Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Выбор семейной формы обучения: результаты опроса с комментариями В.Т.Кудрявцева

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 388
  •  
    • 0

Газета "Первое сентября" произвела опрос родителей, выбравших семейную форму обучения. С просьбой прокомментировать результаты опроса редакция газеты обратилась к Владимиру Кудрявцеву.

Почему мы выбрали для своих детей семейную форму обучения

1) Семья, может лучше, чем школа проконтролировать образование и, обеспечив полную нагрузку, более эффективно подготовить поступление в ВУЗ.

Владимир Кудрявцев: Школа не должна заниматься "репетиторством". Ее задача – обеспечить полноценное общее среднее образование. Это и должно способствовать поступлению в вуз. Но как раз такого полноценного современная школа не дает и именно поэтому к поступлению в вуз не готовит.

Что касается контроля над образованием, то этим должны заниматься профессионалы, разумеется, в сотрудничестве с родителями и всеми заинтересованными лицами.

2) Воспоминание у родителей о массовой школе "хуже, чем об армии".

Владимир Кудрявцев

: Массовая школа во всем мире в большей или меньшей степени заставляет вспоминать о казарме, поскольку остается институтом государства. Кстати, специальные исследования показали, что уровень агрессивности британских учителей выше, чем у летчиков ВВС Ее Величества. Но ведь сегодня можно выбирать: даже в рамках государственного образования существует и "не массовая" школа.

3) Мама: "Я не очень доверяю государственному обучению в классах по 30 человек. Там убивается индивидуальность, воспитываются комплексы и т.д."

Владимир Кудрявцев

: С этим нельзя не согласиться. Обучение в таких классах не то, что убивает индивидуальность, – даже простейшие типовые навыки сразу 30 детям передать невозможно.

4) Семейная форма обучения сохраняет в детях духовную и нравственную целостность, а также физическое здоровье.

Владимир Кудрявцев

: Отчасти да. Но вот, что касается здоровья – здесь есть вопрос. В ходе опроса родителей дошкольников мы спросили: что важнее всего для вашего ребенка? Как и ожидалось, главным приоритетом большинство назвало здоровье. А затем мы поинтересовались, ходят ли они со своими детьми на прогулку в парк или лес, занимаются ли по утрам зарядкой, посещают ли бассейн, катаются ли на лыжах... Такие родители оказались в меньшинстве. Зато остальные достаточно регулярно водят своих детей по врачам.

5) В общеобразовательной школе интерес к учёбе у мальчика угас. Благодаря индивидуальному подходу интерес к учебе удалось восстановить в течение нескольких лет. Сейчас появилась надежда, что Дима поступит в институт.

Владимир Кудрявцев

: Счастье, что интерес удалось восстановить.

6) Отдать детей в систему (общеобразовательную школу) – это значит, потерять с ними духовную связь. Мы, родители, сами создаём благоприятную среду для обучения. А в школе от нас много чего требуют и мало чего дают, нет ответственности у учителей за их неправильные действия.

Владимир Кудрявцев

: К сожалению, родители сами нередко утрачивают эту связь, особенно, когда их дети вступают в подростковый возраст. Именно в этом возрасте ребенок нуждается в том, чтобы папа и мама ежедневно демонстрировали перед ним лучшие проявления взрослости, которая открывается перед ребенком как его собственная ближайшая перспектива. А вместо этого он часто видит уставших, замотанных, потерявших себя сетующих на жизнь родителей, которым, в общем-то, не до него и его проблем. И ребенок выбирает "эрзац взрослости" в виде Терминаторов, Блэйдов, Суперменов и т.д. Они – в отличие от родителей – целеустремленны, энергичны, могут справиться с любой трудностью… Кстати, в столь же неприглядном свете перед ребенком предстают и учителя. И родителей, и учителей можно понять и пожалеть, но детям от этого легче не станет…

7) Мы выбрали обучение в семье, т.к. в обычной школе ребёнку было плохо. Учителя (почти все) орали, не отвечали на вопросы, плохо объясняли материал, заставляли его есть в столовой (1-й класс) до рвоты. В школе всегда было накурено, одноклассники матерились страшно, (мальчик дома выяснял значение этих слов), преподаватели начальной школы отличались непрофессионализмом и равнодушием. Олег не хотел и почти уже не мог ходить в школу, а учиться он хотел и любил всегда.

Владимир Кудрявцев

: В таких случаях иногда достаточно сменить школу или даже класс.

8) Причины, подтолкнувшие нас к выбору семейной формы образования:

- отсутствие в школе индивидуального подхода к ребёнку;

- неприятие со стороны учителя инициативы ребёнка и родителей;

- неудовлетворённость программой школьного обучения; безграмотность учителей;

- лицемерие, ложь и вымогательство.

Владимир Кудрявцев

: Что интересно: к выбору семейной формы обучения чаще всего (и это явствует из опроса) первоначально подталкивает негатив школьного обучения, а не позитив самой этой формы. Может быть, для начала имеет смысл разобраться: а на самом ли деле здесь все уж так привлекательно и радужно. На мой взгляд, имеет место некоторая идеализация семейного обучения на фоне завышенной самооценки тех, кто его собирается проводить.

9) Мальчик требует уважительного отношения к себе. Без этого он не может обучаться. Кроме того, сохраняется здоровье.

Владимир Кудрявцев

: Учитель, не уважающий детей, не исполняет своих профессиональных обязанностей и заслуживает дисквалификации (к сожалению, на практике этого добиться практически невозможно). Об охране здоровья я уже говорил.

10) Почему не в школе, а дома? В частности, хочется сохранить интерес и любовь к учению, т.е. процессу освоения знаний, постижения нового, выстраивания картины мира. Кроме того, чтобы избежать жесткой социализации в школе. И для того, чтобы образование было качественным, обеспечивая возможность дальнейшего обучения в той области, которая будет выбрана по действительному интересу…

Владимир Кудрявцев

: Отвечу цитатой из Мартина Хайдеггера:

"Учить гораздо труднее, чем учиться... а почему учить труднее, чем учиться? Не потому, что тот, кто учит, должен владеть большим объемом информации и всегда держать его наготове. "Учить" значит прежде всего "позволять учиться". В действительности настоящий учитель учит только одному – учению. Поэтому его поведение часто создает впечатление, что мы, собственно, ничему у него не научились, если под "учением" мы подразумеваем приобретение полезной информации. Учитель идет впереди своих учеников только в этом, а именно в том, что он должен усвоить гораздо больше, чем они: он должен научиться позволять им учиться. Учитель должен обладать способностью быть более обучаемым, чем ученики. Учитель гораздо менее уверен в своих обоснованиях, нежели те, кто учится. Если отношение между учителем и тем, что он преподает, является подлинным, то тогда в нем нет места авторитету всезнания или авторитарному правлению должностного лица. В таком случае стать учителем – это возвышенное призвание, которое в чем-то является совершенно иным, чем стать знаменитым профессором".

Что касается "действительного интереса", большой вопрос том, кто сможет квалифицированнее определить его: родитель (конечно, ему "подсказывает сердце", но все же…), учитель, психолог? Да и всегда ли его можно определить? Кстати, позиция родителя в данном случае может сослужить и коварную службу: ему очень часто хочется реализовать в ребенке свои не реализованные перспективы, либо то, что он считает полезным в будущем или престижным. Папа или мама могут "приписывать" ребенку определенные интересы и даже заставить его "поверить", что именно это ему действительно интересно. Мне известны такие случаи, в которых не всегда выигрывали дети.

11) Для нашей семьи очень важно, чтобы на ребёнка даже не повышали голоса. Со временем появились другие причины: он научился самостоятельно работать и стал понимать, что его образование нужно ему самому.

Владимир Кудрявцев

: Все это очень существенно.

12) На сегодняшний день я не вижу ни одной школы, которая могла бы обучать детей так, чтобы у них в голове хоть что-нибудь оставалось. Либо чрезмерно большая нагрузка, либо отсутствие внимания учителей к ученикам, в результате – дети "проходят" мимо знаний.

Владимир Кудрявцев

: Но такие школы все-таки есть.

13) а) Не нравится, что в школе отметка – главное.

б) Радость открытия нового со своим ребёнком.

в) Страх стереть личность ребёнка.

Владимир Кудрявцев

: Подписываюсь под всем этим.

14) Миша очень развит, в школе ему было скучно учиться. Нравственная обстановка в тех школах, где учился Миша была неприемлема для него.

Владимир Кудрявцев

: Опять-таки можно попытаться поменять школу.

15) Мальчик оказался "слишком умным" для учителей школы, в которой он учился.

Владимир Кудрявцев

: Где гарантия того, что в какой-то момент не окажется "слишком умным" для родителей? Это, кстати, нормально, и по-настоящему умные взрослые воспримут это именно как норму.

16) Я сама несколько лет работала в школе администратором и знаю "изнаночную" сторону процесса. Усреднение и обезличивание ребёнка повсеместны, качество образования низкое, связь с семьёй слабая, ответственность со стороны школы формальная. Преимущества семейного образования для нас очевидны: коррекция режима дня, регулировка нагрузки и т.д.,?p>

Владимир Кудрявцев

: Вновь сопоставление "минусов" школьного обучения с "плюсами" семейного. И все же, разумнее минусы сопоставлять с минусами, а плюсы – с плюсами.

17) Мы не выбирали семейное образование, а искали его, сбиваясь с ног, потому что мы любим своего ребёнка.

Владимир Кудрявцев

: Ради любви можно было бы подыскать и хорошую школу.

Общий вывод – очень простой и тривиальный: всплеск интереса к семейному образованию всего лишь в очередной раз заостряет вопрос качества школьного образования. Не проще ли, наконец, начать работу на этом фронте, а потом уж решать – что хуже, а что лучше?




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Выбор семейной формы обучения: результаты опроса и комментарии
10-03-2006
Выбор семейной формы обучения: результаты опроса

Чему нас учит, так сказать, семья...?
03-04-2013
Чему нас учит, так сказать, семья...?

Проекты Центра развивающего образования Владимира Кудрявцева
12-04-2004
Проекты Центра развивающего образования Владимира

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх