Рафал Олбински "Шекспир в Центральном парке".
23 апреля 1564 г. – «гипотетический» день рождения Вильяма Шекспира, реальность личности которого, по крайней мере, под этим именем, для некоторых также является «гипотетической». Тем не менее, под этим именем его крестили, о чем существует церковная запись от 26 апреля 1564 г. Документирован и день смерти Шекспира – 23 апреля 1616 г). Ну, а дата рождения всех граждан тогдашней Англии была «гипотетической», т.к. свидетельства о нем не выдавалась. Сегодня мир празднует 450-летний юбилей своего гения, которого он знает по имени Вильям Шекспир. Кого бы на самом деле ни крестили под ним в стратфордской церкви.
Вот уже шестой век этот человек учит человечество по-человечески жить своими страстями. Страстями – в пастернаковском смысле (это важно оговорить):
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье - лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.Объединяющие людей вопросы Гамлета, которые они задают себе на языке своей эпохи, своей культуры, своей индивидуальности… «Идеи, ставшие аффектом» (Л.С. Выготский) носятся в воздухе истории.
«Кого хоть раз в жизни не тревожили Гамлетовы вопросы?», - пишет в своем психологическом исследовании, в центре которого стоит «Гамлет», Л.С. Выготский. Но ведь «свое» нужно осознать как Гамлетово. Порой заново открыть - увидев «дежавю» великое в повседневности действий, мыслей и переживаний. Не для того, чтобы «облагородить» их. Чтобы вытащить это «свое» из их потока – как несущее жизненный смысл, который обронил где-то или не придал чему-то, чтобы бытийный ряд вдруг перестроился в «событийный». Содействия в этом не сыщешь ни у родителей, ни учителей, ни у психотерапевтов, ни духовников. Это – к Шекспиру. И – к самому себе.
Знаменитый литературный критик Юлий Айхенвальд дал замечательную формулу: Гамлет – не на сцене, а в публике. Позволим уточнить: Гамлет
рассеян в публике. Но «собрать» в одном зрителе способен (помочь «собраться» зрителю «в Гамлета»), «отчсеча лишнее», может только сценический Гамлет. Только Шекспир.
С друзьями детства перетерлась нить,
Нить Ариадны оказалась схемой.
Я бился над словами "быть, не быть",
Как над неразрешимою дилеммой.
Но вечно, вечно плещет море бед,-
В него мы стрелы мечем - в сито просо,
Отсеивая призрачный ответ
От вычурного этого вопроса.Владимир Высоцкий. "Мой Гамлет"
Через шекспировскую «школу страстей» прошли миллиарды учеников. Каждый из них воспринимал уроки Шекспира как адресованные лично ему. В том числе – «хрестоматийные».
В подростничестве и юности история веронских возлюбленных могла вызывать нечто близкое переживанию влюбленности. Уникальное переживание влюбленности «вообще», и ни к кому в частности. Но чувство уже искало свою Джульетту, которую «узнавало» совсем под другим именем. И, может быть, никогда не узнало бы в ином случае…
Но узнало – и ты полюбил, сильнее, чем 40 тысяч братьев. Только каждый из этих 40 тысяч братьев может сказать то же самое. Хотя только 10 тыс. из них читало и смотрело Шекспира.
Просто за 52 года Шекспир узнал главного о нас больше, чем мы о себе за 450 лет, прошедшие со дня его явления на свет.
«Шекспировские страсти» сжимают мир в пространстве и времени. «Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает…»
Спасительные актерские слезы – особенно во времена, когда не все зрители отдают себе отчет в том, по ком звонит последний звонок.
На развитие сайта