Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Да, труд, но...

Да, труд, но...

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 289
  • печатать
  •  
    • 0

Фото с сайта www.mk.ru.


Трудовое воспитание детей - нужно ли изобретать велосипеды?

Детей можно и нужно заставлять работать. Парламентарии о трудовом воспитании в семье и школе

19.02.2015

В Совете Федерации пройдет заседание Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей». «Сегодня как никогда необходимо поддерживать и укреплять институт семьи», -заявил по этому поводу председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.

Одной из обсуждаемых на заседании тем был вопрос о трудовом воспитании детей и подростков. Так, Галина Осокина, ответственный секретарь Вологодского областного отделения Национальной родительской ассоциации (НРА), отметила, что сейчас на первый план выходит не столько защита здоровья детей, сколько проблемы воспитания – и, в частности, воспитания трудового. «Родители должны осознать свою ответственность за то, что происходит сегодня с их детьми. Стало считаться, что не только дома, но и в детских домах, и в школе дети не должны работать. Я уверена, что если нет привычки к труду, то молодой человек или девушка не буду стремиться в 20–25 лет работать», - сказала она.

В советское время считалось совершенно нормальным, когда подростки (в том числе и не из самых бедных семей) на каникулах подрабатывали – почтальонами, дворниками, на уборке овощей или фруктов и т.п. Существовали также трудовые лагеря, в которых дети не только отдыхали, но и занимались общественно-полезным трудом. Сейчас это редкость. Ушли в прошлое и другие практиковавшиеся в прошлом формы привлечения школьников к труду, а никакой замены им не появилось. В то же время во многих зарубежных странах, в том числе в таких богатых, как США и Япония, старшеклассник, подрабатывающий во внеучебное время – скорее норма, чем исключение.

Как, на ваш взгляд, следует воспитывать в детях привычку трудиться и нужно ли это делать? Как вас в детстве приучали к труду? С такими вопросами Regions.ru обратились к представителям верхней и нижней палат парламента.

Александр Борисов
Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике (Псковская область)


Я рос в деревне в Псковской области, потому трудиться начал рано. Каждое лето, начиная с 12 лет, я работал в разных строительных организациях – таскал кирпичи, доски, что-то красил. Для меня это было естественно – другого я и не представлял. Плюс в течение учебного года в школе мы собирали макулатуру, металлолом, ходили на субботники, участвовали в тимуровской работе, у нас были серьезные уроки труда, на которых девочек учили шить, готовить, а мальчиков – слесарничать, плотничать. До сих пор помню, как я точил болванки.

Как мы тогда говорили, «ученье - свет, а неученье – это чуть свет и на работу!»

С другой стороны, но это я уже позже понял, всегда хорошо владеть каким-нибудь ремеслом. Жизнь по-всякому может обернуться, у меня же и токарные навыки есть, и водительские права категории не только «В», но и «С» - могу водить грузовые машины. Сейчас детей к труду не очень приучают: и школы уже этим ни так занимаются – в некоторых даже уроков труда нет, и родители тоже не уделяют этому моменту внимания. Хотя сегодня понятие «труд» расширилось: он может быть не только физическим, но и интеллектуальным, творческим. Нужно объяснять ребенку, что если не будет ремесла, может оказаться так, что не будет и способа зарабатывать деньги.

Сейчас в эпоху рынка, товарно-денежных отношений формы труда расширились. Это раньше была сопричастность во всем. Условно говоря, если ты кидал уголь в кочегарку, значит, имел отношение и к полету Гагарина тоже. Сопричастность и сегодня должна быть – мой труд и сегодня должен вливаться в труд моей республики. Просто формы труда теперь разнообразнее: либо ты на кого-то работаешь, либо на себя, либо какую-то услугу создаешь.

А сопричастность, кстати, может и должна быть еще и духовная.

Екатерина Лахова
Член Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию (Брянская область). Депутат Госдумы (1993-2014). Член «ЕР»


Трудовое воспитание зависит и от школы, и от родителей, и от местных властей. Главное, чтобы все они были бы заинтересованы в этом. Сегодня какая-то странная тенденция: детей в школах оградили как от уборки внутри здания, так и пришкольной территории. Нельзя, видите ли, заставлять. А почему? Что было плохого, когда мы в наше школьное время помогали мыть полы в классах, в коридорах, убирать в столовой, подметать двор, собирать листья?! Что было плохого в субботниках?! Зато определенные трудовые навыки приобрели. Мы еще и макулатуру собирали, и металлолом. А профориентация куда из школ уходит. Правда, и сейчас еще в школьной программе остались уроки домоводства, где мальчики учатся пилить, строгать, приобретая столярные навыки, учатся токарным азам, а девочки – шить и готовить. Я помню на этих уроках и суп с кашей научилась варить, и фартук, платье и юбку сшила – так что если сейчас что-то надо прострочить, подшить – запросто.

А помню еще – увидела как мальчишки молоток делают, и самой тоже очень захотелось: поросилась к ним на урок, сделала молоток, папа оценил. Гордая ходила! Кстати, нашу школу мальчики заканчивали токарями, а девочки – медсестрами и воспитателями детского сада.

Мы и практику проходили. Это, кстати, повлияло на мой выбор – поступила в Свердловский мединститут на педиатра.

Современные же дети избалованы, изнежены, правда, тоже далеко не все. Хороший же в советское время был опыт по трудовому воспитанию детей. Почему от него отказались?! А ведь сейчас как раз нехватка рабочих специальностей. Так надо еще водить ребят на производства, предприятия, на животноводческие комплексы, фермы и т.д.. Там же теперь очень интересно: многие процессы автоматизированы, в качестве управляющих есть роботы.

Местные власти тоже должны думать о трудовом воспитании подрастающего поколения. Накануне мы побывали в поселке «Совхоз имени Ленина» в Московской области. Какая там администрация молодец! Обо всех и обо всем думает, включая трудовое воспитание ребят. Только что выделили одному предпринимателю землю под кафе и обязали его, чтобы он отвел участок, где бы дети учились готовить. А непосредственно сам совхоз – это вообще песня, и молодежь идет туда на работу с удовольствием!

Ну и, конечно, родители своим примером и словом должны прививать своим чадам любовь к труду. Не надо их от всего ограждать: пусть и посуду, и пол моют, и мусор выносят, и в магазин ходят, и дедушкам-бабушкам по хозяйству помогают. Известно же, чем больше человек загружен, тем больше он успевает.

Виктор Шудегов
Зампред Комитета ГД по образованию. Фракция "СР"


Сразу хочу отметить, что очень большое упущение мы сделали в принятом сравнительно недавно новом законе «Об образовании». Совсем немного слов там посвящено воспитанию. Между тем, образование мы характеризуем как единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. То есть, мы фактически приняли закон только об обучении.

Мы действительно сделали огромную ошибку, исключив трудовое воспитание из школы. Ко мне много раз обращались родители, директора школ с вопросом, почему мы не можем систему трудового воспитания восстановить. Сегодня никто не может обязать учащегося остаться в школе после уроков, чтобы убраться в классе, а ведь раньше дежурство по классу было в порядке вещей и являлось обязательным для каждого ученика. Когда я учился в школе с физико-математическим уклоном, мы после 9 класса перед каждыми каникулами занимались обязательной отработкой: красили классы. И мне нравилась эта работа, нравилось работать с валиком. Трудовое воспитание никому еще ни в чем не помешало. Посмотрите, сколько выдающихся людей вышло у нас из стен ПТУ: Калашников, Гагарин, Королев и многие-многие другие. А в системе ПТУ как раз и лежало в основе трудовое воспитание.

Я помню, и студентами мы постоянно привлекались на те или иные виды работ, и ничего плохого в этом не было. Как-то нас собрали на очередной субботник и каждому поручили придумать какой-нибудь трудовой лозунг. Я придумал лозунг: «Работай за себя и за отсутствующего товарища!». Каждое лето я работал в стройотрядах, зарабатывал деньги себе на костюм, на обувь, чтобы родителям не было накладно: все-таки я вырос в учительской семье, где было четверо детей.

Воспитывать в детях привычку трудиться должны прежде всего сами родители, на своем собственном примере доказывая, что успехов в жизни может добиться только человек трудолюбивый, что именно трудолюбивых и ответственных людей ценят работодатели. Я также считаю, что очень важно всегда стремиться выбирать профессию по душе. Не имеет значения, относится профессия к числу престижных или нет - главное, чтобы она приносила человеку позитивные эмоции, находила отклик в его душе. Чем больше человеку нравится его профессия, тем лучших результатов в работе он добьется.

Естественно, нам нужно восстанавливать трудовое воспитание в школе – по крайней мере, в тех рамках, которые у нас были раньше. И еще очень большой опыт трудовой жизни дает армия. Там учишься всему – начиная от мытья полов и готовки, и заканчивая починкой одежды. В армии можно получить и конкретные профессиональные навыки. К примеру, многие возвращаются со службы хорошими, опытными водителями.

Николай Герасименко
1й зампред Комитета Госдумы по охране здоровья, фракция «ЕР»


Привычку и любовь к труду нужно обязательно прививать человеку с самого детства. Только тот, кто трудится, достигает успехов в жизни самостоятельно, а не по блату и не за счет каких-то родственных связей. Это вообще основа жизнедеятельности людей. Недаром считается, что только труд сделал из обезьяны человека.

Многие из представителей моего поколения начинали работать уже в детстве. Отец у меня был руководителем, а мама преподавателем, но я уже с 4-го класса подрабатывал на предприятии. Приходилось и траншеи рыть, чтобы заработать себе на велосипед. Труд среди подростков, - и домашний, и любой другой, - тогда повсеместно поощрялся.

