Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Владимир Львовский: В зале ученые рассказывают о высоком, а за окном – страна побеждающего идиотизма

Владимир Львовский: В зале ученые рассказывают о высоком, а за окном – страна побеждающего идиотизма

  • Закладки: 
  • Просмотров: 530
  • печатать
  •  
    • 0



Владимир Львовский комментирует события с 24 февраля по 2 марта на сайте www.eurekanet.ru




 



28 февраля. Комиссией Минобрнауки России подготовлен проект комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3991. Члены Комиссии выразили удовлетворение своей работой, что должно вызывать у нас искреннюю и неподдельную радость.


Много лет веду работу с учителями: с начала 90-х занимаюсь повышением профессионального уровня учителей и, по совокупности, стараюсь поднимать свой уровень. Последним событием из этой серии был мой семинар на этой неделе в Перми, на базе гимназии №31. Учителя собрались из разных школ города, все без исключения интересные и интересующиеся люди, равнодушные замечены не были. С удивлением в очередной раз узнал, что впервые учителя столкнулись с таким типом семинара, в котором надо не слушать лекции, а проектировать, проводить и анализировать уроки, участвовать в тренингах. Странно было узнать, что те, кто повышают профессиональный уровень учителей, как правило, сами уроки не показывают, а только рассказывают о том, как надо. Чего тут удивительного, спросит читатель? Ничего, если не считать того, что практически все курсы, все семинары посвящены одному – новым ФГОС. Мы переходим из системы Коменского в систему Выготского и делаем это средствами системы Коменского?! Транслируем знания? Рассказываем про умения? А где же, собственно, педагогическое действие? Вы все еще удивляетесь, что переход на новые ФГОС осуществляется только на бумаге – в отчетах чиновников всех уровней?


Вскоре нас ждут новые профессиональные стандарты учителя, полным ходом запускается реформа педагогического образования. Искренне надеюсь, что авторы реформы будут удовлетворены своей работой.


Поделюсь своим наблюдением. У нас обычно не возникает никаких проблем с самооценкой, трудности только при появлении внешней оценки. Вспомните результаты PISA. Первый раз (2000-й год) мы сделали вид, что никаких измерений вообще не было, и результаты засекретили так, что военные от зависти бледнели, про «Курск» было известно больше. К второму замеру (2003 г.) наши результаты ухудшились. Замалчивать было как-то уже неприлично, и объявили, что PISA – это не наш метод, больной здоров, просто термометр неправильный. К третьему замеру (2006 г.) результаты ухудшились чуть-чуть, так и оставив нас на сороковых местах. Тут у чиновников что-то начало, видимо, проясняться. Из каждого безвыходного положения, как известно, есть два выхода. К счастью, не стали разбивать чужой термометр, а занялись-таки школой. Не знаю уж, у кого конкретно хватило ума, но результаты четвертого измерения (2006 г.) вернули нас к уровню 2000 года. Судя по предварительным данным, в 2012 году мы продолжили рост.


Пока та же ситуация с ЕГЭ. Легче разломать термометр, и много лет все бились над тем, чтобы ликвидировать ЕГЭ. Кажется, потихоньку и здесь начинается просветление. Появляются первые признаки того, что за результаты ЕГЭ не будут отвечать ни губернаторы, ни учителя. Будем надеяться, что учителя займутся своим прямым делом – обучением, а ответственность за результаты ЕГЭ ляжет на плечи учеников. Все-таки очень странно выглядит, когда не только сачок-пациент натирает градусник, но и врач усиленно ему в этом помогает.


Кстати, новость от 26 февраля. Состоялась Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?" http://www.mgpu.ru/news.php?news=11939 Сам не участвовал, но показалось, что были затронуты интересные вопросы. Например, про пул из 400 эффективных школ Москвы. Кто этот термометр конструирует и как его использует? Информированные, поделитесь в комментах.


Еще одна новость от 26 февраля. На пленарном заседании ВАК при Минобрнауки обсудили итоги года и тенденции развития системы аттестации научных кадров http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3986. Как-то сразу вспомнилась дискуссия про Диссернет и высказывания Ливанова: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/3939. Очень интересное чтение.


А почти в то же самое время – 28 февраля – в Психологическом институте (который, кстати, на грани уничтожения при попустительстве тех, кто обсуждает «интеграцию российской науки и ее достижений в глобальную международную сеть») шли юбилейные 10-е Эльконинские чтения к 110-летию со дня рождения Д.Б. Эльконина. Цвет нашей психолого-педагогической науки: Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, Е.А. Бугрименко, К.Н. Поливанова, Л.И. Эльконинова, В.С. Собкин и другие участники дискуссии обсуждали тему «Обучение и развитие: современные трактовки». И под конец мы с непередаваемым на бумаге наслаждением смотрели только что сделанный фильм (под руководством Л.Ф. Обуховой) про В.В. Давыдова. В фильме выступал недавно ушедший от нас В.П. Зинченко и ученики, соратники В.В. Было интервью и с Г.А. Цукерман, которая вспоминала, как запрещали эксперимент в 91-ой школе и как контрастировала обстановка в школе, на уроках, где детей призывали к свободе мысли, к высказыванию собственных мнений, споре с учителем с обстановкой за окном, в стране победившего социализма.


На следующий день чтения продолжились в 91-ой школе – в той самой, где 55 лет назад начали свой эксперимент (а можно сказать, научный подвиг) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их сотрудники. На сцене – башни Кремля, в зале – ученые, учителя, ученики рассказывают о своих разработках последних лет, о том, как воспитывать и развивать свободных и умных людей. А снаружи все то же: введение ограниченного контингента войск… как за несколько лет до погромов в школе 91 и институте психологии. Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Б.А. Архипов, В.В. Брофман, З.Н. Новлянская, П.Г. Нежнов рассказывают о высоком, а за окном – страна побеждающего идиотизма.


Материалы Эльконинских чтений скоро будут размещены на сайтах: www.elkonin.ru/, www.91.ru, www.author-club.org, www.ouro.ru.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
10-е Эльконинские чтения
21-01-2014
10-е Эльконинские

Подготовка учителя: у советских собственная хитрость...
16-01-2014
Подготовка учителя:

Атака на систему тестирования PISA безосновательна?
06-08-2013
Атака на систему

Программа Международного научного симпозиума «Научная школа В.В.Давыдова: проблемы теории и практики» (16-17 сентября 2010 г.)
14-09-2010
Программа

Музей В.В.Давыдова – первый и единственный
01-12-2007
Музей В.В.Давыдова

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (21)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх