Владимир Львовский комментирует события с 24 февраля по 2 марта на сайте www.eurekanet.ru.
28 февраля. Комиссией Минобрнауки России подготовлен проект комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3991. Члены Комиссии выразили удовлетворение своей работой, что должно вызывать у нас искреннюю и неподдельную радость.
Много лет веду работу с учителями: с начала 90-х занимаюсь повышением профессионального уровня учителей и, по совокупности, стараюсь поднимать свой уровень. Последним событием из этой серии был мой семинар на этой неделе в Перми, на базе гимназии №31. Учителя собрались из разных школ города, все без исключения интересные и интересующиеся люди, равнодушные замечены не были. С удивлением в очередной раз узнал, что впервые учителя столкнулись с таким типом семинара, в котором надо не слушать лекции, а проектировать, проводить и анализировать уроки, участвовать в тренингах. Странно было узнать, что те, кто повышают профессиональный уровень учителей, как правило, сами уроки не показывают, а только рассказывают о том, как надо. Чего тут удивительного, спросит читатель? Ничего, если не считать того, что практически все курсы, все семинары посвящены одному – новым ФГОС. Мы переходим из системы Коменского в систему Выготского и делаем это средствами системы Коменского?! Транслируем знания? Рассказываем про умения? А где же, собственно, педагогическое действие? Вы все еще удивляетесь, что переход на новые ФГОС осуществляется только на бумаге – в отчетах чиновников всех уровней?
Вскоре нас ждут новые профессиональные стандарты учителя, полным ходом запускается реформа педагогического образования. Искренне надеюсь, что авторы реформы будут удовлетворены своей работой.
Поделюсь своим наблюдением. У нас обычно не возникает никаких проблем с самооценкой, трудности только при появлении внешней оценки. Вспомните результаты PISA. Первый раз (2000-й год) мы сделали вид, что никаких измерений вообще не было, и результаты засекретили так, что военные от зависти бледнели, про «Курск» было известно больше. К второму замеру (2003 г.) наши результаты ухудшились. Замалчивать было как-то уже неприлично, и объявили, что PISA – это не наш метод, больной здоров, просто термометр неправильный. К третьему замеру (2006 г.) результаты ухудшились чуть-чуть, так и оставив нас на сороковых местах. Тут у чиновников что-то начало, видимо, проясняться. Из каждого безвыходного положения, как известно, есть два выхода. К счастью, не стали разбивать чужой термометр, а занялись-таки школой. Не знаю уж, у кого конкретно хватило ума, но результаты четвертого измерения (2006 г.) вернули нас к уровню 2000 года. Судя по предварительным данным, в 2012 году мы продолжили рост.
Пока та же ситуация с ЕГЭ. Легче разломать термометр, и много лет все бились над тем, чтобы ликвидировать ЕГЭ. Кажется, потихоньку и здесь начинается просветление. Появляются первые признаки того, что за результаты ЕГЭ не будут отвечать ни губернаторы, ни учителя. Будем надеяться, что учителя займутся своим прямым делом – обучением, а ответственность за результаты ЕГЭ ляжет на плечи учеников. Все-таки очень странно выглядит, когда не только сачок-пациент натирает градусник, но и врач усиленно ему в этом помогает.
Кстати, новость от 26 февраля. Состоялась Международная научно-практическая конференция "Тенденции развития образования. Что такое эффективная школа и эффективный детский сад?" http://www.mgpu.ru/news.php?news=11939 Сам не участвовал, но показалось, что были затронуты интересные вопросы. Например, про пул из 400 эффективных школ Москвы. Кто этот термометр конструирует и как его использует? Информированные, поделитесь в комментах.
Еще одна новость от 26 февраля. На пленарном заседании ВАК при Минобрнауки обсудили итоги года и тенденции развития системы аттестации научных кадров http://минобрнауки.рф/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/3986. Как-то сразу вспомнилась дискуссия про Диссернет и высказывания Ливанова: http://минобрнауки.рф/%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D1%86%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%80/3939. Очень интересное чтение.
А почти в то же самое время – 28 февраля – в Психологическом институте (который, кстати, на грани уничтожения при попустительстве тех, кто обсуждает «интеграцию российской науки и ее достижений в глобальную международную сеть») шли юбилейные 10-е Эльконинские чтения к 110-летию со дня рождения Д.Б. Эльконина. Цвет нашей психолого-педагогической науки: Б.Д. Эльконин, В.И. Слободчиков, В.В. Рубцов, А.А. Тюков, Е.А. Бугрименко, К.Н. Поливанова, Л.И. Эльконинова, В.С. Собкин и другие участники дискуссии обсуждали тему «Обучение и развитие: современные трактовки». И под конец мы с непередаваемым на бумаге наслаждением смотрели только что сделанный фильм (под руководством Л.Ф. Обуховой) про В.В. Давыдова. В фильме выступал недавно ушедший от нас В.П. Зинченко и ученики, соратники В.В. Было интервью и с Г.А. Цукерман, которая вспоминала, как запрещали эксперимент в 91-ой школе и как контрастировала обстановка в школе, на уроках, где детей призывали к свободе мысли, к высказыванию собственных мнений, споре с учителем с обстановкой за окном, в стране победившего социализма.
На следующий день чтения продолжились в 91-ой школе – в той самой, где 55 лет назад начали свой эксперимент (а можно сказать, научный подвиг) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и их сотрудники. На сцене – башни Кремля, в зале – ученые, учителя, ученики рассказывают о своих разработках последних лет, о том, как воспитывать и развивать свободных и умных людей. А снаружи все то же: введение ограниченного контингента войск… как за несколько лет до погромов в школе 91 и институте психологии. Б.Д. Эльконин, А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова, Е.В. Высоцкая, В.А. Львовский, Б.А. Архипов, В.В. Брофман, З.Н. Новлянская, П.Г. Нежнов рассказывают о высоком, а за окном – страна побеждающего идиотизма.
Материалы Эльконинских чтений скоро будут размещены на сайтах: www.elkonin.ru/, www.91.ru, www.author-club.org, www.ouro.ru.
На развитие сайта