Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Выбор семейной формы обучения: результаты опроса с комментариями В.Т.Кудрявцева

Выбор семейной формы обучения: результаты опроса с комментариями В.Т.Кудрявцева

  • Закладки: 
  • Просмотров: 835
  • печатать
  •  
    • 0

Газета "Первое сентября" произвела опрос родителей, выбравших семейную форму обучения. С просьбой прокомментировать результаты опроса редакция газеты обратилась к Владимиру Кудрявцеву.

Почему мы выбрали для своих детей семейную форму обучения

1) Семья, может лучше, чем школа проконтролировать образование и, обеспечив полную нагрузку, более эффективно подготовить поступление в ВУЗ.

Владимир Кудрявцев: Школа не должна заниматься "репетиторством". Ее задача – обеспечить полноценное общее среднее образование. Это и должно способствовать поступлению в вуз. Но как раз такого полноценного современная школа не дает и именно поэтому к поступлению в вуз не готовит.

Что касается контроля над образованием, то этим должны заниматься профессионалы, разумеется, в сотрудничестве с родителями и всеми заинтересованными лицами.

2) Воспоминание у родителей о массовой школе "хуже, чем об армии".

Владимир Кудрявцев

: Массовая школа во всем мире в большей или меньшей степени заставляет вспоминать о казарме, поскольку остается институтом государства. Кстати, специальные исследования показали, что уровень агрессивности британских учителей выше, чем у летчиков ВВС Ее Величества. Но ведь сегодня можно выбирать: даже в рамках государственного образования существует и "не массовая" школа.

3) Мама: "Я не очень доверяю государственному обучению в классах по 30 человек. Там убивается индивидуальность, воспитываются комплексы и т.д."

Владимир Кудрявцев

: С этим нельзя не согласиться. Обучение в таких классах не то, что убивает индивидуальность, – даже простейшие типовые навыки сразу 30 детям передать невозможно.

4) Семейная форма обучения сохраняет в детях духовную и нравственную целостность, а также физическое здоровье.

Владимир Кудрявцев

: Отчасти да. Но вот, что касается здоровья – здесь есть вопрос. В ходе опроса родителей дошкольников мы спросили: что важнее всего для вашего ребенка? Как и ожидалось, главным приоритетом большинство назвало здоровье. А затем мы поинтересовались, ходят ли они со своими детьми на прогулку в парк или лес, занимаются ли по утрам зарядкой, посещают ли бассейн, катаются ли на лыжах... Такие родители оказались в меньшинстве. Зато остальные достаточно регулярно водят своих детей по врачам.

5) В общеобразовательной школе интерес к учёбе у мальчика угас. Благодаря индивидуальному подходу интерес к учебе удалось восстановить в течение нескольких лет. Сейчас появилась надежда, что Дима поступит в институт.

Владимир Кудрявцев

: Счастье, что интерес удалось восстановить.

6) Отдать детей в систему (общеобразовательную школу) – это значит, потерять с ними духовную связь. Мы, родители, сами создаём благоприятную среду для обучения. А в школе от нас много чего требуют и мало чего дают, нет ответственности у учителей за их неправильные действия.

Владимир Кудрявцев

: К сожалению, родители сами нередко утрачивают эту связь, особенно, когда их дети вступают в подростковый возраст. Именно в этом возрасте ребенок нуждается в том, чтобы папа и мама ежедневно демонстрировали перед ним лучшие проявления взрослости, которая открывается перед ребенком как его собственная ближайшая перспектива. А вместо этого он часто видит уставших, замотанных, потерявших себя сетующих на жизнь родителей, которым, в общем-то, не до него и его проблем. И ребенок выбирает "эрзац взрослости" в виде Терминаторов, Блэйдов, Суперменов и т.д. Они – в отличие от родителей – целеустремленны, энергичны, могут справиться с любой трудностью… Кстати, в столь же неприглядном свете перед ребенком предстают и учителя. И родителей, и учителей можно понять и пожалеть, но детям от этого легче не станет…

7) Мы выбрали обучение в семье, т.к. в обычной школе ребёнку было плохо. Учителя (почти все) орали, не отвечали на вопросы, плохо объясняли материал, заставляли его есть в столовой (1-й класс) до рвоты. В школе всегда было накурено, одноклассники матерились страшно, (мальчик дома выяснял значение этих слов), преподаватели начальной школы отличались непрофессионализмом и равнодушием. Олег не хотел и почти уже не мог ходить в школу, а учиться он хотел и любил всегда.

Владимир Кудрявцев

: В таких случаях иногда достаточно сменить школу или даже класс.

8) Причины, подтолкнувшие нас к выбору семейной формы образования:

- отсутствие в школе индивидуального подхода к ребёнку;

- неприятие со стороны учителя инициативы ребёнка и родителей;

- неудовлетворённость программой школьного обучения; безграмотность учителей;

- лицемерие, ложь и вымогательство.

Владимир Кудрявцев

: Что интересно: к выбору семейной формы обучения чаще всего (и это явствует из опроса) первоначально подталкивает негатив школьного обучения, а не позитив самой этой формы. Может быть, для начала имеет смысл разобраться: а на самом ли деле здесь все уж так привлекательно и радужно. На мой взгляд, имеет место некоторая идеализация семейного обучения на фоне завышенной самооценки тех, кто его собирается проводить.

