Юлии Константиновне Борисовой сегодня – 90, и это первый раз, когда я ей не верю. Ведь я ее видел, не один раз, Принцессой Турандот (Принц Калаф – Василий Лановой). С этим спектаклем отец подарил мне, школьнику, свой любимый Вахтанговский. Потом была Гелена в «Варшавской мелодии», Епифания в «Миллионерше», Лика Мизинова в «Насмешливом моем счастье» и, конечно, вершинное – Клеопатра… Нет, все-таки «Антоний и Клеопатра» был до Лики…
Благодаря ей я впервые осознал, что значит, для театра Актриса. Актер – это наш, зрительский, герой, а Актриса – его героиня. Это большее, чем герой, который собственно ради нее и вышел на сцену. И пьеса выстроена не как череда событий, а как посвящение героя героине, в котором события встают, как звезды, - укладываясь в смысл.
Актрисе всегда труднее. Ее героине нужно оправдать посвящение героя. А значит, - и самого героя, необходимость его появления в спектакле, в пьесе, необходимость самой пьесы о нем…
Это по факту кажется, что лучшее не нуждается в оправдании. На самом деле оно в этом оправдании рождается. В улыбке героини – весь герой. И даже то, что ни мы, ни он сам о себе еще не знает. Он пока не стоит этой улыбки? Будет стоить.
Юлия Борисовна блистательно «оправдала» все то лучшее, что было сделано с ее участием на сцене Вахтанговского театра. И своей улыбкой. Улыбкой Джоконды.
Владимир Кудрявцев
На развитие сайта