11 мая 2004 г. исполнилось 100 лет со Дня Рождения Сальвадора Дали. Правда, сам мэтр неодократно утверждал, что родился двумя месяцами раньше. Что ж, Дон Сальвадор принадлежал к той категории людей, которой хочется всегда верить. Это роднило его с бароном Мюнхгаузеном, с которым у него было много общего. От "гиперреализма" до черт внешности (которую барону придумали, но можно подумать, что Дон Сальвадор не создавал собственного портрета в жизни) и дня рождения...
Гениальность Дали определялась тем, что он являлся самым психически здоровым из всех людей, когда-либо живших на Земле. И в творчестве своем он был максимальным выразителем психической нормы, супермеры реальности, объективности титанической силы своего воображения, о чем не раз говорил. Спустя четыре столетия он талантливо брал уроки у великого Диего Веласкеса. Настолько, что стал загадкой для целой армии психоаналитиков и психиатров. Если бы Дали ограничился учением у своих непосредственных предшественников - Босха и Гойи, он бы, возможно, и не привлек бы к себе такого повышенного внимания. Потому что это был бы уже другой мастер. Может быть, не менее талантливый, но другой... Впрочем, наиболее проницательные художники и критики его довольно быстро раскусили. А медики до сих пор рассуждают о генетической разбалансировке нейронов в головном мозге Дали - дисфункции, которая в итоге повлекла болезнь Паркинсона. И тем самым лишний раз подтверждают, что его едкий сарказм по поводу интеллектуального облика и уровня современного человечества являлся очень даже не лишенным оснований.
Дали научил нас видеть странное в том, что реально существует, а благодаря этому - замечать саму эту реальность, в сколь бы ординарную тогу она не рядилась в глазах обывателя. Тем, что мир перестал быть для нас грудой стертых пятаков, а приобрел образ самобытного целого, мы обязаны ему и немногочисленным подобным ему людям.
О Дали трудно сказать лучше, чем сказал он сам. Поэтому предоставляем слово Дону Сальвадору:
Со всей ответственностью заявляю: я никогда не шутил, не шучу и не собираюсь шутить.
Вот уже пятьдесят лет я развлекаю человечество.
- Дон Сальвадор, на сцену!
- Дон Сальвадор всегда на сцене!
Я совершенно нормален. А ненормален тот, кто не любит Веласкеса, тот, кому не интересно, который час на моих растекшихся циферблатах - они ведь показывают точное время.
Еще в раннем детстве я приобрел порочную привычку считать себя не таким, как все, и вести себя иначе, чем простые смертные. Как оказалось, это золотая жила!
Я не ищу, я - нахожу.
Геройство - это мой род занятий.
Раз я не курю, почему бы не отрастить усы? И для здоровья полезнее. Однако портсигар всегда при мне, и держу я в нем... усики, целую кучу усиков, таких, как у Адольфа Менжу. И любезно предлагаю всем подряд: "Не угодно ли усик?" Никто не отваживается взять! Это моя любимая забава с тех пор, как я открыл сакральный смысл моих усов. Они источник моего вдохновения.
Кончиком уса как кисточкой я могу нарисовать муху со всеми лапками и волосками.А рисуя, буду размышлять о философском значении моих усов - ведь к ним уныло и неотвратимо липнут не только мухи, но и всякие другие приметы эпохи.
Усы мои все растут - как и сила моего воображения.
Дали - миф, и у меня нет ни малейшего желания разрушить его. Наоборот.
Сюрреализм - это я.
Более всего на свете я презираю Родена, который изваял этого "Мыслителя". В такой позе не то что мыслить, даже гадить неудобно.
С каким энтузиазмом я погружался в психоанализ! Но лишь затем, чтобы лелеять свои комплексы. У меня и в мыслях не было от них избавляться.
Дон Кихот был сумасшедший идеалист. Я тоже безумец, но при том каталонец, и мое безумие не без коммерческой жилки.
Парадоксальным образом бред во мне согласуется с разумом. Потому то, что я творю, я творю в рамках классицизма. Противостояние оборачивается связью. Грань между вымыслом и истиной размыта, но я всегда точно знаю, где именно у меня кончается бред.
Я написал книгу о ремесле художника, где, помимо всего прочего, разъяснил, как делается то, чего художник Сальвадор Дали пока не умеет. Теперь она служит мне учебником живописи.
Природа подражает художнику. Бредовый ландшафт мыса Креус из всех сил старается походить на пейзажи Дали.
Живопись - это рукотворная цветная фотография, зримо запечатлевшее иррациональное, его тайны, его странности, его утонченность и оголенность.
Я, убежденный рационалист, погружаюсь в глубины иррационального не ради этих глубин, не ради залюбовавшегося собой подсознания, профильтровавшего мир. В отличие от многих я борюсь за Победу над Иррациональным.
Рядом с Веласкесом Гойя не более чем карикатурист. И все же я восхищаюсь тем, что он сделал.
Как личность я куда крупнее своего таланта.
Особенность моей гениальности состоит в том, что она проистекает от ума. Именно от ума.
Давным-давно я нарисовал молекулу дезоксерибонуклеиновой кислоты - и что же? На днях четверым ученым мужам дали Нобелевскую премию за то, что они ухитрились описать эту самую молекулу.
Я куда сильнее в космологии, чем в живописи.
Я только хочу еще стать Дали, а пока что я всего-навсего неплохая кухарка, которая понимает толк в... масле.
[Процитируем другого великого художника - Катусико Хоукасаи: "К возрасту 50 лет я опубликовал бесчисленное количество рисунков, но все, что я сделал до 70 лет, не стоит считать. Только в возрасте 73 лет я понял приблизительно строение истинной природы, животных, трав, птиц, рыб и насекомых. Следовательно, к 80 годам я достигну еще больших успехов; в 90 лет я проникну в тайны вещей, к 100 годам я сделаюсь прямо чудом, а когда мне
будет 110 лет, то у меня каждая точка, каждая линия - все будет живым".]
Открою вам тайну из тайн: самый знаменитый на земле художник (речь обо мне) до сих пор не знает, как писать. Никто и представить себе не может, как страшно мне браться за кисть.
Для художника каждое прикосновение кисти к холсту - целая жизненная драма.
Личность - вот чего сегодня недостает на земле. И чем больше личностей, тем лучше. Так что одного Дали маловато. Впрочем, будь нас три тысячи, жизнь на земле стала бы немыслимой.
Но трое Дали - в самый раз.
Дали - наркотик, без которого уже нельзя обходиться.
Я полагаю, что жизнь должна быть вечным праздником - я не согласен с мыслителем Декартом! Сам я никогда не мыслю - я играю.
Если бы я мог выбирать между долгой жизнью и шедевром, я бы выбрал долгую жизнь.
Источник: Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим. О себе и обо всем прочем. М., 1998.
На развитие сайта