25 апреля историку академику Юрию Сергеевичу Пивоварову исполнилось 65 лет. А 27 апреля был руководителем ФАНО был подписан приказ об освобождении Ю.С.Пивоварова от должности директора ИНИОНа. По собственному желанию. «Желание» объяснимое. Травля акад. Пивоварова в СМИ с подачи «должностных лиц» фактически началась сразу после пожара в здании института 30 января с.г., превратившего в пепел часть фондов уникальной научной библиотеки.
Расследование происшествия еще не завершено, а глава думского комитета по науке и наукоемким технологиям В.Чернышев торопится заявить, что своей отставкой Пивоварова признал собственную неправоту (
подробнее). В чем? В том, что не смог добиться от руководства РАН денег (а 2014 г. – даже копейки) на финансирования пожарной безопасности учреждения?
Похоже, именно этот пожар вдохновил ФАНО выступить с предложением (пока только предложением) разгрузить вверенные им имущественные комплексы библиотечного профиля от бумажных книг – дескать, все ушло в цифру. А те, кто их пишет, рано или поздно уйдут сами. Тоже цифрой заменят?
Против науки в России выставлено некое межведомственно-невежественное «минхамло». ФАНО - лишь его часть. Речь даже не о
беспрецедентном начальственном хамстве в адрес уважаемых ученых, которое трудно представить даже в советские времена – по крайней мере, после правления Хрущева. Просто профессионализм страшнее любой, самой «непримиримой оппозиции» - для омандаченного невежества в инвалидном человеко-кресле. А за этим креслом простирается колоссальное поле возможностей для коррупции.
Уровень «фанюшек» в управлении научно-технологическим корпусом страны – это национальная беда и угроза национальной безопасности страны, которую должно осознать ее высшее руководство. И уже не книжным пеплом, а взрывающимися и падающими ракетами салютуют здесь о наших достижениях с частотой салютов по поводу государственных праздников. Мой знакомый, успешный специалист по летательным космическим аппаратам, ныне занимается проектированием и сборкой домашней мебели. Ушел из ЦУПа сам, а давнее хобби стало профессией. Говорит, как только в телепанели возникает «специалист» или, не дай Бог, высокий чин из Роскосмоса, тут же перещелкивает кнопку: уровень компетентности комментария вызывает у него моральное страдание.
А Юрия Сергеевича – с юбилеем! Выстоять и сохранить. Себя и свое здоровье, в том числе. Все, что «цифрой» незаменимо.
Владимир Кудрявцев
Интервью канала РБК с экс-главой ИНИОН Юрием Пивоваровым28.04.2015Было 30 января, пятница. Я долго был в институте. Ушёл без пятнадцати семь, уехал домой, потом мне позвонили., минут через двадцать я приехал. Вот так узнал, что начался пожар.
Я не знаю, что назвать предпосылками. Мы старались, занимались институтом всю жизнь. И мой предшественник академик Виноградов создал этот институт и я, который был 17 лет директором этого института, мы все время старались.
Когда я стал в 92 году директором, в конце февраля 92 года. Я стал писать письма руководству РАН о том, что нас не финансируют по пожарным делам, а это неправильно. В 14 году мы вообще не получили ни копейки от государства. Мы какие-то свои небольшие деньги вкладывали. Если вы не знаете, то РАН финансировалась очень плохо и основные деньги до 87 процентов - это зарплаты. У нас не было лишних денег, но мы все равно каждую копейку вкладывали в противопожарные дела, понимая свою ответственность.
Около 360 миллионов рублей, но это небольшие деньги для коллектива в котором работало более 800 человек, у которого было огромное здание на Нахимовском пр, плюс 18 библиотек в других институтах, которые нам тоже принадлежали, 14, 8 мил единиц хранения. Это конечно, копейки, т.к. под 90 процентов - это заработный фонд, деньги были небольшие. Российские ученые, я думаю самые нищие люди в нашей стране.
Трудновосполнимые потери, мы сейчас считаем - это все конечно приблизительно! плюс-минус около 15 процентов, которые трудно будет восполнить, но мы уже знаем как и предприняли усилия. Нам предложена огромная помощь из российских библиотек научных центров и из зарубежных. Я думаю, что мы восполним всю библиотеку и даже приобретём больше.
Это, прежде всего, цифровые копии. Электронная библиотека - это библиотека будущего. О чем, кстати, недавно говорил премьер нашей страны и т.д. Еще мы получим какие-то пожертвования от других библиотек. К тому же у нас сохранились дублеты, в тех 18 институтах, где есть наши отделения, там примерно миллион единиц хранения - это те книги, которые погибли здесь, но они есть там. Скажем, два Капитала Маркса или две войны и мира. Значение есть! Миллион единиц, кот мы потеряли - это обязательные экземпляры, которые должны хранить все библиотеки мира крупнейшие, которые в том, числе и мы получали.
Хочу заметить, все говорят о библиотеке, но в первую очередь это институт в котором библиотека важная часть, но главное - это институт.
Редкий фонд мы вывезли он не пострадал, слава Богу, и хранится в нормальных условиях, в сухом, в нормальном виде. Второе, из того, что мне известно, поскольку все остальное это домыслы, раз мне это не известно! Двенадцать журналов конца 19 века были обнаружены полицией изъяты у людей, которые попытались их продать. Я провел полдня в Черемушкинском отделении полиции, где эти книги мне показали. Значит, они будут возвращены. Это не редкий фонд. Это просто старые книги. 14, 8 мил ед сохранились и 12 журналов.
Вы знаете, я 39 лет провел в этом институте, и ни о каких спецслужбах не слышал. Документов у нас вообще никаких нет, коллекции новейших научных книг, как и древних рукописей нет. Это не публичная научная библиотека. Где имеют право читать сотрудники Академии наук и университетов, А чтобы трудно попасть? Нужно просто прийти, У нас постоянная площадка, я думаю, что нет ни одного института в России, где было бы там много научных конференций, куда попадают все кто захочет.
Ну это сложно сказать, что значит обслуживание. Часть здания разрушено, часть здания ведутся работы по разбору сгоревшей конструкции. Какая-то часть функционирует. Вот, собственно говоря и все. Сейчас трудно сказать. Это должно показать будущее, что будет с этим зданием. Будет ли оно восстановлено, будет восстановлено на старом фундаменте и на основе старого хранилища. Специалисты строительства говорят, что это возможно, что станет с той частью здания, которая не сгорела, будет ли к ней пристраиваться новая или будет решено, что более рационально разрушить и построить новое! Я не знаю, это уже не уровень директора института Академии наук, это уровень правительства РФ.
Я не говорил, что мне неоднократно предлагали сменить должность. Такие намёки были, это естественно в такой ситуации. Но я совсем не ухожу, потому, что мне кто-то что-то предложил. Я вообще никуда не ухожу! Я остаюсь научным руководителем! И буду работать, и буду помогать ИО, и буду делать все что делал.
Я буду больше теперь заниматься наукой, пора!
Я хочу смягчить ситуацию, мне надоело враньё в мой адрес!
Ну например, маленький пример, сгорел каталог библиотеки - не сгорел, а это принципиально важно. В библиотеку приходишь нужно платить деньги - не нужно. Были древние рукописи - не было. Вы не занимались оцифровкой - занимались. Я больше не хочу этого слышать.
Я ни разу не опровергал, я впервые об этом говорю.
Никогда в жизни, презумпция виновности. Мне надоело, я устал. Я как гражданин устал.
65 лет возраст. 25 апреля у меня был юбилей, хватит бегать в мальчиках.
www.rbctv.rbc.ru
На развитие сайта