Антология дошкольного образования. Навигатор проектов примерных основных образовательных программ: сборник / Авт.-сост. А.С.Русаков. М.: Национальное образование, 2015.
«Антология дошкольного образования» — уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ «ФИРО». Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.
Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук — от авторов — получить самую актуальную информацию о новых или обновленных проектах Примерных основных образовательных программ дошкольного образования.
В данный сборник включен обзор программ «Детский сад — Дом радости», «Детство», «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение», «Истоки», «Тропинки», «Радуга», «От рождения до школы», «Успех», «ОткрытиЯ», «Миры детства», а также других комплексных программ, отвечающих требованиям ФГОС ДО.
Издание предназначено для руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогов, родителей, а также для всех, кто заинтересован в успешном развитии ребенка.
ПредисловиеАлександр Григорьевич Асмолов,
академик РАО, научный руководитель проекта,
директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования»Дорогие друзья!
Каждый раз, когда на многочисленных встречах с управленцами и работниками дошкольного образования вижу знакомые и незнакомые лица, я задумываюсь о том, сколько же людей сегодня собирается вместе, чтобы обсудить самые ключевые проблемы страны – проекты дошкольного детства ? и понять, как нам двигаться дальше.
Все последние годы я всегда повторяю фразу: «Когда стране трудно, дошкольники – вперед!»
Стандарты дошкольного образования сегодня выступают по отношению к стандартам других уровней образования не только как первые в смысле онтогенеза, но и как задающие логику изменения и трансформации всех образовательных стандартов.
Стандарт дошкольного образования – это изменение всей идеологии образования России.
При проектировании стандарта и основных образовательных программ мы с вами четко на первый план выносим новую идеологию образования: в образовании России во главе идеологии ставится идеология развития как ведущая ценность. Казалось бы, это банальность, но эту банальность приходится акцентировать и утверждать.
Многие из вас, наверное, помнят советский фильм «Тайна двух океанов», снятый по мотивам повести Григория Адамова. Там была подводная лодка, которая называлась «Пионер». Во время героического перехода из Атлантики в Тихий океан эта лодка попала в льды. Льды сковали ее. Капитан «Пионера» должен был найти выход из ледяного капкана. И тогда он отдал команду любыми способами разогревать все перед лодкой. Лед таял, ледяная хватка ослабевала, лодка сдвигалась вперед и снова сковывалась льдом, лед снова разогревали, и лодка снова сдвигалась вперед. И такими пульсирующими движениями «Пионер» стал вырываться из ледяных челюстей океана.
Такая же ситуация у нас сейчас в образовании. Наша идеология дошкольного образования помогает образованию России выбраться из ледяных оков, помогает преодолеть обледенение.
Каков образ образования, таковы и действия воспитателей, педагогов и управленцев.
Каков образ ребенка, таковы и действия тех педагогов, которые работают с ним.
А каков образ ребенка в нашем сознании?
Первый образ представляет нам ребенка как реактивное существо, ребенка как мешок, набитый условными и безусловными рефлексами. Ребенок – как собака Павлова. Если мыслим ребенка как реактивное существо, то нам нужно развивать навыки и рефлексы. И тогда главной логикой развития ребенка станет логика развития дрессуры. И кто тогда воспитатель детей? Кто тогда министр образования страны? Дрессировщик.
Мы предлагаем сегодня совершенно другой образ развития ребенка: ребенок – это уникальное, компетентное, понимающее и изначально страдающее существо. Ребенок – это не мешок с рефлексами, как считают бихевиористы. Ребенок – это уникальный субъект развития. А какова отправная точка этого развития? Содействие ребенка и взрослого. Не взрослый сам по себе, не ребенок сам по себе. Именно содействие ребенка и взрослого – это симбиоз, это уникальный развивающийся гештальт. Когда ребенок и взрослый оказываются в одном пространстве. Когда это одна целостность, которую разорвать нельзя. Как построим стратегию взаимоотношений с ребенком, так дальше все и будет расти. Без этого содействия ничего не получится.
А это значит, что в стандарте образования мы на первый план выносим не ребенка как такового, не взрослого как такового, а совместно ребенка, взрослых и пространство, в котором они существуют, организацию взаимоотношений между ребенком и взрослым.
Отсюда следующий ход – конструкт пространства дошкольного детства. Как строить пространство детства, как строить детские сады, как строить программы подготовки воспитателей и педагогов. Это вещи невероятно важные.
Одним из рисков образования, вытекающих из образа человека как робота, является редукция, сведение образования к сфере услуг. Мы должны понимать, что образование – это не сводимая к сфере услуг реальность.
Но когда все сводится к тому, что образование не институт развития личности, а сфера услуг, мы проигрываем. Не так давно я говорил с одним из ведущих экономистов страны Алексеем Кудриным, и он задал мне вопрос: «Что плохого в том, что образование – это только услуги?»
Развитие в детстве не надо сводить к обслуживанию!
Когда мы говорим, что идеология развития идет от дошколки, тем самым говорим, что идеология РАЗВИТИЯ – ключевая для всего образования России.
И здесь самый большой риск – преобладание контроля за развитием над самим развитием.
Образование, и это ключевой принцип нашей жизни, всегда избыточно по отношению к запросам людей. Принцип избыточности образования к запросам рынка – это ключевой принцип, и нельзя, чтобы образование ложилось под конкретные сиюминутные задачи.
Образование – это зона ближайшего развития рыночной экономики страны. Если мы этого не поймем, то что за будущее нас ждет?..
Мы находимся в зоне, где ключевой вызов – это вызов неопределенности, и если мы это не поймем, то мы с вами проиграем. Управление и наука – это не две параллельные линии, они должны пересекаться друг с другом и в буквальном смысле «оплодотворять друг друга», без этого ничего не получится, и это надо отчетливо понимать и идти и двигаться в этом направлении и этим путем.
Проект «Антология дошкольного образования» – это навигатор в полном рисков и неожиданностей мире дошкольного детства, навигатор в новой реальности дошкольного образования, обозначенной Федеральным государственным образовательным стандартом. Законы, стандарты, нормативная документация, проекты Примерных основных образовательных программ, методические и учебные комплексы – основа конструирования нашего ближайшего будущего.
Он необходим, чтобы в каждой дошкольной организации вы имели возможность компетентного выбора пути, по которому мы будем идти дальше. Ключевая реализация принципов российского образования заложена в «Антологии дошкольного образования». Чтобы что-то решать, нужно, чтобы было из чего выбирать.
Особое издание в этой серии – «Навигатор образовательных программ дошкольного образования», составленный для вас директором Агентства образовательного сотрудничества Андреем Сергеевичем Русаковым, – открывает вам видение современного дошкольного образования, видение нового стандарта глазами авторов образовательных программ.
Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня сделал выбор!
На развитие сайта