Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Антология дошкольного образования. Навигатор проектов примерных основных образовательных программ

Антология дошкольного образования. Навигатор проектов примерных основных образовательных программ

  • Закладки: 
  • Просмотров: 3 804
  • печатать
  •  
    • 0


Антология дошкольного образования. Навигатор проектов примерных основных образовательных программ: сборник / Авт.-сост. А.С.Русаков. М.: Национальное образование, 2015.


«Антология дошкольного образования» — уникальный проект научно-методического сопровождения внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), реализуемый под научным руководством академика РАО А.Г. Асмолова при научно-методической поддержке ФГАУ «ФИРО». Проект объединяет усилия ведущих разработчиков современных образовательных программ дошкольного образования, разработчиков учебных и методических пособий для дошкольных организаций.

Навигатор проектов образовательных программ открывает книжную серию и предоставляет читателям возможность из первых рук — от авторов — получить самую актуальную информацию о новых или обновленных проектах Примерных основных образовательных программ дошкольного образования.

В данный сборник включен обзор программ «Детский сад — Дом радости», «Детство», «Детский сад по системе Монтессори», «Вдохновение», «Истоки», «Тропинки», «Радуга», «От рождения до школы», «Успех», «ОткрытиЯ», «Миры детства», а также других комплексных программ, отвечающих требованиям ФГОС ДО.

Издание предназначено для руководителей дошкольных образовательных организаций, педагогов, родителей, а также для всех, кто заинтересован в успешном развитии ребенка.



Предисловие

Александр Григорьевич Асмолов,
академик РАО, научный руководитель проекта,
директор ФГАУ «Федеральный институт развития образования»


Дорогие друзья!

Каждый раз, когда на многочисленных встречах с управленцами и работниками дошкольного образования вижу знакомые и незнакомые лица, я задумываюсь о том, сколько же людей сегодня собирается вместе, чтобы обсудить самые ключевые проблемы страны – проекты дошкольного детства ? и понять, как нам двигаться дальше.

Все последние годы я всегда повторяю фразу: «Когда стране трудно, дошкольники – вперед!»
Стандарты дошкольного образования сегодня выступают по отношению к стандартам других уровней образования не только как первые в смысле онтогенеза, но и как задающие логику изменения и трансформации всех образовательных стандартов.

Стандарт дошкольного образования – это изменение всей идеологии образования России.
При проектировании стандарта и основных образовательных программ мы с вами четко на первый план выносим новую идеологию образования: в образовании России во главе идеологии ставится идеология развития как ведущая ценность. Казалось бы, это банальность, но эту банальность приходится акцентировать и утверждать.

Многие из вас, наверное, помнят советский фильм «Тайна двух океанов», снятый по мотивам повести Григория Адамова. Там была подводная лодка, которая называлась «Пионер». Во время героического перехода из Атлантики в Тихий океан эта лодка попала в льды. Льды сковали ее. Капитан «Пионера» должен был найти выход из ледяного капкана. И тогда он отдал команду любыми способами разогревать все перед лодкой. Лед таял, ледяная хватка ослабевала, лодка сдвигалась вперед и снова сковывалась льдом, лед снова разогревали, и лодка снова сдвигалась вперед. И такими пульсирующими движениями «Пионер» стал вырываться из ледяных челюстей океана.

Такая же ситуация у нас сейчас в образовании. Наша идеология дошкольного образования помогает образованию России выбраться из ледяных оков, помогает преодолеть обледенение.
Каков образ образования, таковы и действия воспитателей, педагогов и управленцев.
Каков образ ребенка, таковы и действия тех педагогов, которые работают с ним.

А каков образ ребенка в нашем сознании?

Первый образ представляет нам ребенка как реактивное существо, ребенка как мешок, набитый условными и безусловными рефлексами. Ребенок – как собака Павлова. Если мыслим ребенка как реактивное существо, то нам нужно развивать навыки и рефлексы. И тогда главной логикой развития ребенка станет логика развития дрессуры. И кто тогда воспитатель детей? Кто тогда министр образования страны? Дрессировщик.

Мы предлагаем сегодня совершенно другой образ развития ребенка: ребенок – это уникальное, компетентное, понимающее и изначально страдающее существо. Ребенок – это не мешок с рефлексами, как считают бихевиористы. Ребенок – это уникальный субъект развития. А какова отправная точка этого развития? Содействие ребенка и взрослого. Не взрослый сам по себе, не ребенок сам по себе. Именно содействие ребенка и взрослого – это симбиоз, это уникальный развивающийся гештальт. Когда ребенок и взрослый оказываются в одном пространстве. Когда это одна целостность, которую разорвать нельзя. Как построим стратегию взаимоотношений с ребенком, так дальше все и будет расти. Без этого содействия ничего не получится.

А это значит, что в стандарте образования мы на первый план выносим не ребенка как такового, не взрослого как такового, а совместно ребенка, взрослых и пространство, в котором они существуют, организацию взаимоотношений между ребенком и взрослым.

Отсюда следующий ход – конструкт пространства дошкольного детства. Как строить пространство детства, как строить детские сады, как строить программы подготовки воспитателей и педагогов. Это вещи невероятно важные.

Одним из рисков образования, вытекающих из образа человека как робота, является редукция, сведение образования к сфере услуг. Мы должны понимать, что образование – это не сводимая к сфере услуг реальность.

Но когда все сводится к тому, что образование не институт развития личности, а сфера услуг, мы проигрываем. Не так давно я говорил с одним из ведущих экономистов страны Алексеем Кудриным, и он задал мне вопрос: «Что плохого в том, что образование – это только услуги?»
Развитие в детстве не надо сводить к обслуживанию!

Когда мы говорим, что идеология развития идет от дошколки, тем самым говорим, что идеология РАЗВИТИЯ – ключевая для всего образования России.

И здесь самый большой риск – преобладание контроля за развитием над самим развитием.
Образование, и это ключевой принцип нашей жизни, всегда избыточно по отношению к запросам людей. Принцип избыточности образования к запросам рынка – это ключевой принцип, и нельзя, чтобы образование ложилось под конкретные сиюминутные задачи.

Образование – это зона ближайшего развития рыночной экономики страны. Если мы этого не поймем, то что за будущее нас ждет?..

Мы находимся в зоне, где ключевой вызов – это вызов неопределенности, и если мы это не поймем, то мы с вами проиграем. Управление и наука – это не две параллельные линии, они должны пересекаться друг с другом и в буквальном смысле «оплодотворять друг друга», без этого ничего не получится, и это надо отчетливо понимать и идти и двигаться в этом направлении и этим путем.

Проект «Антология дошкольного образования» – это навигатор в полном рисков и неожиданностей мире дошкольного детства, навигатор в новой реальности дошкольного образования, обозначенной Федеральным государственным образовательным стандартом. Законы, стандарты, нормативная документация, проекты Примерных основных образовательных программ, методические и учебные комплексы – основа конструирования нашего ближайшего будущего.

Он необходим, чтобы в каждой дошкольной организации вы имели возможность компетентного выбора пути, по которому мы будем идти дальше. Ключевая реализация принципов российского образования заложена в «Антологии дошкольного образования». Чтобы что-то решать, нужно, чтобы было из чего выбирать.

Особое издание в этой серии – «Навигатор образовательных программ дошкольного образования», составленный для вас директором Агентства образовательного сотрудничества Андреем Сергеевичем Русаковым, – открывает вам видение современного дошкольного образования, видение нового стандарта глазами авторов образовательных программ.

Я хочу, чтобы каждый из вас сегодня сделал выбор!


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Книжновины друзей. Развивающая среда и ФГОС дошкольного образования
31-12-2014
Книжновины друзей.

Предметная среда - это не просто вещи, которые
Рособрнадзор: требование немедленного приведения документации ДОУ в соответствие с ФГОС недопустимо
11-02-2014
Рособрнадзор:

Федеральная служба по надзору в сфере образования
Поддержим проект стандарта дошкольного образования содержательным обсуждением
18-06-2013
Поддержим проект

14 июня 2013 г. в пресс-центре РИА Новости
Новости дошкольного образования. Итоги совещания «Новый законопроект «Об образовании» и проблемы разработки стандартов дошкольного образования» в РАО
05-06-2012
Новости дошкольного

В Российской академии образования 4 июня 2012 г.
Центр развивающего образования Владимира Кудрявцева
25-03-2006
Центр развивающего

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (22)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх