Я долго не понимал, почему Дали с его рвением к постижению генезиса и даже прагенезиса, не интересовали дети и детство. Теперь понял: Дали всегда тяготел к развитой форме. Исток без реки был для него ничто. Именно реку Дали мистически превращал в исток, тогда как обратная процедура доступна многим. Да и сам он, уже готовеньким гением вышел из яйца, который снесла Атомная Леда – Гала. Впрочем, - гением с избыточным запасом реинкарнаций.
Морфолог Дали избрал единицей эстетически воспринимаемого мира носорожий рог. Тело Христа и "Кружевница" Яна Вермеера, хлеб и подсолнух – объекты не просто значимые, но и мистически-сакральные для Дали – структурировала в его умозрении эта единица. И тут я вновь возвращаюсь к теме человеческого происхождения. Ведь эмбрион человека и любого другого животного своими очертаниями напоминает перевернутый носорожий рог. А Дали упоминает лишь об эмбрионе пшеницы, тогда как его любимый носорог гордо носит на своем носу символ собственного происхождения. Казалось бы, уже это было бы способно притянуть его внимание к эмбриону человека и далее – к ребенку. Но тогда рог носорога превратился бы в банальный "сенсорный эталон", который осваивают в детском саду дети, – наподобие огурца, цветом коего они поверяют зеленость травы. Для гения умозрения такой ход был бы, разумеется, неприемлем и непростителен. Отсюда следует, что эмбрион не может притязать на символ генезиса. Ибо, как уже было сказано, не исток символизирует реку, а совсем наоборот. Но для того, чтобы разглядеть в реке символ истока ее потоки все равно придется загнать в трубы носорожьих рогов. А затем - превратить эти рога во флейты, из которых можно было бы извлечь славный ноктюрн.
Гагра – Пицунда – Москва
Август 2006 г.
На развитие сайта