9) Мальчик требует уважительного отношения к себе. Без этого он не может обучаться. Кроме того, сохраняется здоровье.

Владимир Кудрявцев

: Учитель, не уважающий детей, не исполняет своих профессиональных обязанностей и заслуживает дисквалификации (к сожалению, на практике этого добиться практически невозможно). Об охране здоровья я уже говорил.

10) Почему не в школе, а дома? В частности, хочется сохранить интерес и любовь к учению, т.е. процессу освоения знаний, постижения нового, выстраивания картины мира. Кроме того, чтобы избежать жесткой социализации в школе. И для того, чтобы образование было качественным, обеспечивая возможность дальнейшего обучения в той области, которая будет выбрана по действительному интересу…

Владимир Кудрявцев

: Отвечу цитатой из Мартина Хайдеггера:

"Учить гораздо труднее, чем учиться... а почему учить труднее, чем учиться? Не потому, что тот, кто учит, должен владеть большим объемом информации и всегда держать его наготове. "Учить" значит прежде всего "позволять учиться". В действительности настоящий учитель учит только одному – учению. Поэтому его поведение часто создает впечатление, что мы, собственно, ничему у него не научились, если под "учением" мы подразумеваем приобретение полезной информации. Учитель идет впереди своих учеников только в этом, а именно в том, что он должен усвоить гораздо больше, чем они: он должен научиться позволять им учиться. Учитель должен обладать способностью быть более обучаемым, чем ученики. Учитель гораздо менее уверен в своих обоснованиях, нежели те, кто учится. Если отношение между учителем и тем, что он преподает, является подлинным, то тогда в нем нет места авторитету всезнания или авторитарному правлению должностного лица. В таком случае стать учителем – это возвышенное призвание, которое в чем-то является совершенно иным, чем стать знаменитым профессором".

Что касается "действительного интереса", большой вопрос том, кто сможет квалифицированнее определить его: родитель (конечно, ему "подсказывает сердце", но все же…), учитель, психолог? Да и всегда ли его можно определить? Кстати, позиция родителя в данном случае может сослужить и коварную службу: ему очень часто хочется реализовать в ребенке свои не реализованные перспективы, либо то, что он считает полезным в будущем или престижным. Папа или мама могут "приписывать" ребенку определенные интересы и даже заставить его "поверить", что именно это ему действительно интересно. Мне известны такие случаи, в которых не всегда выигрывали дети.

11) Для нашей семьи очень важно, чтобы на ребёнка даже не повышали голоса. Со временем появились другие причины: он научился самостоятельно работать и стал понимать, что его образование нужно ему самому.

Владимир Кудрявцев

: Все это очень существенно.

12) На сегодняшний день я не вижу ни одной школы, которая могла бы обучать детей так, чтобы у них в голове хоть что-нибудь оставалось. Либо чрезмерно большая нагрузка, либо отсутствие внимания учителей к ученикам, в результате – дети "проходят" мимо знаний.

Владимир Кудрявцев

: Но такие школы все-таки есть.

13) а) Не нравится, что в школе отметка – главное.

б) Радость открытия нового со своим ребёнком.

в) Страх стереть личность ребёнка.

Владимир Кудрявцев

: Подписываюсь под всем этим.

14) Миша очень развит, в школе ему было скучно учиться. Нравственная обстановка в тех школах, где учился Миша была неприемлема для него.

Владимир Кудрявцев

: Опять-таки можно попытаться поменять школу.

15) Мальчик оказался "слишком умным" для учителей школы, в которой он учился.

Владимир Кудрявцев

: Где гарантия того, что в какой-то момент не окажется "слишком умным" для родителей? Это, кстати, нормально, и по-настоящему умные взрослые воспримут это именно как норму.

16) Я сама несколько лет работала в школе администратором и знаю "изнаночную" сторону процесса. Усреднение и обезличивание ребёнка повсеместны, качество образования низкое, связь с семьёй слабая, ответственность со стороны школы формальная. Преимущества семейного образования для нас очевидны: коррекция режима дня, регулировка нагрузки и т.д.,?p>

Владимир Кудрявцев

: Вновь сопоставление "минусов" школьного обучения с "плюсами" семейного. И все же, разумнее минусы сопоставлять с минусами, а плюсы – с плюсами.

17) Мы не выбирали семейное образование, а искали его, сбиваясь с ног, потому что мы любим своего ребёнка.

Владимир Кудрявцев

: Ради любви можно было бы подыскать и хорошую школу.

Общий вывод – очень простой и тривиальный: всплеск интереса к семейному образованию всего лишь в очередной раз заостряет вопрос качества школьного образования. Не проще ли, наконец, начать работу на этом фронте, а потом уж решать – что хуже, а что лучше?


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Выбор семейной формы обучения: результаты опроса и комментарии
10-03-2006
Выбор семейной

Чему нас учит, так сказать, семья...?
03-04-2013
Чему нас учит, так

Информация к разным размышлениям. Как и где учиться до школы?
08-02-2006
Информация к разным

С Днем Учителя!
02-10-2005
С Днем Учителя!

"Учить гораздо труднее, чем учиться... а почему
С Днем Учителя!
01-10-2004
С Днем Учителя!

В замечательный праздник представителей той из
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (43)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх