Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

ИНИОН: от пожара к помойно-грязевому цунами

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 780
  •  
    • 0


Прошло три месяца с момента трагедии, которую, когда она случилась, назвали национальной.

Много чего было за это, вроде бы, короткое время. Беда. Потрясение, которого, казалось, не пережить. Помойно-грязевое цунами, которого никто не ожидал. Ведь нас, людей маленьких, смыла бы и волна попроще. Да и не предполагали мы, что против нас столько всего накопилось. В одну силу с этим внешним было внутреннее, никому не видное и не интересное: сознание своего бессилия и унизительности положения, в которое попали. С тем, что называют ликвидаций последствий трагедии, нам было точно не справиться. Чтобы это понять, стоило только на эти последствия взглянуть. Люди большие – кто с жаром и негодованием, кто брезгливо, сквозь зубы – повторяли: когда корабль тонет, виновата и ответственна его команда. Мы, служба порта, наблюдаем и подсчитываем, кто и как ответит. На то и поставлены.

Поначалу никто из нас даже не понимал, за что хвататься. Ждали – не помощи (хотя и ее тоже – по частным каналам, от сограждан), а решения государством государственного вопроса. Мы ведь учреждение государственное. Но пришлось как-то самим. Выносили из пострадавшего здания и возвращали к работе разное имущество (к примеру, уцелевшую, но пострадавшую от огня и воды технику отдельные умельцы сушили фенами – день за днем), вселялись к добрым людям (спасибо им), примерялись, как со своими скромными возможностями (материальными, человеческими) решить Большую Задачу: спасти то, что можно спасти, восстановить то, что можно восстановить, продолжать то дело, с которым были связаны.

Облеченные властью из числа потерпевших, т.е. особенно виноватые, носились по всем инстанциям, просили разных лиц, изыскивали варианты. Те, в ком вдруг проснулось героическое, объединившись со стихийными героями со стороны, спасали главное: с утра до вечера – книги, книги, книги. Нашли свою передовую. Люди негероические продолжали рутинно-профессиональную деятельность. Что тоже немало в этих условиях. Кто-то предавался горю: порушилась жизнь. Пошел поток тех, кто решил покинуть корабль. Но и это, как уверяла служба порта, было неплохо: живые ведь деньги, хоть и удручающе скромные.

И махина сдвинулась – процесс, как у нас говорят, пошел. Не удивились только видавшие виды профессиональные наблюдатели. Эти, чем больше делалось, тем становились взыскательнее. И все с нажимом, с угрозой. А вот для нас это казалось чудом. Но удивляться мешали неизвестность и беспросветность – подвержен все-таки депрессии русский человек. Так ведь и есть от чего: сколько бы ни сделали – еще больше оставалось, вал проблем нарастал.

Тяжелую монотонность нашего существования временами нарушало общество – гражданское, неравнодушное, взыскательное. Такое, каким и должно быть общество. Взяло оно в руки громкоговорители и заорало: довели страну – палят учреждения (как, бишь, оно у них там называется?), тырят книжки, рвут с людей бабки (сколько к ним приходило? – да неважно, кто-то же был). Где «Слово о полку Игореве» (раз библиотека – так должно быть там), где раритеты эры нашей и донашей, где все документы ООН? Где всё? – Обездолили! Враги и гады.

И кто главный гад – понятно. Начальник. Все под начальниками ходим, все знаем: на то и власть, чтоб пожить всласть. И ведь этот-то каков – не тих, не тосклив, вину не признает, в петлю не полез и с высокого этажа не бросился. – Гад! Разоблачим, догоним и накажем! Справедливости – возмездия! Справедливости – возмездия! Гада – на плаху!

Все остальные (кто не общество) сели под громкоговорители и стали слушать. Кричали громко – долетало и до тех, что не успели или не хотели присоединяться. Самые умные – просто внимали. Анализировали. А у остальных стали появляться вопросы: что за фирмы – в квартирах, почему книжки не цифровали (что вообще за слово такое?), где город–сад за три рубля? И миллионы-то, миллионы в каком кармане?! Что мы им с корабля отвечали (а мы отвечали), людей не интересовало. У нас же громкоговорителя нет, да и слов слишком много. Не разберешь. И взбунтовалось человеческое море – что ж это в стране происходит, граждане!

И раз. И два. И вот, наконец, терпение лопнуло. Все созрели для наказания. (Интересно, что пришлось это на Пасху: в момент от Страстной Пятницы – до Светлого Воскресения.) Мало того, что у них все сгорело. Так тут еще и кража. Десять. Книг. И ждут еще. И это у нас, в нашей стране!

Громкоговорители взорвало. Выдайте гада! На суд кровавый, святой и правый, марш-марш вперед, рабочий народ! Остальных – кого не касается, просьба не беспокоиться. Но они-то, надо сказать, и не беспокоятся. Их же не касается.

Все, гада снимают. (Хотя формально придумано хитро: по желанию, да еще с одобрения Ученого совета – по существу, нашей Думы.) Что мы, с корабля, можем сказать ему вслед? Уходи, начальник, – потому что виноват. Но вовсе не в том, о чем орут громкоговорители. Виноват, что занимался наукой – т. е. тем, чем сейчас не время заниматься. Виноват, что думал о том, о чем не надо думать. Виноват, что говорил то, о чем в лучшем случае молчат. Виноват – получил свою катастрофу. Теперь расплачивайся.

Но что же мы? С нами – с теми, кто на корабле, все ясно. Пострадали – терпим. И принимаем как данность то, что за общую катастрофу платит один. Из нас. Который, между прочим, служил в учреждении 39 лет. Целую жизнь.

А вы, остальные? Те, которых много. Осуждаете? Удовлетворены? Безразличны? Просто молчите? Как бы то ни было, что же можно пожелать всем нам? По результатам одной катастрофы и одной отставки. Мужества. Что-то еще ждет нас впереди!

И. Глебова,
научный сотрудник ИНИОН РАН


Источник

По теме на сайте:

Игорь Яковенко. Классовая травля

"Фанюшки" vs. российская наука. Грустный юбилей Юрия Пивоварова




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Цунами – потрясение из детства (саморепост с дополнениями)
28-04-2016
Цунами – потрясение из детства (саморепост с

В детстве меня потрясла одна катастрофа. И один катаклизм. Катастрофа – та, что произошла с «Титаником» 14 апреля 1912 г. А
Цунами – потрясение из детства
14-04-2012
Цунами – потрясение из детства

Владимир Кудрявцев. Пермская трагедия в зеркале общенациональной беды
08-12-2009
Владимир Кудрявцев. Пермская трагедия в зеркале

  • Календарь
  • Архив
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ноябрь 2024 (14)
Октябрь 2024 (37)
Сентябрь 2024 (34)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх