Авторизация

Сайт Владимира Кудрявцева

Возьми себя в руки и сотвори чудо!
 
{speedbar}

К 80-летию А.А.Леонтьева. "Научите человека фантазии..."

  • Закладки: 
  • Просмотров: 5 806
  •  
    • 1
Сегодня замечательному психологу и лингвисту академику РАО Алексею Алексеевичу Леонтьеву исполнилось бы 80 лет. После ухода своего друга, моего учителя Василия Васильевича Давыдова он, пожалуй, стал одним из самых заинтересованных, внимательных, вдумчивых, доброжелательных - среди всех мною «заслуженных», по А.А.Ухтомскому – собеседников по проблемам развивающего образования. Часами общения (не только по поводу этих проблем), которые он подарил мне, я дорожу до сих пор. И они не лежат мертвым грузом. Работают на развитие мысли, которого не бывает без такого общения. Как, впрочем, и самой мысли.

Можно быть трижды твердым и четырежды уверенным в своих суждениях, но если не хватает общения, не хватает «заслуженного собеседника», значит, «зона ближайшего развития» еще не пройдена.

Тут есть противоречие. С одной стороны, встреча с Личностью возможно только на твоей территории – в границах зоны твоего ближайшего развития. С другой, - Личность никогда не уместится целиком в этих границах, сколько их ни раздвигай, пусть совместными усилиями. В этот момент и должна включиться «фантазия», чтобы разрешить это противоречие…

Об этом – в статье А.А.Леонтьева.

Владимир Кудрявцев



К 80-летию А.А.Леонтьева. "Научите человека фантазии..."


А.А. Леонтьев
«НАУЧИТЕ ЧЕЛОВЕКА ФАНТАЗИИ... »
(ТВОРЧЕСТВО И РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)


Опубликовано в журн. «Вопросы психологии» (1998. № 5).

В огромном большинстве стран мира воспитание молодого поколения находится на уровне XIX столетия. Эта давняя система воспитания ставит своей целью прежде всего и по преимуществу подготавливать для общества квалифицированного участника производственного процесса. Все остальные потенции человеческого мозга эту систему практически не интересуют. Неиспользование этих потенций имеет результатом неспособность индивидуума к восприятию гигантски усложнившегося мира, неспособность связывать примитивно-психологически несовместимые понятия и явления... Привести эти потенции в движение, научить человека фантазии, привести множественность и разнообразие потенциальных связей человеческой психики в качественное и количественное соответствие с множественностью и разнообразием связей все усложняющегося мира — вот цель и содержание гигантской революции духа.. .
А. и Б. Стругацкие (1968)


Василий Васильевич Давыдов был не просто выдающимся педагогическим психологом (да и вообще психологом) современности. Теоретические прикладные исследования, связанные с его именем, составляют лишь часть его творческого наследия: едва ли не главное в этом наследии - попытка философско-методологического прогностического обоснования той гигантской революции духа, наступление которой предвидели братья Стругацкие. В этом смысле В. В. Давыдов является, как сейчас любят говорить, "культовой" фигурой. В нем были олицетворены самые прогрессивные тенденции советской педагогики, и не случайно именно он и его коллектив стали в начале 80-х гг. главной мишенью травли. Столь же не случайны дружба В. В. Давыдова с теми, кто объединился вокруг "педагогики сотрудничества", и его активнейшее участие в деятельности ВНИК "Школа".

Среди многочисленных печатных публикаций В. В. Давыдова есть одна, редко цитируемая (в том числе и им самим), но продолжающая быть в высшей степени актуальной и сейчас. Это небольшая статья 1974 г. "Принципы обучения в школе будущего" [4] (цитирую ее по сокращенной перепечатке в "Хрестоматии по возрастной и педагогической психологии"). Поражает, насколько она совпадает со словами А. и Б. Стругацких, приведенными в эпиграфе.

"В течение столетий, - пишет в этой статье В. В. Давыдов, - главная социальная задача массового обучения, воплощаемого в начальной школе, состояла в привитии.. . общекультурных знаний и умений (умения писать, считать, читать и элементарные представления об окружающем).. . Социальная задача школы диктовала не только отбор лишь утилитарно-эмпирических знаний и навыков, но проектировала общий духовный облик и общий тип мышления учащихся. Эта школа культивировала у детей закономерности эмпирико-рассудочного мышления, свойственного житейской практике человека. Это мышление носит классифицирующий характер и обеспечивает ориентацию человека в системе уже накопленных сведений о внешних особенностях и признаках отдельных предметов и явлений природы и общества. Такая ориентация необходима "в четырех стенах дома", при выполнении стереотипных трудовых действий, но она совершенно недостаточна как для овладения подлинным духом современной науки, так и началам творческого отношения к действительности (подобное отношение предполагает понимание внутренних противоречий вещей, которые как раз игнорируются эмпирическим рассудком)" [4; 296-297].

