Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

 
» » Владимир Кудрявцева. Оценка в развивающем начальном обучении

Владимир Кудрявцева. Оценка в развивающем начальном обучении

  • Закладки: 
  • Просмотров: 1 398
  • печатать
  •  
    • 0

Педагогический совет в дошкольном учреждении московской школы "Лосиный остров".


С Форума старого сайта

Обучение в начальной школе, в том числе, по системе Эльконина – Давыдова, является безотметочным, но сама учебная деятельность ребенка подлежит обязательной оценке, которая должна здесь носить более систематический и содержательный характер, чем в условиях традиционного обучения.

Ребенку самому предстоит придти к пониманию смысла, тех оснований, по которому учитель выставляет ему ту или иную отметку. В этом - необходимое условие развития у него полноценной способности и стремления к учению. А это значит: для того, чтобы «принять» внешнюю отметку, он уже должен обладать некоторыми умениями самооценивания, причем адекватного. Зачатки таких умений нужно развивать с момента прихода ребенка в школу, на этапе его первоначального вхождения в школьную жизнь (хотя делать это целесообразно уже в старшем дошкольником возрасте).

У моей коллеги Галины Цукерман есть такая простая, но очень действенная методическая разработка. В части инструкции я ее немножко изменил, чтобы можно было использовать и в школе, и дома, и в садике – в старшей и подготовительной группах. Вырезаем из бумаги небольшую полоску. По ее концам кладем два кружочка с изображением рожиц, с левого - грустной, с правого - веселой. Посредине перпендикулярно размещаем «метку» - маленький предмет, который можно двигать в направлении кружочков по воображаемой «шкале». Наносить «градуировку» (деления) на полоску не надо - иначе, это будет напоминать «шкалу отметок».

Допустим, ребенок выполняет какое-то задание: рисует, занимается прописями и т.д. Когда задание выполнено, говорим ему: а вот теперь попробуй стать настоящим учителем и сам оценить, как ты справился с решением этой задачки. Ты можешь двигать это кнопочку (пуговицу, спичку и т.д.) влево или вправо, к той рожице, которая больше похожа на ту оценку, которую ты сам себе поставил.

Ребенок может завышать самооценку, придвигая метку ближе к веселой рожице, или занижать ее, - придвигая ближе к грустной. В первом случае вы говорите примерно следующее: «Да, действительно с заданием ты в целом справился, но вот эти кружочки получились у тебя не так хорошо, как эти. Может быть, стоит передвинуть метку чуть левее?» и т.д. Во втором случае: «Эта линия у тебя и вправду вышла не очень аккуратной, но посмотри, как хорошо ты подобрал цвет неба на рисунке?» и т.п. Постепенно (от занятия к занятию) количество «критических» комментариев взрослого снижается. Хотя в случае неадекватной оценки, не лишний раз будет попросить ребенка снова проанализировать задание. В итоге маленький учащийся получает столь необходимый ему опыт самооценивания, которое становится все более адекватным, набирается уверенности, приступая к решению новых задач, начинает осмысленно относится к самой процедуре учения.

Главный принцип - удачными попытки должны измеряться все остальные, в том числе - не самые удачные, а не наоборот. Ребенка нужно ориентировать на лучшие образцы того, что и как он делает, и помогать ему исправлять свои - неизбежные! - ошибки (в которых, по словам В.В.Давыдова, также состоит смысл учения) исходя именно из этих образцов.


Благодаря этому мы добиваемся решения сразу нескольких задач. У ребенка развиваются не только простейшие умения самооценивания, но и произвольное внимание, контроль, способность к анализу своих действий, преодолевается неуверенность и страх перед ошибками, укрепляется доверие к обучающему взрослому.

Более подробно о том, как сделать так, чтобы ребенок не попал во власть «кнута» и «пряника» школьной отметки, не стал ее заложником, рассказано в сборнике «Оценка без отметки» (Рига, 1999), книгах и статьях Ш.А.Амонашвили, Г.А.Цукерман и др.


  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
Владимир Кудрявцев. Как не спутать «обучаемость» с настоящим продвижением ребенка в учебе
10-10-2014
Владимир Кудрявцев.

Умение учиться по большому счету совпадает с
Что проспал Ваня и не проспал Петя?
01-12-2010
Что проспал Ваня и

В.Т.Кудрявцев. О страшных снах и страхе высоты у детей
09-11-2013
В.Т.Кудрявцев. О

Дмитрий Медведев - за отмену пятибалльной системы отметок
05-10-2009
Дмитрий Медведев -

С Днем Учителя!
01-10-2004
С Днем Учителя!

В замечательный праздник представителей той из
Обсудим на сайте
иконка
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Октябрь 2017 (35)
Сентябрь 2017 (38)
Август 2017 (49)
Июль 2017 (77)
Июнь 2017 (60)
Май 2017 (45)
У нас
  • Популярное
  • Мимо главной
Облако тегов
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
  • Реклама
  • Статистика


  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх