Воля Е.С. Образовательная биография. М.: РГГУ, 2014. 210 с.Можно было бы утверждать, что учительство – удел избранных (когда речь касается мастерства, так оно и есть). Учительскому же ремеслу в условиях современного массового образования приходится учиться многим. В этой связи особая роль отводится установлению универсальных форм, конституирующих учительство. Прежде всего, это ценности и нормы учительства, онтология которых практически не изучена в современной философии образования. Отчасти такое положение может быть объяснено сравнительно недавним – с середины ХХ века*, приобретением философией образования институциональной формы, а отчасти и чрезмерной зависимостью от локальных проблем образования и образовательной политики.
Предметную область настоящего исследования составляют онтологические характеристики норм и ценностей учительства, а также культурные критерии его воспроизводства. Целью работы является уточнение научно-методологических понятий и определение возможных средств исследования воспроизводства учительства.
*Огурцов А.П., Платонов В.В. Образы образования. Западная философия образования. ХХ век. СПб: РХГИ. 2004.СодержаниеПредисловие
Часть I.
Нормативный подход к исследованию учительства и его воспроизводстваГлава 1. О нормативных основаниях учительства и его воспроизводства в культуре
учительство воспроизводится – идеальные и реальные нормы – идеализированные нормы воспроизводства учительства
Глава 2. Человеческое достоинство как идеализированная норма учительства
проблемы этоса как позиции человека в жизни – учение об этике Аристотеля – понятие «морали» Цицерон – этическая система Спинозы – этические проблемы в трудах Канта – идея человеческого достоинства как значимая для учительства в трудах Фихте - ценностная этика Н. Гартмана – русская этическая традиция – целостная теория личности А.Ф. Лазурского – современные исследования концепта «человеческое достоинство»
Глава 3. Воспроизводство жизни в учительстве (служение по призванию – педагогическая миссия) как идеализированная норма
о призвании (Вебер, Гессен, Мюнстерберг) – служение по призванию как миссия – религиозные истоки понимания миссии – идея служения в отечественной культуре – из истории миссионерской деятельности и миссии учителя
Глава 4. Авторитетные нормы учительства
признание авторитета собственных учителей – стойкий интерес к познанию нового на протяжении всей жизни – предпочтение собственного учения перед обучением других
Часть II.
Проблемы метода исследования воспроизводства учительстваГлава 1. О соответствии метода исследуемому предмету
о связи метода и предмета исследования (Г. Риккерт) – об адекватности метода в исследовании ценностных и нормативных аспектов изменений личности – о современном понимании метода как «системы регулятивов, определяющих выбор действий по преобразованию данных и знаний, ведущих к некоторому типичному результату» (А. В. Чусов)
Глава 2. Биографические материалы, как источники
тексты как объективированные формы выражения идеальных объектов – из истории обращения к биографии – автобиографии как исторический источник; процесс осознания собственного образования как единого целого (как судьба); мероприятие, направленное на получение образования (как инструмент) – автобиографическое высказывание как идеальный предмет педагогики – основные принципы работы с автобиографией – о соотнесении источников и результатов исследования
Глава 3. Нормативный анализ образовательной биографии как метод
образовательная биография как описание опыта приобретения знаний, умений, навыков, компетенций – элементы нормативного анализа образовательной биографии – анализ образовательных целей – прецедентное событие в обучении – развивающий потенциал образовательной биографии – исследование образовательной биографии С.И. Гессена – исследование образовательной биографии В.В. Зеньковского
Часть III.
Культура в учительствеГлава 1. К онтологии культуры
проблематизация идеи о различии «культуры» и «цивилизации» – о понимании культуры и культурных ценностей – к вопросу воспроизводства учительства в культуре и культуры в учительстве: два типа онтологии культуры 1) как цивилизации и как 2) культивирования души – о различении смыслов понятия «культуры» – «субъективная культура» в эпоху Просвещения – из текстов В.В. Розанова о культуре образования
Глава 2. Объективация культурных смыслов в учительстве
к проблеме онтологического статуса ценностей – об исследовании характеристик и условий существования ценностей – «научить(ся) учиться» и «воспроизвести человека в человеке» как приоритетные смысловые области учительства – к «Дидактической поэме» Парменида – об объективации культурных смыслов
Глава 3. Культура как воспроизводство достоинства
«культура в человеке» и концепт человеческого достоинства: прикладное значение для педагогической практики – к смыслам личностного развития понятия достоинства – идея достоинства у Канта и высший принцип моральности – достоинство как человеческое в человеке и как основание понимания создаваемой человеком культуры – «образование человека в человеке» (Наторп) – реализация человеческого достоинства (на примере педагогического взаимодействия учителя Розанова и ученика Пришвина) – к вопросу о достоинстве учащего – о призвании учащего (В.В. Розанов)
Глава 4. На пути осознания ценностей
на пути осознания ценностей: по материалам автобиографической повести Сартра «Слова» - образовательная биография Ивана Сеченова
Библиография
Выход книги накануне 1 сентября символичен - прекрасный подарок, может быть, не отдельному учителю, а учительству "как классу" в целом. Рефлексия учительской миссии и ее воспроизводства в культуре, которая не сводится к обоснованию нормативов профессиональной деятельности и анализу профессиональных способностей при всей важности такой работы.
Планируем провести презентацию и обсуждение книги на расширенном заседании кафедры теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ.
Поздравляем Елену Сергеевну!
В.Т.Кудрявцев
На развитие сайта