Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

Александр Асмолов: Даже экономические проблемы решаются в зависимости от того, как вы общаетесь с ребенком в детстве

  • Закладки: 
  • Просмотров: 2 554
  •  
    • 0
Александр Асмолов: Даже экономические проблемы решаются в зависимости от того, как вы общаетесь с ребенком в детстве


08.09.2014

Поэтапно, сначала в дошкольной системе образования, а затем и в школах, будут внедрены современные образовательные стандарты, которые сильно отличаются от привычной нам схемы воспитания и обучения детей. Об основных трендах, тенденциях и перспективах современного образования рассказал директор Федерального института развития образования (ФИРО) Минобрнауки РФ, профессор Александр Асмолов.

Александр Григорьевич, чем занимается Федеральный институт развития образования? Какие цели и задачи стоят перед вами?

За последние несколько лет наш институт стал учреждением, определяющим ключевые линии образовательной политики России. Он по своему статусу является проектно-внедренческим институтом, который основывается на исследованиях образования как междисциплинарной сферы.

В первую очередь мы занимаемся разработкой социокультурной модернизации образования. Вот, например, мой коллега — ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов занимается организационно-экономической модернизацией, где во главе — нормативное финансирование, аттестация, аккредитация... А социокультурная парадигма, которую продвигаю я и весь ФИРО, говорит о том, что образование есть ключевой социальный институт в развитии общества. Мы считаем, что риск в развитии образования — это его сведение к сфере услуг.

Убежден, что, когда образование называют услугой, это резко сужает его возможности. На самом же деле образование прежде всего должно служить развитию личности. А потому и методология построения и прогнозирования образовательной политики должна быть другой. Построением этой, другой политики и занимается наш институт.

Другой — это какой?

Такой, которая не ставила бы экономику во главу угла. Так не должно быть, что образование становится заложником текущей экономической ситуации.

Борьба со сведением образования к сфере услуг — одна из главных задач ФИРО, и могу отметить, что эта миссия нам удается.


Так, этот год для меня символичный и радостный, мы завершили проекты ключевых стандартов образования России.

С 2005 года, когда наш коллектив приступил к этой работе, вокруг образовательных стандартов было «сломано немало копий». И вот наконец, в мае этого года, на совете по стандартам Минобрнауки утверждены все стандарты, которые отныне являются конституцией развития дошкольного и школьного образования в нашей стране.

Расскажите, что же нового нас ждет в связи с введением этих стандартов?

Впервые у нас появляется еще один уровень образования — дошкольный. Основная формула этого стандарта, что детство самоценно и разнообразно: не ребенок должен готовиться к школе, а школа должна готовиться к ребенку. Этот стандарт уже с 1 сентября впервые легитимно входит во все детские сады России, при этом каждое дошкольное учреждение будет обеспечено навигатором программ, которые помогут развиваться ребенку. Нами было предложено несколько вариативных программ: «ОткрытиЯ», «Радуга», «Успех», «Истоки», «От рождения до школы» и другие,?— и родители, и воспитатели смогут выбрать, по каким принципам воспитывать и развивать того или иного ребенка...

Вы знаете, меня всегда жутко утомляло и огорчало, когда все мы вынуждены были жить по странной логике, при которой ребенок рождался и попадал в замкнутый круг подготовки к чему-то. Нам с малолетства внушали, что детский сад — это подготовка к школе, школа — подготовка к вузу, вуз — подготовка к работе, работа — подготовка к пенсии, пенсия — подготовка к смерти... Получалось, что ребенок рождается и сразу начинает готовиться к смерти? А жить-то когда?!

Я очень хочу, чтобы время, проведенном малышом в дет­ском саду, было временем для жизни — радостной, полной красок и открытий. Еще я хочу, чтобы в каждом детском саду, у каждого родителя и воспитателя была библия дошкольного образования — это книжка Януша Корчака «Как любить ребенка».

Да, ребенка любить нелегко, он часто нас, взрослых, проверяет, говоря нам: я не такой, как ты, я — другой, услышь меня. Но мы зачастую не слышим. И продолжаем делать детей заложниками наших несбывшихся мечтаний и надежд, навязывая им свое несостоявшееся будущее, вместо того чтобы предоставить возможность строить собственное... А ребенок — это всегда пространство развития, и новые стандарты это учитывают, предлагая конструирование возможностей для развития наших детей!

