Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Книжновины друзей: Воля Е.С. "Образовательная биография"

Книжновины друзей: Воля Е.С. "Образовательная биография"

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 659
  • печатать
  •  
    • 0


Воля Е.С. Образовательная биография. М.: РГГУ, 2014. 210 с.

Можно было бы утверждать, что учительство – удел избранных (когда речь касается мастерства, так оно и есть). Учительскому же ремеслу в условиях современного массового образования приходится учиться многим. В этой связи особая роль отводится установлению универсальных форм, конституирующих учительство. Прежде всего, это ценности и нормы учительства, онтология которых практически не изучена в современной философии образования. Отчасти такое положение может быть объяснено сравнительно недавним – с середины ХХ века*, приобретением философией образования институциональной формы, а отчасти и чрезмерной зависимостью от локальных проблем образования и образовательной политики.

Предметную область настоящего исследования составляют онтологические характеристики норм и ценностей учительства, а также культурные критерии его воспроизводства. Целью работы является уточнение научно-методологических понятий и определение возможных средств исследования воспроизводства учительства.

*Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб: РХГИ. 2004.

Содержание

Предисловие

Часть I.
Нормативный подход к исследованию учительства и его воспроизводства


Глава 1. О нормативных основаниях учительства и его воспроизводства в культуре
учительство воспроизводится – идеальные и реальные нормы – идеализированные нормы воспроизводства учительства

Глава 2. Человеческое достоинство как идеализированная норма учительства
проблемы этоса как позиции человека в жизни – учение об этике Аристотеля – понятие «морали» Цицерон – этическая система Спинозы – этические проблемы в трудах Канта – идея человеческого достоинства как значимая для учительства в трудах Фихте - ценностная этика Н. Гартмана – русская этическая традиция – целостная теория личности А.Ф. Лазурского – современные исследования концепта «человеческое достоинство»


Глава 3. Воспроизводство жизни в учительстве (служение по призванию – педагогическая миссия) как идеализированная норма
о призвании (Вебер, Гессен, Мюнстерберг) – служение по призванию как миссия – религиозные истоки понимания миссии – идея служения в отечественной культуре – из истории миссионерской деятельности и миссии учителя


Глава 4. Авторитетные нормы учительства
признание авторитета собственных учителей – стойкий интерес к познанию нового на протяжении всей жизни – предпочтение собственного учения перед обучением других


Часть II.
Проблемы метода исследования воспроизводства учительства


Глава 1. О соответствии метода исследуемому предмету
о связи метода и предмета исследования (Г. Риккерт) – об адекватности метода в исследовании ценностных и нормативных аспектов изменений личности – о современном понимании метода как «системы регулятивов, определяющих выбор действий по преобразованию данных и знаний, ведущих к некоторому типичному результату» (А. В. Чусов)

Глава 2. Биографические материалы, как источники
тексты как объективированные формы выражения идеальных объектов – из истории обращения к биографии – автобиографии как исторический источник; процесс осознания собственного образования как единого целого (как судьба); мероприятие, направленное на получение образования (как инструмент) – автобиографическое высказывание как идеальный предмет педагогики – основные принципы работы с автобиографией – о соотнесении источников и результатов исследования


Глава 3. Нормативный анализ образовательной биографии как метод
образовательная биография как описание опыта приобретения знаний, умений, навыков, компетенций – элементы нормативного анализа образовательной биографии – анализ образовательных целей – прецедентное событие в обучении – развивающий потенциал образовательной биографии – исследование образовательной биографии С.И. Гессена – исследование образовательной биографии В.В. Зеньковского


Часть III.
Культура в учительстве


Глава 1. К онтологии культуры
проблематизация идеи о различии «культуры» и «цивилизации» – о понимании культуры и культурных ценностей – к вопросу воспроизводства учительства в культуре и культуры в учительстве: два типа онтологии культуры 1) как цивилизации и как 2) культивирования души – о различении смыслов понятия «культуры» – «субъективная культура» в эпоху Просвещения – из текстов В.В. Розанова о культуре образования


Глава 2. Объективация культурных смыслов в учительстве
к проблеме онтологического статуса ценностей – об исследовании характеристик и условий существования ценностей – «научить(ся) учиться» и «воспроизвести человека в человеке» как приоритетные смысловые области учительства – к «Дидактической поэме» Парменида – об объективации культурных смыслов


Глава 3. Культура как воспроизводство достоинства
«культура в человеке» и концепт человеческого достоинства: прикладное значение для педагогической практики – к смыслам личностного развития понятия достоинства – идея достоинства у Канта и высший принцип моральности – достоинство как человеческое в человеке и как основание понимания создаваемой человеком культуры – «образование человека в человеке» (Наторп) – реализация человеческого достоинства (на примере педагогического взаимодействия учителя Розанова и ученика Пришвина) – к вопросу о достоинстве учащего – о призвании учащего (В.В. Розанов)


Глава 4. На пути осознания ценностей
на пути осознания ценностей: по материалам автобиографической повести Сартра «Слова» - образовательная биография Ивана Сеченова


Библиография



Выход книги накануне 1 сентября символичен - прекрасный подарок, может быть, не отдельному учителю, а учительству "как классу" в целом. Рефлексия учительской миссии и ее воспроизводства в культуре, которая не сводится к обоснованию нормативов профессиональной деятельности и анализу профессиональных способностей при всей важности такой работы.

Планируем провести презентацию и обсуждение книги на расширенном заседании кафедры теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ.

Поздравляем Елену Сергеевну!

В.Т.Кудрявцев


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Темы курсовых и дипломных по кафедре теории и истории психологии ИП им. Л.С. Выготского РГГУ (научный руководитель – В.Т. Кудрявцев)
09-09-2011
Темы курсовых и

Семинар по культурно-исторической психологии Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. 27.03.2014 - «Д.Б. Эльконин: к построению культурно-деятельностной психологии развития»
24-02-2014
Семинар по

Промо-ролик Факультета психологии образования Института психологии им Л.С.Выготского РГГУ
16-09-2011
Промо-ролик

Страничка кафедры теории и истории психологии РГГУ
08-09-2006
Страничка кафедры

В РГГУ создана кафедра теории и истории психологии
01-06-2005
В РГГУ создана

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (31)
Ноябрь 2017 (48)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх