Рис. Алексея Меринова
Встреча начальства с молодежью в формате "порнографии духа" (А.Вознесенский)...
Кирилл Мартынов
философ, публицистВласть активныхКогда цинизм становится нормой для авторов образовательной политики государства, жди беды28.08.2014
Сворачивание в России любых форм общественной жизни приводит к тому, что даже старые, декоративные ее институты становятся тошнотворно скучными, ненужными. Особенно для випов, которые, держа носы по ветру, уже прочувствовали: наступают совсем другие времена.
В атмосфере уныния прошла встреча 800 молодых преподавателей российских вузов с замминистра образования РФ Натальей Третьяк и главой профильного комитета Госдумы Вячеславом Никоновым в рамках форума «Селигер». Участники встречи сообщают: Третьяк показала, что ей с этой публикой говорить не о чем, не ее уровень. Чиновник на сцене рылась в сумочке, разглядывала ногти, смотрела в телефон. И вроде бы даже заявила в ответ на вопрос о том, как можно мотивировать молодежь заниматься педагогической деятельностью, что спрашивать такое могут только «дебилы».
Наивные молодые преподаватели собирались поговорить с Третьяк о том, почему ставка ассистента на кафедре сегодня 9 тысяч рублей, хотя уборщица в учебном заведении получает уже 12 тысяч рублей. (И сколько поколений уже пережило это удивление. Проректор одного московского вуза спросил меня больше десяти лет назад, могу ли я себе позволить роскошь у них работать, иными словами, есть ли у меня где жить и что кушать с такой зарплатой.)
Разговор проходил на фоне ожидаемого сворачивания системы высшего образования в России. Число студентов в стране сократится почти на треть, с 5,7 млн до 4 млн человек, а это означает, что многие преподаватели останутся без работы. Многим вузам будет предписано закрывать магистратуры и аспирантуры и сосредоточиться на подготовке бакалавров. Как правительство собирается решать социальную проблему «лишних преподавателей», пока не ясно, зато выжившим на кафедрах обещают поднять зарплату и довести ее к 2018 году до 200% от средней в экономике по регионам. Эти обещания, впрочем, формулировал уже министр Ливанов, которого на встрече так и не дождались. Третьяк же не взяла на себя труд разъяснять политику правительства перед собравшимися.
Вячеслав Никонов не отставал от коллеги Третьяк по части экстравагантности суждений. Участники сообщают, что он рассказал историю о своем молодом сотруднике, который, даже не получив научной степени, уже получает 287 тысяч рублей в месяц. Никонов связал это с тем, что этот талант приводит в университет новые проекты и сам в них участвует, а также противопоставил его «многим профессорам», которые «не активны и где-то пьянствуют».
Любопытно, что Никонова совершенно не волнует, хорошо ли этот сотрудник преподает свой предмет, а талантливая работа в университете у него однозначно отождествляется с поисками прибыли, а не истины. Что, интересно, можно было бы сказать в данном контексте о покойном философе Алексее Лосеве или здравствующем математике Григории Перельмане? Были не активны, где-то пьянствовали…
Молодой сотрудник Никонова, который постоянно предлагает проекты, очевидно, числится на факультете государственного управления МГУ, где Никонов в 2011 году был назначен деканом после коррупционного скандала с участием Полины Суриной, дочери предыдущего руководителя факультета. Было бы замечательно, если бы Вячеслав Алексеевич назвал фамилию своего молодого дарования, сумевшего «поднять» столь солидные деньги на поприще проектной деятельности в МГУ. Ученые и преподаватели по всей России тогда знали бы, на какие образцы нужно ориентироваться, чтобы прийти к успеху. Кроме того, мы смогли бы оценить огромную пользу, которую принес сотрудник Никонова российской науке и образованию. Она должна быть примерно в 30 раз больше, чем работа обыкновенного ассистента кафедры.
Но, по-моему, история про 287 тысяч рублей для молодого, но очень активного сотрудника МГУ — это, вообще говоря, ценное свидетельство о том, как устроена актуальная Россия. Смотрите, по всем направлениям у нас идет негативный отбор. Молодые люди, которые сегодня приходят в стране на управленческие посты, должны быть главным образом очень активными, иметь должное почтение к начальству, не мешать тянуть деньги и уметь в этом посильно участвовать с соблюдением субординации.
Молодая российская элита, рекрутированная государством, в основном состоит из карьеристов, отсутствие компетентности у которых компенсируется их лояльностью и активностью в глазах начальства.
Когда Никонов хвастается своим сотрудником перед нищими юношами и девушками, выживающими на 9 тысяч в месяц, это называется цинизмом. Когда цинизм становится нормой для авторов образовательной политики некоего государства, жди беды.
www.novayagazeta.ru