Творческое отношение к действительности, следовательно, предполагает теоретическое мышление. (Ниже в той же статье, на с. 300 В. В. Давыдов говорит, что последнее "лежит в фундаменте творческого отношения человека к действительности".)

В последней опубликованной при его жизни книге В. В. Давыдов, к сожалению, очень мало говорит о проблеме творчества. Развивая идею личности как творчески действующего индивида, В. В. Давыдов определяет акт творчества как "реальное преобразование предметной действительности, культуры и самого себя" [5; 55]. При этом он включает в понятие творчества также нравственное творчество. Но на этом он останавливается - и возвращается к творчеству лишь в контексте воображения и "нестандартных и оригинальных решений задач" [5; 144]. По существу, как бы широко ни видел В. В. Давыдов проблему творчества, в данной книге реализуется в основном приведенный выше его тезис о том, что теоретическое мышление лежит в фундаменте творчества.

В этом смысле позиция В. В. Давыдова не слишком отлична от более традиционных психологических подходов ([6], [9] и др.). Иными словами, понятие творчества, творческого отношения к действительности здесь интеллектуализировано, в какой-то степени даже редуцировано до продуктивной и познавательной деятельности.

Попытаемся, оставаясь на позициях развивающего образования, подойти к проблеме творчества с другой стороны, а именно, - со стороны целостной личности в ее отношении к миру независимо от вида и внутренней структуры той или иной конкретной деятельности.

Начнем с того, что творчество отнюдь не сводится к деятельности по созданию новых материальных и духовных ценностей, как определяет его словарь "Психология" [10; 393] (справедливости ради заметим, что это определение восходит к определению творчества Л. С. Выготским как "создания нового"). Такое понимание верно лишь с точки зрения "процессуального" подхода к творчеству, который скорее следовало бы назвать "результативным". Не случайно в той же словарной статье говорится о продукте творчества как об "отличающемся новизной, оригинальностью, уникальностью". Эта "новизна", однако, никак не может быть положена в основу психологического, а тем более педагого-психологического понимания творчества. Даже если говорить о художественном творчестве, такое понимание оставляет в стороне огромный пласт так называемого исполнительного творчества - определять его творческий характер через оригинальность конечного продукта представляется нам натяжкой.

Под общим названием творчества объединяются разные его виды: техническое, педагогическое, наконец, то, что В. В. Давыдов называет этическим творчеством; кроме того, еще Л. С. Выготский говорил о "творческих способностях к быстрой и умелой социальной ориентировке" [2; 100], о "творчестве социальных отношений".

Кстати, именно Л. С. Выготскому принадлежит чеканная формулировка основной задачи будущей педагогики. Жизнь в ней "раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому" [2; 346]. Речь идет не о новом продукте, а о новой действительности как системе взаимоотношений индивида (а точнее, формирующейся личности) и мира (ср. у А. Н. Леонтьева критику педологии за то, что в ней "ребенок извлекался путем абстракции из реального процесса жизни, из того взаимодействия, которое и есть его действительное существование" [7; 110]). В последнее время эта позиция особенно четко сформулирована Т. Ярвилехто: "Жизнь - это постоянное учение, и, напротив, без учения нет жизни. Учение как раз и представляет собой постоянное изменение системы, состоящей из организма и среды, ее движение, дифференциацию, расширение, усложнение способов действия и появление новых результатов" [13; 23].

Вернемся к видам творчества. Очевидно, что они психологически неравноценны, например, техническое и художественное творчество по-разному соотнесены с теоретическим мышлением (мы, естественно, не можем здесь подробнее анализировать это различие). Но кое-что их объединяет. Это способность человека "действовать в неопределенных ситуациях" [1; 583].

Условием (но не содержанием) такой способности является самореализация (самоопределение) личности (см. [8]). С деятельностной точки зрения такая способность многослойна - она, в частности, может проявляться на уровне как целостной личности (художественное творчество), так и операциональных компонентов продуктивной или познавательной (учебной) деятельности (решение так называемых творческих задач), на уровне структуры ориентировочной активности и перестройки ориентировочной основы деятельности, а в конечном счете образа мира (научное творчество) и т. д. Но во всех случаях мы имеем дело с самостоятельным "строительством" системы отношений между отдельной личностью и предметным и социальным миром, интегральной частью которого эта личность является. Новизна здесь не в объективно новом конечном продукте, а в самостоятельном созидании системы взаимоотношений с миром или, лучше сказать, в преобразовании мира (отнюдь не обязательно "вещного", скорее социального, мира деятельности и отношений: "мир в полноте своей должен быть представлен вообще не как предмет, а как процесс" [12; 447]) через собственную деятельность. "Каждый новый человек - новое открытие. Новое содержание открывающейся истины. Новый кусок живой истины. Чем более он тебе противоречит, тем лучше. Ибо это значит, что он зовет тебя из твоей ограниченной и уравновешенной, устоявшейся абстракции к новому, еще не оцененному" [12; 209].

В педагогическом плане, следовательно, главное в творчестве - это осознание ребенком себя как "нового открытия", как активного, преобразующего (в широком смысле) начала, как строителя мира, реализующего в процессе этого строительства свою личность и свои отдельные способности, знания и умения. Вслед за М. М. Бахтиным можно говорить здесь о "моем не-алиби в мире". Это формирование смысловой установки на творчество. И одновременно это выращивание потребности риска, психологической установки на надситуативную активность, небоязни выхода за очерченный предел, способности и потребности занять собственную позицию и принять собственное решение независимо от внешних воздействий и независимо от сиюминутных условий и ограничений.

Если "поведение человека представляет собой лишь одну из немногих осуществившихся возможностей" [2; 46], то смысловая установка на творчество предполагает открытие перед человеком (в нашем случае ребенком) всего спектра этих возможностей и ориентацию его на свободный, но ответственный и так или иначе обоснованный выбор той или иной возможности - или же нахождение им новых возможностей, не предусмотренных опытом ребенка и его социальной среды.

Как правильно замечает В. В. Давыдов, "нельзя выявить подлинные глубины творческого потенциала человека, оставаясь лишь в пределах устоявшихся форм его деятельности и уже принятых систем обучения и воспитания, так как в других условиях жизни и в других системах обучения и воспитания этот потенциал может существенно меняться. Цель развивающего образования как раз и состоит в том, чтобы углубить его и расширить" [5; 142].

Но едва ли можно при этом отталкиваться только от развития теоретического мышления в его противопоставлении эмпирическому.

Закончу эту статью-эссе опять-таки словами братьев А. и Б. Стругацких, снова почти дословно совпадающими со словами и мыслями В. В. Давыдова: «Нельзя ожидать сколько-нибудь серьезного изменения массового человека, пока господствуют формы воспитания и образования, выработанные еще троглодитами. Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой.. . » [11; 394].

1. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М. ; Воронеж: Ин-т практ. психологии, 1996.
2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991.
3. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Работник просвещения, 1926.
4. Давыдов В. В. Принципы обучения в школе будущего // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946—1980 гг. / Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1981.
5. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: Интор, 1996.
6. Исследование проблем психологии творчества / Отв. ред. Я. А. Пономарев. М.: Наука, 1983.
7. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского // Вопр. психол. 1998. № 1. С. 108—124.
8. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.
9. Психологические исследования творческой деятельности / Отв. ред. О. К. Тихомиров. М.: Наука, 1975.
10. Психология. Словарь. 2-е изд. М.: Политиздат, 1990.
11. Стругацкий А., Стругацкий Б. Страна багровых туч: Рассказы. Статьи, интервью. М.: Текст, 1993.
12. Ухтомский А. А. Заслуженный собеседник. Этика, религия, наука. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.
13. Ярвилехто Т. Учение, роль учителя и новые технические средства обучения // «Школа 2000.. . ». Концепции. Программы. Технологии. Вып. 2. М.: Баллас, 1998.




На развитие сайта

  • Опубликовал: vtkud
Читайте другие статьи:
#0 - 75-летию со дня рождения Василия Васильевича Давыдова посвящается
21-04-2014
#0 - 75-летию со дня рождения Василия Васильевича

Содержание В.В. Давыдов. Биографическая справка В.В. Давыдов. Анализ дидактических принципов традиционной школы и возможные
И.А.Раскин. Россия: зона ближайшего развития. Вопросы-тезисы к докладу (1.12.05)
27-11-2005
И.А.Раскин. Россия: зона ближайшего развития.

75-летие В.В.Давыдова
31-08-2005
75-летие В.В.Давыдова

  • Календарь
  • Архив
«    Октябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 
Октябрь 2024 (7)
Сентябрь 2024 (31)
Август 2024 (36)
Июль 2024 (23)
Июнь 2024 (42)
Май 2024 (41)
Наши колумнисты
Андрей Дьяченко Ольга Меркулова Илья Раскин Светлана Седун Александр Суворов
У нас
Облако тегов
  • Реклама
  • Статистика
  • Яндекс.Метрика
Блогосфера
вверх