И сегодня, безусловно, нам нужно возвращаться к этой традиции. Очень многое здесь зависит от позиции родителей, от их стремления приучить своих детей к труду и желанию самим зарабатывать на жизнь. Нужно вспомнить и о практике школьных уроков труда, на которых ученики получали хорошие трудовые навыки: мальчики обучались основам механики или радиодела, столярничества, а девочки учились шить, вязать, готовить. Благодаря этому молодежь покидала школу, имея реальные навыки к труду, и легче адаптировалась к взрослой жизни. Поэтому, я считаю, очень важно восстанавливать систему трудового воспитания и приучать детей к труду. Тогда они будут более самостоятельными и ответственными за свой профессиональный и жизненный выбор.

Олег Смолин
1-й зампред комитета ГД по образованию. Фракция «КПРФ»


Я воспитывался в школе-интернате, и не только мои родители приучали меня, незрячего парня, к труду (например, черпать воду из колодца ведром), но и моя школа. Мы, в частности, вскапывали участки, сажали растения, работали в столярных и слесарных мастерских, паяли на уроках физики и делали еще много всего другого. Считаю, что это очень и очень правильно.

К сожалению, в современной школе сокращается количество часов технологии и сокращаются трудовые занятия в рамках, условно говоря, внешкольной программы. На мой взгляд, это не только вредно с точки зрения практических навыков. Труд – это один из основных способов воспитания воли. А как говорил когда-то Гегель, целостную личность можно создать, только развивая разум, чувства и волю. Современное российское образование пытается, хоть и не всегда удачно, развивать разум, гораздо слабее развивает чувства и почти никак не развивает волю.

Третий момент. Многие педагоги и юристы ссылаются на конвенцию о правах ребенка. Там действительно запрещено привлекать детей к принудительному труду. Но это вопрос юридической трактовки. Многие юристы говорят, что если нет трудового договора, то не и трудовых отношений. А другие способы привлечения к труду могут рассматриваться просто как часть воспитательного или образовательного процесса.

Ну и четвертое. Я поддерживаю отношения с российским макаренковским движением. Кстати, Макаренко входит в пятерку общепризнанных в мире, лучших педагогов ХХ века. Слава Богу, это движение стремится сохранить традиции трудового воспитания, которые у нас были в советский период. Считаю, что эти традиции нужно всячески поддерживать. Нужно понять, требуются ли нам изменения в законодательстве. Но изменения в образовательных стандартах, а главное, в головах родителей и педагогов, требуются точно.

www.regions.ru

Комментарий В.К.: Возможный выход - в интеграции экономического образования и трудового воспитания, различных видов индивидуально и общественно значимой продуктивной деятельности. Тем более, что за этими понятиям стоят две половинки одного целого. Образцы такой интеграции мы находим, например, в педагогической практике А.С.Макаренко.

Конечно, простое соединение того и другого при сохранении их традиционного характера, как когда-то пытались у нас соединить обучение с производительным трудом, ничего не даст. В советские времена детей стремились приобщать к примитивным рутинным формам вначале бытового, а затем и производственного труда. Тем самым воспитывалось и подобающее к нему отношение. Тогда как акт труда должен быть представлен ребенку как маленькое "таинство" взросления. Соответственно, деньги могут выступить для него как символ обретения автономии и самостоятельности. Но для этого труд, даже в своих элементарных формах, должен являться хотя бы минимально творческим, представлять собой процесс конструирования некоторой "необыденной" реальности, порождения в сознании ребенка нового и, главное, значимого образа собственного Я.

Народной педагогике эта "премудрость" была ведома. Русский деревенский умелец изготавливал изделие, а его четырехлетний сынишка, подражая отцу, выпиливал неумелую поделку. Незаметно для ребенка поделка выбрасывалась в печку, а отец и сын вместе ехали в город для продажи изделий сбытчику. После этого отец угощал сына пряниками - выплачивал "гонорар" за сделанную "работу". Но этот "аванс" вселял в ребенка такие силы, что через короткое время он сам хорошо овладевал ремеслом.

Кстати, уже в советское время, лет сорок назад в Москве успешно работал детский экспериментальный завод "Чайка". Школьники делали там многое - от всяких полезных мелочей до радиоприемников. Труд их носил творческий характер и к тому же оплачивался в небольших суммах. Из-за этой оплаты директор завода имел постоянные трения с вышестоящими инстанциями. Мой отец Товий Васильевич Кудрявцев, неоднократно бывал на "Чайке" и высоко оценивал психолого-педагогическую эффективность этого, как бы мы сегодня сказали, проекта.

Так что, стоит ли сегодня изобретать велосипеды?


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Простые истины экономического воспитания в тезисном изложении
25-09-2006
Простые истины

Выбор семейной формы обучения: результаты опроса и комментарии
10-03-2006
Выбор семейной

Парламентарии о дошкольном образовании
15-10-2008
Парламентарии о

Владимир Кудрявцев. Простые истины экономического воспитания в тезисном изложении
25-09-2006
Владимир Кудрявцев.

Выбор семейной формы обучения: результаты опроса с комментариями В.Т.Кудрявцева
10-03-2006
Выбор семейной

Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (33)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх