"С каждым годом все острее проявляет себя проблема недоразвития речи у детей и даже у взрослых. Это связано с возрастающим темпом жизни, который отсекает всякие "тонкости" и заставляет людей говорить как можно менее выразительнее и образнее, как можно более схематичнее и короче и т.д. Поэтому у многих из них постепенно сокращается активный, а вслед за ним и пассивный словарь.
Порой повседневная речь в семье или производственном коллективе сводится к набору самых простых стереотипных фраз или даже междометий. Каждый день повторяются одни и те же ситуации, и каждый день люди реагируют на них одними и теми же привычными словами, которые постепенно сокращаются или даже заменяются мимикой и короткими недифференцированными возгласами. Со временем это приводит к угасанию навыка построения связных и распространенных высказываний. Пытаясь объяснить что-то, выходящее за рамки простых ежедневных надобностей, человек начинает путаться в словах, мямлить, помогать себе жестикуляцией. У него нет ни времени, ни стимула для того, чтобы сделать свою речь выразительной. В результате речь – основное средство общения – становится констатирующей и фрагментарной.
Казалось бы, в сокращенности и контекстности нет ничего особенно плохого. Умение кратко и точно сформулировать сообщение без упоминания лишних, и так понятных деталей отвечает насущным потребностям. Однако навык кратких, но точных и содержательных высказываний может сформироваться лишь тогда, когда человек уже хорошо владеет разными видами речи, может подчинять их своему замыслу, сворачивать и разворачивать в зависимости от своей цели. В других же случаях ситуативность и сокращенность речи становится не сильной, а слабой стороной, проявлением беспомощности говорящего, и, порой, затрудняет коммуникацию и согласованность совместной деятельности. Другими словами – функциональная, утилитарная речь, для того, чтобы быть эффективной, должна находиться на высоком уровне развития. У детей же и подростков речь часто попросту не развивается дальше самых простых, примитивных своих видов и форм".
В Форуме (тема "Библиотека новейших исследований") в виде файла размещена статья Е.Л.Бережковской и А.Б.Антоновой "Генезис письменной речи у школьников" .
На развитие сайта