Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
» » Владимир Кудрявцева. Оценка в развивающем начальном обучении

Владимир Кудрявцева. Оценка в развивающем начальном обучении

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 421
  • печатать
  •  
    • 0

Педагогический совет в дошкольном учреждении московской школы "Лосиный остров".


С Форума старого сайта

Обучение в начальной школе, в том числе, по системе Эльконина – Давыдова, является безотметочным, но сама учебная деятельность ребенка подлежит обязательной оценке, которая должна здесь носить более систематический и содержательный характер, чем в условиях традиционного обучения.

Ребенку самому предстоит придти к пониманию смысла, тех оснований, по которому учитель выставляет ему ту или иную отметку. В этом - необходимое условие развития у него полноценной способности и стремления к учению. А это значит: для того, чтобы «принять» внешнюю отметку, он уже должен обладать некоторыми умениями самооценивания, причем адекватного. Зачатки таких умений нужно развивать с момента прихода ребенка в школу, на этапе его первоначального вхождения в школьную жизнь (хотя делать это целесообразно уже в старшем дошкольником возрасте).

У моей коллеги Галины Цукерман есть такая простая, но очень действенная методическая разработка. В части инструкции я ее немножко изменил, чтобы можно было использовать и в школе, и дома, и в садике – в старшей и подготовительной группах. Вырезаем из бумаги небольшую полоску. По ее концам кладем два кружочка с изображением рожиц, с левого - грустной, с правого - веселой. Посредине перпендикулярно размещаем «метку» - маленький предмет, который можно двигать в направлении кружочков по воображаемой «шкале». Наносить «градуировку» (деления) на полоску не надо - иначе, это будет напоминать «шкалу отметок».

Допустим, ребенок выполняет какое-то задание: рисует, занимается прописями и т.д. Когда задание выполнено, говорим ему: а вот теперь попробуй стать настоящим учителем и сам оценить, как ты справился с решением этой задачки. Ты можешь двигать это кнопочку (пуговицу, спичку и т.д.) влево или вправо, к той рожице, которая больше похожа на ту оценку, которую ты сам себе поставил.

Ребенок может завышать самооценку, придвигая метку ближе к веселой рожице, или занижать ее, - придвигая ближе к грустной. В первом случае вы говорите примерно следующее: «Да, действительно с заданием ты в целом справился, но вот эти кружочки получились у тебя не так хорошо, как эти. Может быть, стоит передвинуть метку чуть левее?» и т.д. Во втором случае: «Эта линия у тебя и вправду вышла не очень аккуратной, но посмотри, как хорошо ты подобрал цвет неба на рисунке?» и т.п. Постепенно (от занятия к занятию) количество «критических» комментариев взрослого снижается. Хотя в случае неадекватной оценки, не лишний раз будет попросить ребенка снова проанализировать задание. В итоге маленький учащийся получает столь необходимый ему опыт самооценивания, которое становится все более адекватным, набирается уверенности, приступая к решению новых задач, начинает осмысленно относится к самой процедуре учения.

Главный принцип - удачными попытки должны измеряться все остальные, в том числе - не самые удачные, а не наоборот. Ребенка нужно ориентировать на лучшие образцы того, что и как он делает, и помогать ему исправлять свои - неизбежные! - ошибки (в которых, по словам В.В.Давыдова, также состоит смысл учения) исходя именно из этих образцов.


Благодаря этому мы добиваемся решения сразу нескольких задач. У ребенка развиваются не только простейшие умения самооценивания, но и произвольное внимание, контроль, способность к анализу своих действий, преодолевается неуверенность и страх перед ошибками, укрепляется доверие к обучающему взрослому.

Более подробно о том, как сделать так, чтобы ребенок не попал во власть «кнута» и «пряника» школьной отметки, не стал ее заложником, рассказано в сборнике «Оценка без отметки» (Рига, 1999), книгах и статьях Ш.А.Амонашвили, Г.А.Цукерман и др.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Владимир Кудрявцев. Как не спутать «обучаемость» с настоящим продвижением ребенка в учебе
10-10-2014
Владимир Кудрявцев.

Умение учиться по большому счету совпадает с
Что проспал Ваня и не проспал Петя?
01-12-2010
Что проспал Ваня и

В.Т.Кудрявцев. О страшных снах и страхе высоты у детей
09-11-2013
В.Т.Кудрявцев. О

Дмитрий Медведев - за отмену пятибалльной системы отметок
05-10-2009
Дмитрий Медведев -

С Днем Учителя!
01-10-2004
С Днем Учителя!

В замечательный праздник представителей той из
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Декабрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Декабрь 2017 (18)
Ноябрь 2017 (47)
Октябрь 2017 (54)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх