Диккенс - "домашний" классик. Бабушка-филолог занималась переводами и изучением творчества. Отец влюбил в свои любимые "Записки.", которые я прочитал раньше "Дэвида Копперфильда". Позднее, в юности радостно узнал в названии славной брианской группы… Uriаh Heep мерзавца Урию Гипа из "Копперфильда". А не так давно прочитал замечательную статью Диккенса о Фридрихе Фребеле и его творении - детском саде. Постраюсь сегодня разместить на сайте (в извлечениях).
Владимир Кудрявцев
Источник: журнал "Современник" (1884). «Детский сад. Дебют в России. Книга о том, кем, каким образом и на каких основах было создано российское дошкольное воспитание. Из работ основателей русского детского сада и впечатлений современников о делах Егора Гугеля, Владимира Одоевского, Софьи Люгебиль». Сост. - А.Русаков. СПб: Образовательные проекты; М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2011.
Лет 80 тому назад у пастора Фрёбеля, приход которого находился в деревне Обервейсбах, в княжестве Шварцбург-Рудольштатском родился сын. И сын этот, по имени Фридерих, оказался мальчиком необыкновенно быстрых способностей, весьма впечатлительным, глубоко принимавшим к сердцу всякий разлад, как-то: ссоры отцов и матерей с детьми, негармонические звуки и т.п. В нём до чрезвычайности было восприимчиво чувство красоты и уже в первые годы своей жизни он проводил часто немало времени в рассматривании архитектурных линий готической церкви, в которой проповедовал его отец. Кто не поймёт, в чём сосредоточились все наслаждения подобного ребёнка? Голос матери был для него отраднейшим из отрадных звуков, лицо матери было для него прекраснейшим из прекрасных предметов, любящее прикосновение её губ составляло для него символ всех душевных наслаждений. Против тысячи потрясений и волнений, выпадающих на долю такому нежному ребёнку, мать единственная защитница и её помощь нужна ему повсюду. Фридерих Фрёбель лишился своей матери в первые годы своей жизни и детство его жизни прошло в мучительной жажде в симпатии, которую не находит он вокруг себя.
Пастор Фрёбель был слишком занят, чтобы удовлетворить всем фантазиям сына. Но он имел обыкновение брать с собою сына во время прогулок своих по деревне и при посещении крестьянских домов, в которых в случае возникавших семейных ссор пастор Фрёбель являлся в качестве примирителя. Здесь маленький Фрёбель рано имел случай познакомиться с настроением людской жизни, — и увидеть всю разницу между прекрасным, полным гармонии миром природы и вечной разладицей среди людей. Может быть в это время зародились в Фридрихе первая мысль и желание превратить людей в любящих и миролюбивых.
Маленький Фрёбель много учился. Следуя своей привязанности к внешней природе, он начал стараться познакомиться с науками, в которых объясняются её законы, а наблюдения над готическою башнею своей деревни привёли его к изучению математики. С деревенской жизнью он познакомился на практике, обрабатывая отцовскую землю. Затем он продолжал своё образование в школе Песталоцци в Швейцарии.
Когда настали тяжёлые времена для Германии, когда даже поэты вооружились на защиту отечества мечом и музою, живая впечатлительность и возвышенные, благородные чувства Фридериха Фрёбеля и его увлекли в общий поток, и в числе смелейших бойцов за родину находился и он. По окончании войны Фрёбель снова обратился к природе и кроме этого стал изучать треугольники и кубы. Вскоре его назначили инспектором минералогического музея в Берлине, что совершенно согласовывалось с его вкусом.
