Педагогический совет в дошкольном учреждении московской школы "Лосиный остров".
С Форума старого сайтаОбучение в начальной школе, в том числе, по системе Эльконина – Давыдова, является
безотметочным, но сама учебная деятельность ребенка подлежит обязательной
оценке, которая должна здесь носить более систематический и содержательный характер, чем в условиях традиционного обучения.
Ребенку самому предстоит придти к пониманию смысла, тех оснований, по которому учитель выставляет ему ту или иную отметку. В этом - необходимое условие развития у него полноценной способности и стремления к учению. А это значит: для того, чтобы «принять» внешнюю отметку, он уже должен обладать некоторыми умениями самооценивания, причем адекватного. Зачатки таких умений нужно развивать с момента прихода ребенка в школу, на этапе его первоначального вхождения в школьную жизнь (хотя делать это целесообразно уже в старшем дошкольником возрасте).
У моей коллеги Галины Цукерман есть такая простая, но очень действенная методическая разработка. В части инструкции я ее немножко изменил, чтобы можно было использовать и в школе, и дома, и в садике – в старшей и подготовительной группах. Вырезаем из бумаги небольшую полоску. По ее концам кладем два кружочка с изображением рожиц, с левого - грустной, с правого - веселой. Посредине перпендикулярно размещаем «метку» - маленький предмет, который можно двигать в направлении кружочков по воображаемой «шкале». Наносить «градуировку» (деления) на полоску не надо - иначе, это будет напоминать «шкалу отметок».
Допустим, ребенок выполняет какое-то задание: рисует, занимается прописями и т.д. Когда задание выполнено, говорим ему: а вот теперь попробуй стать настоящим учителем и сам оценить, как ты справился с решением этой задачки. Ты можешь двигать это кнопочку (пуговицу, спичку и т.д.) влево или вправо, к той рожице, которая больше похожа на ту оценку, которую ты сам себе поставил.
Ребенок может завышать самооценку, придвигая метку ближе к веселой рожице, или занижать ее, - придвигая ближе к грустной. В первом случае вы говорите примерно следующее: «Да, действительно с заданием ты в целом справился, но вот эти кружочки получились у тебя не так хорошо, как эти. Может быть, стоит передвинуть метку чуть левее?» и т.д. Во втором случае: «Эта линия у тебя и вправду вышла не очень аккуратной, но посмотри, как хорошо ты подобрал цвет неба на рисунке?» и т.п. Постепенно (от занятия к занятию) количество «критических» комментариев взрослого снижается. Хотя в случае неадекватной оценки, не лишний раз будет попросить ребенка снова проанализировать задание. В итоге маленький учащийся получает столь необходимый ему опыт самооценивания, которое становится все более адекватным, набирается уверенности, приступая к решению новых задач, начинает осмысленно относится к самой процедуре учения.
Главный принцип - удачными попытки должны измеряться все остальные, в том числе - не самые удачные, а не наоборот. Ребенка нужно ориентировать на лучшие образцы того, что и как он делает, и помогать ему исправлять свои - неизбежные! - ошибки (в которых, по словам В.В.Давыдова, также состоит смысл учения) исходя именно из этих образцов.
Благодаря этому мы добиваемся решения сразу нескольких задач. У ребенка развиваются не только простейшие умения самооценивания, но и произвольное внимание, контроль, способность к анализу своих действий, преодолевается неуверенность и страх перед ошибками, укрепляется доверие к обучающему взрослому.
Более подробно о том, как сделать так, чтобы ребенок не попал во власть «кнута» и «пряника» школьной отметки, не стал ее заложником, рассказано в сборнике «Оценка без отметки» (Рига, 1999), книгах и статьях Ш.А.Амонашвили, Г.А.Цукерман и др.
На развитие сайта