблема готовности или неготовности их к школе снимается. И там, и там ребенок сам выбирает свою образовательную траекторию и темп, в котором он осваивает содержание образования, воплощенные в учебных материалах. Поскольку результаты такого самостоятельного учения являются плодом усилий самого ребенка, в нем развивается сознание ответственности за свои учебные достижения. И это сознание – важнейший результат, показатель успеха детей и педагогов, работающих по системе М. Монтессори. Выскажем почти революционную мысль: для Монтессори-педагогов не так важны достижения детей в различных областях знаний, предусмотренных нынешней дошкольной и школьной программой, или безошибочное решение учениками тестовых заданий, как вовлеченность ребят в процесс самостоятельного учения, постоянное повышение их внутренней уверенности в своих умениях добиться задуманного, интерес и способность применять результаты учебного труда в решении практических, социально значимых задач, желание ставить цели и планировать ход своей учебной работы. Все это становится одновременно и целью, и результатом проживания ими отрезка жизненного пути, называемого детским садом и школой.


7


Двенадцать килограммов знаний?


Информационное и интеллектуальное пространство нашей жизни расширяется сегодня столь значительно и быстро, что никакие, даже самые лучшие содержательные школьные программы не в состоянии охватить и малую часть того, что воспринимают наши дети в своей обыденной жизни. Это относится и к дошкольникам, и к школьникам. Поэтому с точки зрения Монтессори-педагогов так важно предоставить детям богатые и разносторонние условия жизни не столько информационные, сколько помогающие индивидуальному становлению личности, и дать им реальную возможность почувствовать вкус раскрытия своего собственного внутреннего потенциала уже в самом начале жизненного пути.


8


Как-то в одной Монтессори-школе в Санкт-Петербурге устроили День открытых дверей. Но специально к этому Дню не готовились. Было решено: пусть гости смотрят все как есть, без прикрас! Пришли маститые учителя из других школ, даже приехали из других городов профессора педагогических университетов, родители. Гости ходили по школе, кто где хотел, и могли в любой момент о чем угодно спрашивать детей и учителей. Удивлялись: как это подростки сами, без наставлений взрослых все время учатся? Один профессор философии подошел к девочке и спросил: «Хорошо ли ты учишься?» А девочка не растерялась и ответила: «В конце прошлого года на 10 килограммов выучилась». – «Как это – на 10 килограммов?!» –  «Очень просто! Столько весило мое прошлогоднее портфолио! А у Костика оно весило 12 кг – тоже много!» Профессор очень удивился. Но когда стал рассматривать другие детские портфолио, обнаружил, что ни одного похожего у детей этой школы нет. Каждый выбирал свой единственный и неповторимый путь изучения мира и тем самым незаметно определил свой собственный жизненный путь, свое призвание и миссию на Земле. Разве можно найти измерители (не считая количественных) такой тяги к знаниям? Но что точно надо сделать – это поклониться до земли школьным учителям, которые смогли поддержать в детях такое стремление к учебе: ведь, без сомнения, оно останется с ними на всю жизнь.


9


Электронная газета "Вести образования" (2014. №2)



"Монтессори-педагоги мечтают, чтобы и на их программе «Детский сад по системе Монтессори» был поставлен гриф «Соответствует ФГОС»." На самом деле все должно быть наоборот - "ФГОС соответствует принципам педагогики Фребеля, Монтессори, Люгебиль. . .", что, в общем, соответствует действительности (которая, правда, не во всем соответствует педагогике Фребеля, Монтессори. . .  но на то и ФГОС. . .Улыбается).  

 

И, конечно, "вовлеченность ребят в процесс самостоятельного учения, постоянное повышение их внутренней уверенности в своих умениях добиться задуманного, интерес и способность применять результаты учебного труда в решении практических, социально значимых задач, желание ставить цели и планировать ход своей учебной работы", характеризует не только систему Монтессори. Это относится к любой развивающей модели образования, в рамках которой обеспечение полноценного перехода ребенка из детского сада в школу является ключевым требованием.


Владимир Кудрявцев



  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
К 150-летию дошкольного образования в России
27-09-2013
К 150-летию

Педагогическое лето-2013. Стажировки и фестиваль за рубежом
25-04-2013
Педагогическое

Татьяна Волосовец: «Педагогов для детсадов нужно готовить по-новому»
16-04-2013
Татьяна Волосовец:

В четырех крупных городах России родители дошкольников провели акцию протеста
23-06-2009
В четырех крупных

Информация к разным размышлениям. Как и где учиться до школы?
08-02-2006
Информация к разным

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (27)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх