Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Е.Л.Бережковская, А.Б.Антонова. Генезис письменной речи у школьников

Е.Л.Бережковская, А.Б.Антонова. Генезис письменной речи у школьников

  • Закладки: 
  • Просмотров: 581
  • печатать
  •  
    • 0

"С каждым годом все острее проявляет себя проблема недоразвития речи у детей и даже у взрослых. Это связано с возрастающим темпом жизни, который отсекает всякие "тонкости" и заставляет людей говорить как можно менее выразительнее и образнее, как можно более схематичнее и короче и т.д. Поэтому у многих из них постепенно сокращается активный, а вслед за ним и пассивный словарь.

Порой повседневная речь в семье или производственном коллективе сводится к набору самых простых стереотипных фраз или даже междометий. Каждый день повторяются одни и те же ситуации, и каждый день люди реагируют на них одними и теми же привычными словами, которые постепенно сокращаются или даже заменяются мимикой и короткими недифференцированными возгласами. Со временем это приводит к угасанию навыка построения связных и распространенных высказываний. Пытаясь объяснить что-то, выходящее за рамки простых ежедневных надобностей, человек начинает путаться в словах, мямлить, помогать себе жестикуляцией. У него нет ни времени, ни стимула для того, чтобы сделать свою речь выразительной. В результате речь – основное средство общения – становится констатирующей и фрагментарной.

Казалось бы, в сокращенности и контекстности нет ничего особенно плохого. Умение кратко и точно сформулировать сообщение без упоминания лишних, и так понятных деталей отвечает насущным потребностям. Однако навык кратких, но точных и содержательных высказываний может сформироваться лишь тогда, когда человек уже хорошо владеет разными видами речи, может подчинять их своему замыслу, сворачивать и разворачивать в зависимости от своей цели. В других же случаях ситуативность и сокращенность речи становится не сильной, а слабой стороной, проявлением беспомощности говорящего, и, порой, затрудняет коммуникацию и согласованность совместной деятельности. Другими словами – функциональная, утилитарная речь, для того, чтобы быть эффективной, должна находиться на высоком уровне развития. У детей же и подростков речь часто попросту не развивается дальше самых простых, примитивных своих видов и форм".

В Форуме (тема "Библиотека новейших исследований") в виде файла размещена статья Е.Л.Бережковской и А.Б.Антоновой "Генезис письменной речи у школьников" .


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
М.В.Бучацкая. Психологические особенности распределения ролей работающих женщин, имеющих детей
09-10-2006
М.В.Бучацкая.

Т.В.Григорова. Психология отцовства в историко-культурной перспективе
20-09-2006
Т.В.Григорова.

Михаил Мурашов. Шесть мифов о креативности
26-08-2006
Михаил Мурашов.

Библиотека новейших исследований
23-12-2005
Библиотека новейших

Развитие речи и речевого общения по программе "Рекорд - Старт"
05-05-2004
Развитие речи и

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (30)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх