Газета "Первое сентября" произвела опрос родителей, выбравших семейную форму обучения. С просьбой прокомментировать результаты опроса редакция газеты обратилась к Владимиру Кудрявцеву.
1) Семья, может лучше, чем школа проконтролировать образование и, обеспечив полную нагрузку, более эффективно подготовить поступление в ВУЗ.
Владимир Кудрявцев: Школа не должна заниматься "репетиторством". Ее задача – обеспечить полноценное общее среднее образование. Это и должно способствовать поступлению в вуз. Но как раз такого полноценного современная школа не дает и именно поэтому к поступлению в вуз не готовит.
Что касается контроля над образованием, то этим должны заниматься профессионалы, разумеется, в сотрудничестве с родителями и всеми заинтересованными лицами.
2) Воспоминание у родителей о массовой школе "хуже, чем об армии".
3) Мама: "Я не очень доверяю государственному обучению в классах по 30 человек. Там убивается индивидуальность, воспитываются комплексы и т.д."
4) Семейная форма обучения сохраняет в детях духовную и нравственную целостность, а также физическое здоровье.
5) В общеобразовательной школе интерес к учёбе у мальчика угас. Благодаря индивидуальному подходу интерес к учебе удалось восстановить в течение нескольких лет. Сейчас появилась надежда, что Дима поступит в институт.
6) Отдать детей в систему (общеобразовательную школу) – это значит, потерять с ними духовную связь. Мы, родители, сами создаём благоприятную среду для обучения. А в школе от нас много чего требуют и мало чего дают, нет ответственности у учителей за их неправильные действия.
7) Мы выбрали обучение в семье, т.к. в обычной школе ребёнку было плохо. Учителя (почти все) орали, не отвечали на вопросы, плохо объясняли материал, заставляли его есть в столовой (1-й класс) до рвоты. В школе всегда было накурено, одноклассники матерились страшно, (мальчик дома выяснял значение этих слов), преподаватели начальной школы отличались непрофессионализмом и равнодушием. Олег не хотел и почти уже не мог ходить в школу, а учиться он хотел и любил всегда.
8) Причины, подтолкнувшие нас к выбору семейной формы образования:
- отсутствие в школе индивидуального подхода к ребёнку;
- неприятие со стороны учителя инициативы ребёнка и родителей;
- неудовлетворённость программой школьного обучения; безграмотность учителей;
- лицемерие, ложь и вымогательство.
9) Мальчик требует уважительного отношения к себе. Без этого он не может обучаться. Кроме того, сохраняется здоровье.
10) Почему не в школе, а дома? В частности, хочется сохранить интерес и любовь к учению, т.е. процессу освоения знаний, постижения нового, выстраивания картины мира. Кроме того, чтобы избежать жесткой социализации в школе. И для того, чтобы образование было качественным, обеспечивая возможность дальнейшего обучения в той области, которая будет выбрана по действительному интересу…
"Учить гораздо труднее, чем учиться... а почему учить труднее, чем учиться? Не потому, что тот, кто учит, должен владеть большим объемом информации и всегда держать его наготове. "Учить" значит прежде всего "позволять учиться". В действительности настоящий учитель учит только одному – учению. Поэтому его поведение часто создает впечатление, что мы, собственно, ничему у него не научились, если под "учением" мы подразумеваем приобретение полезной информации. Учитель идет впереди своих учеников только в этом, а именно в том, что он должен усвоить гораздо больше, чем они: он должен научиться позволять им учиться. Учитель должен обладать способностью быть более обучаемым, чем ученики. Учитель гораздо менее уверен в своих обоснованиях, нежели те, кто учится. Если отношение между учителем и тем, что он преподает, является подлинным, то тогда в нем нет места авторитету всезнания или авторитарному правлению должностного лица. В таком случае стать учителем – это возвышенное призвание, которое в чем-то является совершенно иным, чем стать знаменитым профессором".
Что касается "действительного интереса", большой вопрос том, кто сможет квалифицированнее определить его: родитель (конечно, ему "подсказывает сердце", но все же…), учитель, психолог? Да и всегда ли его можно определить? Кстати, позиция родителя в данном случае может сослужить и коварную службу: ему очень часто хочется реализовать в ребенке свои не реализованные перспективы, либо то, что он считает полезным в будущем или престижным. Папа или мама могут "приписывать" ребенку определенные интересы и даже заставить его "поверить", что именно это ему действительно интересно. Мне известны такие случаи, в которых не всегда выигрывали дети.
11) Для нашей семьи очень важно, чтобы на ребёнка даже не повышали голоса. Со временем появились другие причины: он научился самостоятельно работать и стал понимать, что его образование нужно ему самому.
12) На сегодняшний день я не вижу ни одной школы, которая могла бы обучать детей так, чтобы у них в голове хоть что-нибудь оставалось. Либо чрезмерно большая нагрузка, либо отсутствие внимания учителей к ученикам, в результате – дети "проходят" мимо знаний.
13) а) Не нравится, что в школе отметка – главное.
б) Радость открытия нового со своим ребёнком.
в) Страх стереть личность ребёнка.
14) Миша очень развит, в школе ему было скучно учиться. Нравственная обстановка в тех школах, где учился Миша была неприемлема для него.
15) Мальчик оказался "слишком умным" для учителей школы, в которой он учился.
16) Я сама несколько лет работала в школе администратором и знаю "изнаночную" сторону процесса. Усреднение и обезличивание ребёнка повсеместны, качество образования низкое, связь с семьёй слабая, ответственность со стороны школы формальная. Преимущества семейного образования для нас очевидны: коррекция режима дня, регулировка нагрузки и т.д.,?p>
17) Мы не выбирали семейное образование, а искали его, сбиваясь с ног, потому что мы любим своего ребёнка.
Общий вывод – очень простой и тривиальный: всплеск интереса к семейному образованию всего лишь в очередной раз заостряет вопрос качества школьного образования. Не проще ли, наконец, начать работу на этом фронте, а потом уж решать – что хуже, а что лучше?
На развитие сайта