Можно ли теперь не врать экспертам?
Конечно, принятие федеральных стандартов дошкольного образования – событие важное. В тексте ФГОС сказано много полезных современных слов о том, как следует относиться к воспитанию маленьких детей, как должны быть устроены российские детские сады и ясли, каким профессиональным людям хотели бы родители доверить своих детей. Но для практики детсадовской жизни особенно важно, чтобы за дошкольными организациями осталась свобода выбора примерных основных образовательных программ, конкретизирующих их педагогическую и организационную работу. Это означает, что, например, детским садикам Монтессори не надо будет больше врать экспертам, говоря, что они работают по определенной, принятой в государстве программе, и прятать в кладовки Монтессори-материалы, выставляя вместо них на полки плюшевых мишек и заводные машинки. Конечно, Монтессори-педагоги мечтают, чтобы и на их программе «Детский сад по системе Монтессори» был поставлен гриф «Соответствует ФГОС».
Но с чем связаны подобные волнения? Ведь еще столетие назад возникшие тогда в России детские сады Монтессори провозгласили именно те идеи, которые сейчас записаны в первых строках стандарта: «Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства; личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей; уважение личности ребенка». Да и, если быть честными, в последние 20 лет никто особенно не возражал против подобных идей. Волнения связаны с тем, какими именно средствами будут достигаться эти, безусловно, благие намерения.
Как именно будет осуществляться образовательная деятельность детей «на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка» при условии, что он сам «является активным в выборе содержания своего образования и становится его субъектом»? В отношениях с детьми важны детали: какие конкретно образовательные возможности и виды деятельности предоставит нашим детям детский сад? Изменится ли обстановка его комнат, коридоров, холлов? В чем конкретном будет выражен гуманистический стиль взаимоотношений взрослых и детей? Чем станет для ребятишек детский сад: как прежде, камерой хранения с подготовкой к школе или, как предполагает ФГОС, счастливой возможностью полноценно прожить пять лет жизни, которые мы называем детством?
Что такое «нормализация»?
Когда Монтессори-педагоги начинают говорить друг с другом о замыслах или итогах своей работы, они обычно спрашивают: «Как там твоя группа или класс? Уже нормализовались»? Термин «нормализация» придумала 100 лет назад Мария Монтессори. Он не означает, что больного, ненормального ребенка мы, педагоги, пытаемся сделать здоровым и нормальным или сформировать из него какой-то особый, придуманный взрослыми образ гипотетического выпускника детского сада, школы. Нормализация означает, что, если в детском саду или школе создать условия для благополучной, спокойной и радостной жизни, то в детях раскроется естественный творческий потенциал, любознательность и интерес к исследованию окружающего мира. В Монтессори-садах это зримо проявляется в том, что дети много, концентрированно и мотивированно работают с учебными материалами и в группе устанавливается спокойная, трудолюбивая атмосфера. Такое гармоничное состояние детей Монтессори считала нормальным, естественным для них. Отсюда и термин – нормализация.
Похожа ли на игру свободная работа с материалом?
Приводит мама малыша в Монтессори-сад, а ему уже в дверях улыбается наставница, здоровается за руку. Ребенок не спеша сам снимает курточку, причесывается, моет руки и входит в класс, где на низеньких полках стоят многочисленные манящие предметы: коробочки, баночки, бусины, и в то же время вполне знакомые по домашней жизни вещи: тазы для стирки, метелки, настоящая посуда для всяческой стряпни. Каждый из детей может выбрать любой предмет и сосредоточить свое внимание на работе с ним. Хочешь – поливай цветы, хочешь – выкладывай на ковре десятичную систему. Такая работа похожа на игру, которая всегда носит целенаправленный, исследовательский характер.
Свободная работа детей с материалами в образовательной среде – вот именно так, буквально, в детском саду по системе Монтессори понимается принцип построения образовательной деятельности детей на основе поддержки индивидуальности каждого ребенка.
Можно перечислить характеристики нормализованных детей: любовь к порядку, любовь к труду, спонтанная концентрация внимания, стремление к тишине и самостоятельной работе, принятие реальности, способность действовать исходя из собственного выбора, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность. Монтессори-педагоги считают, что эти качества изначально присущи каждому человеку, и им нужно только дать беспрепятственно проявиться и раскрыться. А педагог в каждую минуту жизни в саду готов помочь любому из детей в осуществлении его замысла. Но не в соответствии с заранее придуманной взрослым программой работы, а по просьбе самого ребенка.
Двадцать лет назад, да и сейчас, многим воспитателям наших детских садов это представлялось и представляется невозможным. Куда легче посадить детей за столики и руководить ими, подавляя их собственную активность своим взрослым авторитетом. Партнерским отношениям с детьми, педагогике сотрудничества с ними, к сожалению, в наших современных вузах учат недостаточно хорошо. Видимо, не знают технологий. Но принятый ФГОС и школьные стандарты дают надежду на поворот событий от авторитарной к гуманистической парадигме образования, в том числе и дошкольников.
«Материализованные абстракции» вместо заводных машинок?
Состояние свободного духа человека – как взрослого, так и ребенка, – является предпосылкой для его успешной работы. В учебных материалах, которые Монтессори называла «материализованными абстракциями» и которые составляют значительную часть окружающей ребенка среды, воплощено культурное содержание, осваиваемое детьми в процессе исследования. Многие дидактические материалы придумывают сами педагоги, их можно найти в детских садах Монтессори и в Африке, и в Америке, и в Японии, и в странах Европы. Некоторые материалы написаны много лет назад. Пришло время отнестись к ним серьезно и нашим российским специалистам. Монтессори-материалы, составляющие специально подготовленные для детей среды детского сада, в высшей степени соответствуют образовательным областям стандарта дошкольного образования (а многие – программам нашей начальной школы): сенсорные, математические, языковые, помогающие ребенку развивать речь, научиться писать, читать и считать, материалы для упражнений в жизненной практике и другие.
Социально-коммуникативные способности детей, без которых невозможно прожить в современном обществе, развиваются в детском саду по системе Монтессори не столько в процессе специальных коллективных занятий, планируемых педагогом, сколько в процессе естественного общения детей друг с другом и со взрослыми, хотя, конечно, общие обсуждения детского опыта происходят ежедневно. Такой подход М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально подготовленной развивающей среде.
Может ли школа быть похожа на детский сад?
Пожалуй, ни в одной из существующих программ дошкольного образования, которые ориентированы на организацию мягкого перехода детей из детского сада в школу, нет действительно эффективных приемов подобной работы. Это не относится к детским садам по системе Монтессори и существующим в России уже сегодня начальным Монтессори-школам. Двадцатилетний опыт их деятельности в нашей стране показывает главное: цели и способ учебной работы в детских садах и начальной школе М. Монтессори, а также основные виды деятельности остаются едиными, поскольку уклад жизни детей не меняется при переходе из детского сада в начальную школу. Поэтому проблема готовности или неготовности их к школе снимается. И там, и там ребенок сам выбирает свою образовательную траекторию и темп, в котором он осваивает содержание образования, воплощенные в учебных материалах. Поскольку результаты такого самостоятельного учения являются плодом усилий самого ребенка, в нем развивается сознание ответственности за свои учебные достижения. И это сознание – важнейший результат, показатель успеха детей и педагогов, работающих по системе М. Монтессори. Выскажем почти революционную мысль: для Монтессори-педагогов не так важны достижения детей в различных областях знаний, предусмотренных нынешней дошкольной и школьной программой, или безошибочное решение учениками тестовых заданий, как вовлеченность ребят в процесс самостоятельного учения, постоянное повышение их внутренней уверенности в своих умениях добиться задуманного, интерес и способность применять результаты учебного труда в решении практических, социально значимых задач, желание ставить цели и планировать ход своей учебной работы. Все это становится одновременно и целью, и результатом проживания ими отрезка жизненного пути, называемого детским садом и школой.
Двенадцать килограммов знаний?
Информационное и интеллектуальное пространство нашей жизни расширяется сегодня столь значительно и быстро, что никакие, даже самые лучшие содержательные школьные программы не в состоянии охватить и малую часть того, что воспринимают наши дети в своей обыденной жизни. Это относится и к дошкольникам, и к школьникам. Поэтому с точки зрения Монтессори-педагогов так важно предоставить детям богатые и разносторонние условия жизни не столько информационные, сколько помогающие индивидуальному становлению личности, и дать им реальную возможность почувствовать вкус раскрытия своего собственного внутреннего потенциала уже в самом начале жизненного пути.
Как-то в одной Монтессори-школе в Санкт-Петербурге устроили День открытых дверей. Но специально к этому Дню не готовились. Было решено: пусть гости смотрят все как есть, без прикрас! Пришли маститые учителя из других школ, даже приехали из других городов профессора педагогических университетов, родители. Гости ходили по школе, кто где хотел, и могли в любой момент о чем угодно спрашивать детей и учителей. Удивлялись: как это подростки сами, без наставлений взрослых все время учатся? Один профессор философии подошел к девочке и спросил: «Хорошо ли ты учишься?» А девочка не растерялась и ответила: «В конце прошлого года на 10 килограммов выучилась». – «Как это – на 10 килограммов?!» – «Очень просто! Столько весило мое прошлогоднее портфолио! А у Костика оно весило 12 кг – тоже много!» Профессор очень удивился. Но когда стал рассматривать другие детские портфолио, обнаружил, что ни одного похожего у детей этой школы нет. Каждый выбирал свой единственный и неповторимый путь изучения мира и тем самым незаметно определил свой собственный жизненный путь, свое призвание и миссию на Земле. Разве можно найти измерители (не считая количественных) такой тяги к знаниям? Но что точно надо сделать – это поклониться до земли школьным учителям, которые смогли поддержать в детях такое стремление к учебе: ведь, без сомнения, оно останется с ними на всю жизнь.
Электронная газета "Вести образования" (2014. №2)
На развитие сайта