Место это приносило порядочный доход, самое занятие было приятно, но внутреннее призвание влекло его к другому. Неудовлетворенная в ребёнке потребность в любви принесла свои плоды. Он помнил, как живо чувствовал и мыслил он ребёнком, помнил постоянную деятельность мысли, тревожившую его в первые годы его детства помнил и препятствия, которые встречал он на пути своего развития за недостатком настоящих руководителей и тёплой любви. Он не забыл также бедных людей, с жизнью которых, полной неурядиц всякого рода, познакомился так рано, не забыл загнанных детей, злых жен, неуживчивых соседей; и конечно он не ошибался, связывая воспоминания о бедности с воспоминанием о нравственных недостатках. Сколько людей вступают в жизнь истощёнными и не годными к труду единственно потому, что физическое их здоровье в детстве не было укреплено разумным образом. То же самое, казалось Фрёбелю, применимо и к нашему уму. Было бы менее самодуров, людей неуживчивых, бестолковых, если бы дети не лишались большею частью почти всякого умственного и нравственного воспитания. Чтобы исправить общество, улучшить и женщин и мужчин, необходимо начать с первых лет жизни и доставить людям здоровое воспитание во время детства. — Сильно занятый этою идеею и чувствуя, что обыкновенные методы, основанные на наказаниях и запретах, стремятся к слишком ничтожным целям, и в результате даже вредят, мешают естественному развитию.
Фрёбель решился посвятить всю свою жизненную энергию на учреждение школ, которые уважали бы личность дитяти и руководствовались бы его потребностями. Отказавшись от своего места в Берлине, он, опираясь на твёрдую свою волю, на развитый опытом ум свой, доверился вполне случайностям будущего.
Он нанял в селе Кейльгау, в Тюрингии, крестьянский домик, в котором завёл свою первую школу, школу для деревенских детей. — Необходимо было увеличить помещение, а пока это совершалось, Фрёбель питался картофелем, хлебом и водою. Основной капитал его был так невелик, что для расплаты с своими сотрудниками, он принуждён был дойти до невероятного самоотвержения. Он покупал запас чёрствого хлеба и мелом обозначал порцию дня. — Быть может, он единственный изобретатель подобной диеты.
Потрудившись в течение нескольких лет над мальчиками в Кейльгау, Фрёбель увидел, что дела впереди остаётся ещё очень много. — Мальчики поступали к нему в школу уже значительно взрослые, и с такими разного рода недостатками в характере и понятиях, которые, очевидно, привились к ним от полного небрежения о них в раннем детстве. Первые проявления человеческого разума нуждаются в тщательном уходе; мало того, нет возраста, в котором уход был бы нужнее. При всём том, именно потому что первые всходы мысли и первые зародыши чувств нежны и непрочны, люди не пекутся о том, чтобы содержать под ними почву в порядке и открыть к ним доступ чистого, свежего воздуха.
Нужны детские сады, сказал Фрёбель; и тут же начертил план и принялся за дело.
В хижинах он ознакомился с способностями, которыми одаряет природа детей. — Он не мог забыть своего детства, и, не имея своего ребёнка, на всех детей, его окружавших, смотрел с равною любовью.
Поручив вести свою школу, доныне находящуюся в цветущем состоянии, одному родственнику, он сам отправился путешествовать по Германии и Швейцарии, чтобы читать о детских садах и основывать их, где можно. — Он основал таковые в Гамбурге, Лейпциге, Дрездене и других местах. Трудясь таким образом, он по-прежнему отказывал себе во всём. Всё, что добывал он, шло на детей. — Он не хотел на себя тратить деньги, которые могли помочь исполнению его желания доставить детям счастье. Не раз останавливался он на ночлег в открытом поле, образуя себе спальню из своего зонтика, в подушку же превращая дорожный мешок.
Умер он 21 июля 1852 года, 70 лет, в летний день, любуясь видом из своего окна, и окруженный цветами, которые принесли друзья к его кровати. Умные и добрые люди недаром старались возбудить сочувствие к идеям этого доброго учителя. Не прошло (в 1856 году) 14 лет с тех пор, как основан первый детский сад, а во всех больших городах Германии завелись уже они. — Пожелаем их от души и для Англии.
***
Учение Фрёбеля основано на полной любви к детям и на полном признании потребностей их природы. Сердца детей жаждут любви; дети находят своё счастье в деятельном упражнении и развитии своих способностей. Пусть же они находят ту любовь, которой они жаждут; пусть же далее те, которые пекутся о детях, окружают их, — не подавляют в них их энергии, не налагают вериг на их тело, не зажимают им рты, объявляя, что они надоедают им вопросами. Вопросы в их умы вложила сама природа, — и иметь наготове умный ответ на вопрос ребёнка должен стараться каждый, от которого зависит ребёнок. Шалости детей не плевелы. «В детской игре часто лежит глубокая мысль, — говорил Фрёбель. — Давайте изучать её и действовать по указаниям, дарованным природою. — Ошибаются сильно те, которые в каждом шаге дитяти видят преступление. Ничто не безделица в жизни ребёнка».
Приведём ещё слова Фрёбеля: «Не сокрушайте благословенных снов детства, в которых дума охватывает и землю, и небо». Но, довольно сказанного, чтобы видеть, чего хотел Фрёбель. Спрашивается, каким способом думал он достичь своей цели?
Не следует забывать при чтении сообщаемой нами методы Фрёбеля, что для учителя необходимы известные качества. Да не думают, чтобы какая-либо метода сама по себе могла быть совершенною, помимо способностей тех, которые осуществляют её. Маленькие дети не могут быть воспитываемы успешно человеком, у которого нет к ним сердечной любви и который в их играх принимает участие с самодовольною сдержанностью. Нет ничего унизительного с детьми сделаться дитятей; и кто не разделяет этого мнения, недостоин учить детей.
Неизменная весёлость и доброта, на что способна лишь чистая, светлая душа женщины, — необходимы для ведения какого бы то ни было детского сада.
Кроме того, пусть поймут, что Фрёбель никогда не хотел, чтобы его метод заполонил всю деятельность ребёнка, чтобы кроме исполнения этого метода ничего более не делалось и ни в чём не проявлялась самостоятельно действующая воля ребёнка; напротив, на проявления именно этой последней воли Фрёбель находил необходимым посвящать при воспитании половину времени. Своим методом Фрёбель хотел лишь указать направление, которому всего полезнее следовать при воспитании. Все игры входят в систему Фрёбеля. Учение его основано на том начале, что необходимо всесторонне упражнять ум или тело ребёнка, развивать его всего. Ум ребёнка не должно развивать во вред телу. Каждый мускул по возможности следует упражнять ежедневно, и если ребёнок ушибётся, резвясь свободно, то в этом ещё нет беды. Каждой матери известно, что ребёнок, которого все носят на одной руке, не разовьётся правильно.
Каждому отцу известна радость ребёнка, когда с ним пляшут по комнате, и радость эта происходит отчасти от игры самых мускулов. Когда ребёнок подрастёт, ему всего более нравятся самые необыкновенные положения его тела, не причиняющие ему вреда. Это происходит оттого, что этим способом производятся те движения мускулов, которые всего реже встречаются в действительности, потому должны быть производимы преднамеренно. То же применимо и к уму, и метод Фрёбеля и в том, и другом случае своего рода гимнастика.
Ребёнок в первые три года своей жизни должен быть не на попечении у нянек, а у самой матери. Фрёбель хотел, чтобы маленьких детей учили только женщины, и женщины насколько возможно развитые. Полагая, что естественно обращаться к детям с песнею, Фрёбель поощрял введение в детские сады детских песен и сам составил многие из них. В каждой из последних достигалась какая-либо цель. Кроме того, считая игры естественною принадлежностью детского возраста, Фрёбель ввёл их в свою методу и также многие из них составил сам, причём сочинённые им все имеют педагогическое значение. Но да не подумают, что он требовал дидактичности от каждой детской песни или игры. Он хотел только вложить свою мысль в свои песни и игры и доказать несомненно, что всё, что надо сказать дитяти, можно передать весело и играя. Будучи вполне и от души педагогом, он с отвращением смотрел на все устрашающие меры, которыми бездарность окружала это призвание.
***
Песни Фрёбеля почти все должны быть сопровождаемы движениями. Ребёнок вечно деятелен при пении Фрёбеля, и сами движения определены так, чтобы не оставался без упражнения ни один мускул.
Вместе с упражнением деятельности тела Фрёбель старается затронуть и духовную сторону дитяти, и не песнями только он способствует к возбуждению в нём мысли. С самого начала имеется в виду умственное развитие при помощи ряда игрушек, как нельзя более удачно выбранных.
Ребёнку дают ящик, в котором заключается шесть мягких шаров различного цвета. Это первый подарок Фрёбеля. Ребёнок в состоянии держать в своих пальцах эти маленькие шары и познакомится с их сферическою формою и цветом гораздо ранее, чем может сказать слово. Подрастая, ребёнок может катать их, бегать за ними, следить за ними глазами и сравнивать их цвета; навастривает уши при песнях, соединённых с игрою этими шариками и т. д. Один из этих шаров привязан к верёвочке; он отпрянет то налево, то направо, десятки понятий порождает он в ребёнке. Шары эти можно сложить пирамидою, их можно покатить во всевозможных сочетаниях.
Второй подарок Фрёбеля ящичек, в котором заключается мяч, кубик и волчок, с палочкою и верёвочкою и т. д.
На четвёртом году ребёнок может поступить в детский сад. Помещаться должен такой сад в просторной, как можно менее заставленной мебелью комнате и находящейся в связи с садом, в который могли бы выйти дети, как только позволит погода. При выгодных климатических условиях местности, по мнению Фрёбеля, дети должны вполне расти на чистом, свежем воздухе, играя на солнце, между цветов.
Он имел в виду телесное, равно как и умственное здоровье при воспитании, и ему казалось неестественным запирать их в тесные комнаты в то время, когда все их члены ищут движения и за дверью светит солнце.
Сад должен сделаться их собственностью; а каждый уголок в нём принадлежит которому-либо из детей. Тут они могут сеять растения и следить изо дня в день за их постепенным возрастанием.
В худую погоду дети могут заниматься в просторной, хорошо проветренной комнате. До 7 лет дети не должны сидеть над книгами, или с пером в руках; всё внимание должно быть обращено на систематическое укрепление тела, развитие внешних чувств и возбуждение живых весёлых ощущений. При этом должно иметь в виду приготовление дитяти к последующему учению и сообщение ему первых начал различных отраслей знания.
Постараемся указать несколько, как достигается последнее. Третий подарок Фрёбеля даёт ребёнку возможность строить по своим идеям и постепенно приводить эти идеи в порядок и гармонию.
Кубик, разделённый на 8 частей, может послужить для очень многого; и в то время как займётся ребёнок, находя от времени до времени незаметную помощь со стороны учителя, последний толкует с ним о том, что он делает, задаёт ему вопросы, отвечает на многие из них, примешивает к занятию песенки и рассказцы. При помощи восьми кубиков к полному удовольствию ребёнка можно построить столбы, полуразрушенные замки, триумфальные арки, башни. При этом сами собою являются предметы, о которых можно поговорить весело и с пользою.
Затем следует четвёртый подарок: кубик, разделенный на 8 продольных частей. При помощи этого подарка легко наделать ещё больше вещиц.
Не утомляя ум и играя, можно при помощи кубиков объяснить детям начала арифметики. Кубики — исчисляемые предметы. Ими производятся сложение, вычитание, умножение и деление. Кроме этого кубик поможет ребёнку вполне усвоить дроби и научит его делить и умножать последние в применении к предметам. Тем же путём ребёнок научится правилу товарищества, извлечению квадратных и кубических корней.
Познакомившись незаметно с арифметикой, ребёнок также незаметно должен знакомиться с геометрией. Пятый подарок Фрёбеля продолжение третьего, а именно кубик, разделённый на 27 равных кубиков; три из последних разделены на половины, три на четверти. Это влечет за собою изучение геометрии, увеличивает строительный материал молодого архитектора.
Тема в Форуме:
На развитие сайта