Получается, что в первую очередь новым стандартам образования нужно обучить взрослых, чтобы они не мешали детям расти и развиваться?

Образование родителей начинается с образования руководителей государства, которые тоже иногда являются родителями, и моя формула такова: пока наша страна, при всех ее зигзагах и перепадах, не выдвинет на первый план политический детоцентризм — образованных родителей мы не получим.


Звучит угрожающе...

На самом деле, все не так страшно. Политический детоцентризм — это когда при принятии государственных решений позиция детства и интересы детей являются наиважнейшими и каждое решение должно быть проанализировано с точки зрения того, как оно скажется на подрастающем поколении.

Родительство — это тяжелая работа, которая заключается в ведении своего ребенка по жизни, и государство просто обязано помогать родителям в этой работе. У нас же пока основная забота и работа родителей заключается в том, чтобы быстрее отдать ребенка в ясли или в детский сад. Я понимаю: тяжелая экономическая ситуация, надо работать, чтобы у ребенка был достойный уровень жизни... Но загляните немного вперед и увидите суть! А суть в следующем: даже экономические проблемы решаются в зависимости от того, как вы общаетесь с ребенком в детстве.

Если вы закладываете ответственность ребенка за родителей, то проблемы пенсионной реформы будут касаться вас в меньшей степени. Когда человек, которому 40 лет, сознает, что отвечает за своих 70-летних родителей, когда один замечательный ребенок, которого я нежно люблю, берет меня за руку на переходе и говорит: «Папа, ты все время думаешь о своей науке, а нам дорогу переходить надо»,?— это и есть результаты другого воспитания. И тогда мы понимаем: не важно, президент я или министр образования, учитель или шахтер — это всего лишь работа. А вот отношение, как мое личное, так и государства в целом, к детству — это проверка всей нашей культуры на человечность.

Александр Григорьевич, вы говорите удивительные ве­щи — с одной стороны, элементарные и абсолютно правильные, а с другой — так страшно далекие от нашей действительности. Нынешняя власть вас слышит?

Стараемся сделать, чтобы слышала. Образовательные стандарты приняты, ситуация постепенно меняется, а скоро начнет меняться еще быстрее. Хочу отметить, что 28 августа правительством РФ принят еще один документ, разработанный под моим руководст­вом,?— «Концепция дополнительного образования детей и подростков». Происходит системный скачок, после которого ключевой логикой образования станет не институт формального образования, а программы, построенные по принципу «обучи себя сам».

Дополнительное образование — это сегодня основной тренд, который я бы назвал «открытое, персональное образование для каждого». Оно теперь будет главным. Дополнительное образование будет сосредоточено не только в кружках или домах творчества, но станет пронизывать всю систему, начиная с дошкольного этапа и заканчивая 11-м классом. И везде, с самого начала и до конца, в его основе лежит деятельность самостроительства, самосозидания, делания себя.


Суть концепции дополнительного образования кроется в самом нашем информационном мире, в котором каждый сам может искать и находить то, что ему интересно для построения своей личности. Даже мы, взрослые, видим, сколько сейчас появляется виртуальных университетов, сколько систем, где вы можете получить образование. Уже не надо быть привязанным к одному образовательному учреждению, мир расширяется. Даже бабушки и дедушки уже расширяют кругозор в интернете, так неужели мы будем детей учить по системе «правильной дорогой идете, товарищи»?.. Конечно, власть все это видит, слышит и понимает, что двигаться надо только вперед.

А какое место в этом процессе движения вперед отводится учителю?

Что касается педагога дополнительного образования, то он превращается в навигатора. Конкурентные преимущества дополнительного образования над формальным: свободный личностный выбор деятельности, вариативность содержания и форм образования, доступность глобального знания для каждого и адаптация к возникающим изменениям.

Мы живем в мире неопределенности во время перемен, и сегодня задачи ребенку должны даваться проблемные, а не те, где поезд из пункта А непременно приходит в пункт В.

Помните, раньше считалось, что, если человек окончил медицинский институт, но стал журналистом, например, он — не профессионал, никто его не понимал и все вокруг удивлялись. Сегодня статистика говорит, что к 38 годам человек, как правило, осваивает 5–6 профессий — он ищет себя, и это замечательно, искать себя никогда не поздно!

Мне немало лет, но если вы думаете, что я четко знаю, что будет дальше, ничего не пробую и не ищу,?— вы заблуждаетесь. Это счастье, когда есть неопределенность. Беда нашей культуры в том, что она ориентируется на физический возраст личности, а не на социальный и психологический. А психологический возраст личности определяется тем, куда направлена ваша мотивация — в прошлое или в будущее. Если вам 40–50 лет и вы думаете о будущем — вы молоды, а если вам 11 лет и вы вундеркинд, то вы уже маленький, все знающий старичок. Это полностью относится к моему пониманию образования, которое для меня тождественно саморазвитию.

Получается, что отличить образованного человека от необразованного очень легко?

Конечно! Если человек стремится к образованию непрерывно — он образован, а если говорит, что все уже знает — значит, не образован и никогда образован не был.

И все же, возвращаясь к учителям: как квалификация большинства из них соответствует новым стандартам образования?

Стандарты, как поддержка открытого вариативного образования, нами сделаны. Риски в том, что у меня нет волшебной палочки, чтобы мгновенно переделать все педвузы и курсы повышения квалификации учителей, чтобы выходящие оттуда на работу педагоги в один голос сказали, как эти стандарты для них ценны и значимы. Еще предстоит провести с учителями колоссальную работу. Все наши благие пожелания останутся только на бумаге, если не будет решена проблема образовательной социализации учителей, воспитателей.

С одной стороны, в последние годы мы делали все, чтобы повысить им зарплату, но с другой — никто не установил прямой корреляции между ростом зарплаты и качеством образования. Грубо говоря, если я во что-то безнадежное вложу деньги, то надежнее от этого оно не станет.

Создание системы финансового стимулирования учителей — важная задача, но рост качества образования от решения только этой задачи не зависит. Поэтому престиж профессии учителя, его социальный, а не только экономический статус, его место в обществе и отношение к нему — эти вопросы должны решать власти и средства массовой информации, которые имеют влияние на умы россиян.

Со своей стороны, к сожалению, я вынужден констатировать, что сегодня существует риск люмпенизации учителей. А если учитель — люмпен, он потянет всю страну на дно, и это движение необратимо.

Так кого из участников образовательного процесса необходимо менять в первую очередь: ученика, учителя, директора школы, родителей?..

Стандарты предполагают, что меняться должен начать в первую очередь директор и учитель, а потом ученик и дошкольник.

А кто должен менять учителя и беспокоиться о том, чтобы он не стал люмпеном?

Государство должно создавать условия, при которых этого не случится.

То есть идеальный учитель все равно вырастет только через 20 лет, когда в профессию придут дошколята, которые сегодня начнут осваивать новые образовательные стандарты?

Ну не все так плохо. Наряду с теми учителями, от которых хочется бежать, в нашей стране есть много прекрасных уникальных педагогов, перед которыми я преклоняюсь. Так было, есть и будет всегда, и никакая социальная алхимия на этот процесс не влияет. Другое дело, что учителям, которые хотят совершенствоваться, современный мир дает такие возможности — только пожелай стать гуру для своих учеников, только расти и развивайся вместе с ними.

Александр Григорьевич, подводя итог всему сказанному: вы полны оптимизма по поводу будущего нашего образования?

Моя мечта, чтобы культура двигалась от культуры полезности к культуре достоинства. И в этом плане, чтобы не показаться наивным романтиком, скажу, что я являюсь эволюционным оптимистом. Это моя позиция, я четко говорю, что есть тренды и они будут развиваться.

Возможен ли другой путь? Теоретически — да. Можно опять начать гасить образование, сводить его к одной форме, одному учебнику... И тогда мы потеряем конкурентоспособность на мировом образовательном рынке. Но пока есть вариативность — есть прогресс, а когда образование работает на прогресс, мы движемся вперед.

Если же образование начнет работать на поддержку тоталитарности культуры, тогда сработает еще один великий проект, и я ни копейки не дам за будущее нашей страны. Какой проект? Он был предложен в 1859 году Козьмой Прутковым для журнала «Современник» и назывался «О введении единомыслия в России»... Но я надеюсь, что мы с вами слишком сильно любим детей и не допустим, чтобы дошло до такого.


www.izvestia.ru




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
  • Календарь
  • Архив
«    Апрель 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930 
Апрель 2024 (24)
Март 2024 (60)
Февраль 2024 (49)
Январь 2024 (32)
Декабрь 2023 (60)
Ноябрь 2023 (44)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх